Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сбор информации для написания обзора литературы




Основные источники информации: библиотеки, Интернет, специалисты в области исследования. Автор не должен ограничиваться только отечественной литературой. Количество используемых источников на иностранных языках составляет 20-30% всех источников. Не менее половины используемой литературы должно быть не старше 5-7 лет. Большинство из них должно относиться к рецензируемым статьям и обобщающим монографиям.

Кроме библиотек кафедры и университета, нужно использовать научные городские библиотеки. При необходимости можно сделать запрос в научные библиотеки через межбиблиотечный абонемент. Для студентов факультета почвоведения, агрохимии и экологии РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязева, в первую очередь, рекомендуются Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ, Орликов пер., д.3, м. Красные ворота) и Библиотека естественных наук – филиал Библиотеки им. Ленина (БЕН, Малый Знаменский пер., д.11, м. Боровицкая ). Кроме того, можно использовать библиотеки Московского общества испытателей природы (МОИП), МГУ, ГПНТБ, а также библиотеки соответствующих научно-исследовательских институтов (ВНИИА имени Д.Н.Прянишникова и др.)

Источники информации:

· Реферативные журналы - сводные тома ВИНИТИ «Экология», «Химия» за последние 5-10 лет (имеются в свободном доступе в справочно-библиографическом кабинете или в читальном зале).

· Научные журналы (Почвоведение, Агрохимия, Агроэкологический вестник, Агрохимический вестник, Известия АН РФ, Экология, Лесоведение и т.д., а также зарубежные издания). Большинство российских журналов за последние годы имеется в свободном доступе.

· Компьютерные каталоги в библиотеках, которые по ключевым словам дают список и краткое содержание  работ.

· Библиографические ссылки в конце книг и статей, уже найденных по теме.

· Готовые обзоры по многим темам, выпущенные ВИНИТИ, или журналами (особенно, “Успехи экологии”).

· Удачное введение в научные проблемы делают такие журналы, как “Природа” и “В мире науке”.

· Интернет как источник информации. Универсальные поисковые системы по ключевым словам – Yandex, Google и др.

Для поиска литературы можно использовать: каталоги (алфавитный, отдельно для периодики, книг и статей, предметный, персоналии), включая компьютерный вариант, а также издания в свободном доступе (т.е. их не нужно заказывать).

Научная литература

Монография - книга одного или нескольких авторов (соавторов). Обычно сложные научные книги с подробным анализом проблемы и полным списком библиографии.

Сборник статей – статьи разных авторов, объединенные общим направлением исследований.

Сборник тезисов – материалы конференций, в которых работы авторов представлены короткими текстами.

Научный журнал – включает научные статьи (иногда существует в электронной версии).

Реферативный журнал – содержит краткие рефераты отечественных и зарубежных публикаций (ВИНИТИ, Biological Abstracts и др.).

Есть и другие жанры: энциклопедии, словари, коллективные монографии, стандарты и пр.

Для составления личной картотеки библиографических данных можно использовать библиографические карточки или отдельные листы тетрадей со съемными блоками. Последние удобны тем, что на них обычно хватает места для конспекта работы.

Наиболее универсальный вид записи - это конспект. С конспектом у выпускника меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок и даже тезисов, не говоря уже о набросках «для себя». При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб краткости. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте может найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу. Но всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться - где авторское, а где ваше личное понимание вопроса. При изучении литературы нет необходимости отражать в конспекте все содержание анализируемых книг или статей. Важно избежать простого перечисления фактов (кто, что и когда исследовал). Необходимы обобщение и критический анализ освоенного литературного материала, четко сформулированное отношение выпускника к работам разных исследователей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду источников, позволяющий более или менее полно охарактеризовать состояние исследуемого вопроса, сопоставить и проанализировать различные точки зрения, определить подход к изучению проблемы.

3. Обоснование актуальности, новизны, определение

    цели и задач исследования

 

Определяя исходные параметры квалификационного исследования, важно обосновать его актуальность, новизнуи практическую значимость. Новизна работы - это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе дипломного проектирования, не известные ранее науке и практической деятельности.

Изучение и анализ имеющейся литературы вплотную подводит студента к тому, чтобы сформулировать концепцию, цель и конкретизировать задачи, поставленные в общем виде в задании на выполнение дипломной работы. Задачи отражают поэтапное достижение цели. Цель работы – это общая формулировка направления исследований. По тексту близка к теме выпускной квалификационной работы, конкретизируя её. Желательно избегать слов “изучить” или “исследовать”, поскольку они обозначают лишь процесс работы, а цель его - выяснить какие-то закономерности, оценить, разработать, и т.д.

 При этом уточняются предмет и границы дипломного исследования. Например, следует решить вопрос о том, должно ли проводимое исследование дополнить наши представления о той или иной области действительности без изменения их принципиального существа. В этом случае может быть поставлена задача уточнить ранее известное с помощью специально организованного исследования, которое расширит существующие представления в данной области знаний. Возможен и другой вариант, когда в результате изучения и анализа литературы возникает необходимость проведения не прикладного, а теоретического исследования, требующего разработки новой концепции, идеи, закономерности и т.д.

Составление плана исследования и разработка  методики

После уточнения задач исследования студент разрабатывает план дипломной работы, нацеленный на их реализацию. Затем необходимо составить календарный рабочий план, определяющий последовательность выполнения отдельных частей дипломной работы. Работа над планом - творческий процесс. Именно в процессе составления плана студент должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие, у него новые мысли, замыслы, предложения.

Параллельно с планированием разрабатывается методика исследования. Она должна строго соответствовать его задачам и логике, природе изучаемых явлений. Методика исследования включает в себя этапы работы, обоснование выбора методик, выборку, получение первичных результатов, способы их обработки, интерпретацию, обобщение. Достоверность и надежность научных результатов существенно возрастет, если методы исследования применяются в комплексе, дополняют друг друга, обеспечивают необходимую представительность экспериментального и литературного материала, сочетание качественного и количественного анализа. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...