Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изучение и анализ литературы




ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ

 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Методические указания

Москва 2016

    УДК 574.4-378.2(083.131)

    ББК 40.1 Я81

    В 44

   Подготовка и защита выпускной квалификационной работы:Методические указания / И.И. Васенев, В.А Раскатов, Д.А.Постников, Е.Б. Таллер, С.Л. Игнатьева, И.В. Сластя, В.И., А.В. Бузылёв. М.: Изд-во РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016. 64 с.

 

Издание содержит методические указания по написанию и защите выпускной квалификационной работы и даёт возможность студенту своевременно подготовиться к выполнению цели и задач, грамотному использованию научных и специальных терминов, умению самостоятельно выполнять главы работы, правильности оформления таблиц, графиков и творчески использовать свой научный потенциал для решения ситуационных экологических задач, систематизации, анализа и обобщения полученной экологической информации с обязательным критическим анализом полученных результатов, формулировать выводы и научно-практические рекомендации.

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета почвоведения, агрохимии и экологии (протокол № 44/03 от 15 марта 2016 г.).

 

Рецензент – профессор В.И. Савич

                                                               

                                         

 

     © Васенев И.И., Раскатов В.А., Игнатьева С.Л., Постников

     Д.А., Таллер Е.Б., Сластя И.В., Бузылёв А.В.,  2016

        © ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016

                                                          

 

Введение

 

 

Важным и завершающим этапом обучения студентов  в РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева является выполнение и защита выпускной  квалификационной  работы. Она отражает общий уровень профессиональной подготовки студента, а также его участие в научно-исследовательской деятельности в  высшем учебном заведении.

 Материалы исследований, полученные студентом в ходе производственной практики на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных хозяйствах, в научных подразделениях РГАУ-МСХА и ведущих НИИ РАН , составляют в дальнейшем основу его выпускной квалификационной работы. Она, как правило, готовится на базе собственных экспериментальных данных, но может быть подготовлена на основе творческого обобщения данных научно-исследовательской и производственной работы с обязательным критическим анализом полученных результатов и объективными выводами по ним и направлена на решение конкретной (частной) агроэкологической и экологической задачи и содержит  современный научный материал, имеющий теоретическую и практическую значимость.

 

 

Выполнение выпускной квалификационной работы по направлению 05.03(04).06 «Экология и природопользование» включает в себя следующие этапы:

1. Выбор и предварительное обоснование темы выпускной квалификационной работы. 6.Написание, оформление и защита отчёта по производственной практике на заседании кафедральной комиссии.
2. Изучение и анализ литературы по избранной теме исследовании. 7.Написание глав и оформление    квалификационной работы.  
3.  Обоснование актуальности, новизны, определение цели и задач исследования. 8.Предзащита квалификационной работы на заседании профильной комиссии кафедры экологии.
4.Составление задания  исследования и перечень решаемых в работе вопросов. 9.Исправление замечаний по результатам предзащиты, завершение оформления работы, получение рецензии и рекомендаций.
5.Организация и проведение полевых, лабораторных и информационно-аналитических исследований. 10. Защита выпускной квалификационной работы в государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Выбор темы

    Выбор темы - ответственный этап, определяющий характер и содержание выпускной квалификационной работы. Формулировка темы должна быть конкретной и, по возможности, краткой. Важно избежать, с одной стороны, неопределенно общего, с другой - излишне детального, названия. Допустимо использовать уточнение темы в скобках ( на примере ……).

Примерная тематика выпускных квалификационных работ ежегодно обновляется и утверждается на заседаниях кафедры экологии и  профильных кафедрах . Студент вправе сам предложить тему выпускной квалификационной работы, сформулировав и обосновав её актуальность. Например, предлагаемая студентом тема   может быть продолжением и дальнейшим развитием его курсовой работы. После того как тема выбрана, сформулирована и согласована с руководителем, студент пишет заявление на имя заведующего  кафедрой экологии о закреплении за ним темы дипломной работы. Выбор темы выпускной квалификационной работы и её утверждение должны быть завершены до окончания восьмого семестра. Формулировка темы дипломной работы с указанием научного руководителя и консультанта согласовывается на заседании кафедры, утвержденная приказом декана факультета и проректором по учебной работе и  изменениям не подлежит.

Утвержденный заведующим кафедрой экологии  список тем выпускных квалификационных  работ, Ф.И.О., ученых степеней и званий руководителей и рецензентов кафедры представляется в деканат.

Примечание. Задержка в представлении выпускных квалификационных работ  допускается только при наличии особенно уважительной причины и обязательно при своевременном согласовании срока подачи с деканатом. В противном случае деканат и ГЭК имеют право не принять работу к защите и отложить защиту на следующий год. Затем студент получает от руководителя задание на выполнение дипломной работы, которое утверждается заведующим  кафедрой. В случае необходимости в задании на выпускную  квалификационную  работу могут быть указаны консультанты по соответствующим разделам.

Изучение и анализ литературы

ГЛАВА 1  ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Начальной фазой выполнения выпускной квалификационной  работы является подбор научной и методической  литературы по теме исследования. Это позволяет студенту понять историю и современное состояние вопроса, наметить оптимальную методику выполнения работы. Значительно рационализируют и облегчают поиск и нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематический. Можно также воспользоваться указателями статей профильных журналов. Будущим экологам и  агроэкологам окажут помощь журналы: «Использование и охрана природных ресурсов в России», « Проблемы региональной экологии», «Природные ресурсы и охрана окружающей среды», «Планета Земля», «Сибирский экологический журнал», « Природа и человек», «Экологический вестник», «Агрохимический вестник»,  «Токсикологический вестник», «Экологическое право», « Экология и жизнь», «Почвоведение», «Агрохимия»  и т.д. Большую помощь в поиске необходимой информации оказывают реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания. В настоящее время возможности поиска литературы значительно возрастают при использовании сети Интернет.

В Центральной научной библиотеке имени Н.И.Железнова организован открытый доступ студентов к научно-методической информации на иностранных языках – через систему «электронная библиотека».

Приступая к квалификационной  работе, студент составляет свою картотеку соответствующей литературы по теме и смежным вопросам. Картотека организует и предельно облегчает каждодневное общение с литературой, делает работу с ней целеустремленной. Личная картотека может содержать много дополнительных данных по сравнению с библиотечными каталогами. На карточках приводятся сведения о степени пригодности книги или статьи для квалификационной работы; о предполагаемых путях ее использования: названия параграфов или глав, где может быть полезная информация, почерпнутая из этого источника; номера нужных страниц, откуда следует сделать выписки; библиотечные шифры; в какой библиотеке можно найти эту книгу и т.д.

Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогут накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках. Над каждой выпиской надо указывать проблему, о которой вы пишите, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Выписки, сделанные на карточках, особенно удобны, когда возникает необходимость собрать материалы из разных источников по одному и тому же вопросу.

Для последующего составления списка литературы к дипломной работе очень важно не забыть выписать библиографические данные. Для книги это фамилия автора (-ов), инициалы, название книги, год, город, издательство, общее количество страниц. Для статьи в журнале или сборнике нужно указать фамилию автора, инициалы, название статьи, название журнала или сборника, год, том, номер, страницы. Её цель - логично и полно изложить основные достижения в данной области, а также определить круг нерешенных вопросов, на основе анализа научной литературы. Примерный объем обзора – 15-20 страниц.

 В обзоре литературы отражается методологический аспект развития выбранного научного направления. Кратко объясняется его актуальность, теоретическая и практическая значимость.

Из обзора библиографии становится ясно, насколько полно студент-дипломник знает труды исследователей (классиков и современников) по тому или иному разделу агроэкологии (или близкой научной дисциплины -почвоведению, ландшафтоведению и т.д.; в какой мере заимствует их взгляды, повторяет методические недоработки или же аргументированно высказывает свою точку зрения. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с научным приоритетом.

Можно сделать краткий экскурс в историю рассматриваемой проблемы. При этом, как и в остальных частях обзора, нужно идти не по пути перечисления достижений отдельных авторов, а следовать логике развития основных идей. Обязательно нужно показать современное состояние вопроса: что к данному моменту сделано, какие существуют точки зрения, показать сильные и слабые стороны каждой. Выделить проблемы, к решению которых подошла сегодня наука, включая тот вопрос, которому посвящена дипломная работа. Эта часть обзора должна обосновывать актуальность и новизну выбранной темы.

Перечисленные рекомендации касаются составления любого обзора литературы. Однако нередко возникает необходимость обсудить объект, который привлекается для решения проблемы. Это необходимо делать, когда речь идет о малоизвестных широкой аудитории группах организмов, химических веществах, физиологических или химических процессах или явлениях в изучаемых объектах и их экологическая оценка т.д. В таких случаях целесообразно дать краткую характеристику объекта или процесса с упоминанием тех его особенностей, которые будут рассмотрены в дальнейшей работе.

В зависимости от характера работы в обзоре литературы может преобладать анализ вопросов, связанных с проблемой, либо с характеристикой объекта исследований. Кроме того, желательно разъяснять значение специальных терминов, используемых автором. Целесообразно составлять по литературным данным  таблицы (с обязательной ссылкой на первоисточники), приводить их в обзоре и использовать в дальнейшем анализе.

Текст должен быть написан ясно и кратко. Нужно избегать общеизвестных и банальных фраз, вводных слов («одним словом», «так сказать», «как мы видим» и пр.), без которых можно обойтись. Напротив, характерны для научных текстов слова: «так», «например», «таким образом», «следовательно» и т.д. Редко употребляют пассивные обороты (вместо «исследовались», «брались» пишут «исследовали», «брали»). Неуместны, с одной стороны, излишняя образность, эмоциональность, с другой, наукообразие и канцеляризм. Обычно принято высказывать суждение не от первого лица (например: «Я думаю» и т.д.), а от множественного («Мы полагаем» и т.д.). Часто используют безличные предложения («Предполагают, что», «Известно, что» и т.д.). Все перечисленное относится к особенностям стиля научного языка, овладение которым говорит о квалификации студента пишущего выпускную квалификационную работу.

Желательно структурировать обзор литературы на подразделы одного –двух уровней с последовательной детализацией и конкретизацией рассматриваемых вопросов, от наиболее общих проблем к частным проблемам, исследуемых в квалификационной работе.

Основные требования к обзору литературы –ссылки на источники информации, позволяющие точно сказать, кому принадлежит выявление данного факта, высказывание концепции или  особого мнения. Это необходимо делать, даже если чужая мысль или данные излагаются без прямого цитирования (без кавычек). Обычно ссылка представляет собой фамилию автора (без инициалов) и год работы, заключенные в скобки в конце предложения, например (Иванов, 2006). Если фамилию автора упоминают по тексту, то перед ней обычно ставят инициалы и в скобках указывают год работы без повторения фамилии. Например, «В.Н. Сукачев (1939) сформулировал …».

Когда у работы 3 автора и больше, то приводят только фамилию первого, например, Иванов и др., 2009  или Ivanov et al., 2009. Если по тексту упоминают фамилию автора на иностранном языке, то пишут ее в русской транскрипции, а ссылку помещают, как обычно, в конце предложения на языке оригинала. Например, «А. Тэнсли ввел в науку понятие экосистемы (Tansley, 1935)».

Если источников несколько, их перечисляют по годам: от ранних работ к более поздним, не зависимо от того, на каком языке написана работа. Часто используют, например, такие обороты: «Было показано, что ... (Максимов, 2008)», «Многие авторы обнаружили эффект ... (Тиунов, 2003; Andersen, 2007; Уваров, Потапова, 2008 и пр.)».

Завершить обзор желательно кратким (один абзац) заключением, в котором сформулированы основные итоги развития данного направления и стоящие перед дипломником  задачи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...