Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 17 Особенности развития экономики западных стран во второй половине XX века.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Вопросы 1. Общие изменения экономической политики в ведущих зарубежных странах в середине века и развитие мирового хозяйства в конце ХХ века. 2. Экономика Великобритании в период 1950 -1979 гг. Реформы М. Тэтчер. 3. Политика «дирижизма» во Франции. Экономика Франции в 1980 -1990г. 4. Реформы Л. Эрхарда в Германии. Экономика Германии в 1970-1990 гг. Вопрос 1. В середине ХХ века основой экономической политики на Западе являлась национализация, котораясчиталась самым простым методом изыскания средств для ускоренной модернизацииэкономики. Так к 1960 гг. собственностью британского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, взначительной степени электротехническая и автомобильная промышленность, а также банковская система. Еще более решительно проходила национализация во Франции. Так, в конце 1950-х гг. французскому государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, государство владело около 40% национального богатства и производило на своих предприятиях 13% ВВП. В условиях создания обширного госсектора экономики возникала необходимость в государственном средне- и долгосрочном национальном планирования. При этом госсектор этих государств получал прямые плановые задания, а планирование частного сектора происходило с помощью косвенных мер (фиксирования цен, предоставления сырья и кредитов, нормирования иностранной валюты, а также разнообразных мер финансового контроля). В отличие от директивногосоциалистического планирования, где план был законом для всех, данный вид экономических программ носил индикативный,рекомендательный, взаимовыгодный характер и являлся формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. Например, во Франции с 1947 по 1980 гг. были осуществлены семь народнохозяйственных планов. Так, согласно планам 1960-х гг. государство инвестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельское хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу образования и быта (на треть). Остальные инвестиции представляли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различных фондов, ценные бумаги и пр. В США планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве, его доля в ВВП 1950—1960 гг. превышала 20%, так и в государственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйственной продукции, особенно большое значение принадлежало государственной платной консервации фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства. Огосударствление хозяйства стран Запада положительно сказалось на их социально-экономическом развитии в первом послевоенном двадцатипятилетии. Однако понижение темпов экономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся научно-техническая революция, создавшая условия для кардинального изменения технологической базы. Повышение эффективности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государственного регулирования. Поэтому для экономик ведущих стран мира с середины 90-х годов были характерным следующие направления развития: 1) стабильность темпов экономического роста (в среднем до 3% в год) на основе развития информационной революции, новых технологий, «деиндустриализации» и роста удельного веса сферы услуг; 2) глобализация финансовых рынков; 3) усиление взаимодействия национальных экономик, развитие региональных интеграционных процессов; 4) усиление частную инициативу, приватизация государственных предприятий, либерализация внутри- и внешнеэкономических связей; 4) усиление внимания государства к социальной сфере, в частности к образованию и здравоохранению. Стабильный экономический рост во многом являлся результатом глобальной конкуренции и либерализации внешней сферы мирового хозяйства, что выражалось в расширении мировой торговли. Качественно новые черты приобретала интернационализация мирового хозяйства. С распадом социалистического лагеря и СССР все большее число стран включились в систему мировых хозяйственных связей. Шире стали применять единые для всех стран стандарты, связанные с загрязнением окружающей среды, технологиями, деятельностью финансовых институтов, национальной статистикой и т.д. Международные организации, в частности МВФ, выработал единые критерии в макроэкономической и налоговой политике, политике в области занятости и др. Деиндустриализация экономики начала проявляться в большинстве развитых стран мира начиная с 60-х годов. Она выражалась в увеличении доли занятых в сфере услуг и сокращении ее в сфере производства (отраслях промышленности и сельского хозяйства). Например, в США доля занятых в сфере услуг выросла с 56% в 1960 г. до 73% к середине 90-х годов. В промышленно-развитых странах в 1970—1980 гг. провели широкую приватизацию- передачу права собственности на капитал государственного предприятия частным лицам или акционерным обществам. В результате приватизации укрепился малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем бизнесе было занято 2/3 работающих). С 80-х годов активно проводилась приватизация объектов телекоммуникаций, предприятий добывающих отраслей, в производстве и распределении электроэнергии, в финансовой сфере. Владельцами разгосударствленных компаний становились как внутренние, так и внешние инвесторы. В современной экономической политике, в отличие от кейнсианских концепций, новая роль отводится государству. Функции государства сосредоточиваются главным образом в сфере регулирования финансов и кредита, налоговой системы. Оно должно выступать в качестве гаранта основ законности, стабильности макроэкономической обстановки, социального обеспечения и образования, защиты окружающей среды. В ведущих странах мира на первое место выходят проблемы социальной сферы. Достигнутый уровень материального производства и потребления требует глубоких социальных подвижек. Лидирующие позиции в этом занимают США. Вопрос 2. В Великобритании основой экономической политики государства по восстановлению хозяйства стало сокращение избыточного спроса в стране, уменьшение импорта, максимальное увеличение экспорта, стимулирование вложений капитала. Другим важным мероприятием правительства было снижение цен на сырье, топливо, электроэнергию, транспортные тарифы для компаний-экспортеров. Национализация проводилась через выкуп ряда отраслей и отдельных предприятий. Национализировались электростанции, внутренний транспорт, некоторые предприятия угольной и газовой промышленности. Бывшие владельцы получали облигации с гарантированным доходом (3,2%). Расходы государства по выкупу осуществлялись за счет бюджета. Для уменьшения размера импорта продуктов была принята специальная четырехлетняя программа увеличения сельскохозяйственного производства. Она предусматривала предоставление субсидий фермерам на мероприятия, связанные с ростом урожайности, повышением продуктивности скота, сохранением стабильными цен на сельскохозяйственную продукцию. В результате в 50-е годы английское сельское хозяйство стало самым механизированным в мире. Для оздоровления финансовой системы правительство проводило политику «суровой экономии»: замораживалась заработная плата, увеличивались налоги, сокращались затраты на социальные нужды. Для увеличения размера накопления капитала и обновления производства посредством налоговых льгот проводилась политика ускоренной амортизации. В 50—60-е годы продолжалось активное государственное вмешательство в экономику как экономическими, так и административными методами. Большое распространение наряду с национализацией предприятий получила практика создания государственно-частных компаний, особенно в автомобильном и сталелитейном производстве. В связи с кризисом платежного баланса в 60-е годы английское правительство обратилось к индикативному планированию. План экономического развития, составленный на 1965—1970 гг., предусматривал: увеличение ВВП на 25%, повышение уровня жизни. Предполагалось ограничительное регулирование цен, прибылей, дивидендов. Однако добиться желаемых результатов не удалось. В 1973 г. в стране наступил энергетический кризис. Он сопровождался ростом цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, усилением инфляции, ухудшением торгового баланса. Вступление Великобритании в ЕЭС обострило конкуренцию со стороны ее членов. Однако кризис был значительно сглажен открытием и освоением нефти и газа в Северном море. Для преодоления кризиса в 1974 г. была предпринята попытка использования на практике кейнсианских рекомендаций дефицитного финансирования. Дефицит бюджета покрывался выпуском правительственных облигаций и векселей, что привело к увеличению денежной массы. С 1975 г. экономический курс правительства начал изменяться. Стимулировалось развитие передовых отраслей, отменялся контроль за вывозом капитала, предусматривалась долгосрочная антиинфляционная политика. В целом период с 1950 по 1980 г. был достаточно успешным для развития промышленности, производство выросло в 3 раза. Этому способствовали такие факторы как: активные действия правительства по регулированию и стимулированию экономического роста; фундаментальное обновление отраслей, сопровождавшееся структурной перестройкой промышленности, переливом капиталов в прогрессивные отрасли; сокращение вывоза капитала из страны в связи с распадом колониальной системы, что увеличивало вложения в собственную экономику. В 1979—1981 гг. наступил экономический кризис, который был сравним с кризисом 1929—1933 гг. Новое правительство во главе с М. Тэтчер приступило к реформам, в основу которых был заложен принцип экономического либерализма. Проводимые реформы затронули различные сферы экономики и осуществлялись по нескольким направлениям. В системе денежного обращения правительство придерживалось монетаристской концепции, т.е. жесткого ограничения денежной массы в обращении. Бюджетно-налоговая политика была основана на относительном (по отношению к ВВП) сокращении государственных расходов. Налоговая система реформировалась в направлении поощрения предпринимательства, а также изменения налогообложения по группам населения. Предусматривалось снижение ставок подоходного налога и увеличение косвенных налогов (в частности, НДС). Изменялись формы предоставления финансовой помощи бизнесу. Основной упор был сделан на ускоренное развитие новых прогрессивных отраслей — микроэлектронику, волоконную оптику, производство роботов. Значительно ужесточились критерии предоставления предприятиям финансовой помощи. Правительство отказалось от прямого субсидирования предприятий, но расширяло финансирование мероприятий по внедрению новых технологий. Важным шагом в реализации принципа экономического либерализма была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, почта, снабжение). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного предпринимательского сектора. Доходность приватизированных предприятий возросла в 3—7 раз. Денационализация сопровождалась дерегулированием экономики. За годы правления М. Тэтчер был упразднен контроль над ценами, заработной платой и дивидендами, движением валюты. Изменялась социальная политика. Она была направлена на сокращение социальных выплат, уменьшение издержек предпринимателей на рабочую силу, усиление зависимости заработной платы от размера получаемой прибыли. Реформы затронули также внешнеэкономическую деятельность. Были отменены существовавшие в течение 40 лет ограничения на экспорт капитала, после чего он стал быстро увеличиваться. Основная часть капитала направлялась в США, Kaнаду и страны ЕЭС. Поощрялись также иностранные вложения. Ведущее место импортеров капитала занимали американские компании. Правительство сохраняло высокие расходы на проведение научных исследований, опытно-конструкторские работы в военной области, осуществляло контроль за всеми научно-исследовательскими работами по разработке ядерного оружия. Таким образом, в результате активных действий были достигнуты ощутимые успехи в экономике. Начало 90-х годов было логическим продолжением экономической политики правительства 80-х годов: развивалось частное предпринимательство, проводилась активная политика в области финансирования наукоемких производств, осуществлялась поддержка малого и среднего бизнеса. На фоне низких темпов инфляции достаточно стабильно увеличивался валовой внутренний продукт, сокращалась безработица. Вопрос 3. По темпам промышленного развития Франция обгоняла большинство стран. Этому способствовали быстрое обновление основного капитала, устремление инвестиций из стран-колоний в национальную экономику, а также активное участие государства в решении вопросов модернизации производства, развития стратегических отраслей и проведения научных исследований. Широко проводилась национализация, которая способствовала ограничению господства монополий и развитию государственного капитализма. С середины 50-х годов особое внимание уделялось модернизации химической промышленности, развитию машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения. Возникли новые отрасли, связанные с НТП: атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Значительно сократился вывоз капитала по сравнению с началом XX в. Он стал осуществляться в форме производственного, а не ссудного капитала. Особенностью экономической стратегии 50—60-х годов было широкое использование государственного планирования. Во Франции индикативное планирование получило широкое развитие. Генеральным комиссариатом разрабатывались различные планы-программы, например, модернизации национализированного сектора (1947—1953 гг.), укрепления конкурентоспособности частных фирм и переход к «открытой экономике» (1958—1961 гг.), промышленной переориентации (1976—1980 гг.) и др. Такая экономическая политика французского правительства называлась «дирижизмом». Ее отличительными чертами были: использование административных методов (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и др.), активная предпринимательская деятельность государства, прямое государственное финансирование капиталовложений, индикативное планирование. Положительные сдвиги происходили в 50—60-х годах также в аграрном секторе. Доля занятых в сельском хозяйстве снизилась до 15%, росла товарность, активно внедрялись технические новшества, большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано, широко применялись техника и удобрения. Крупные капиталовложения, переход к комплексной механизации и применение системы машин позволили значительно увеличить производство сельскохозяйственных продуктов. Страна вышла на второе место в мире по экспорту зерна, молочных продуктов, вина. Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции были высокие темпы инфляции и рост цен. За 10 послевоенных лет цены в 25 раз превысили довоенный уровень. Поэтому важным направлением экономической политики французского правительства было оздоровление финансовой системы. Принимались меры по возвращению «бежавших» из страны капиталов, накоплению золотовалютных запасов страны для укрепления национальной валюты. Другим важным направлением оздоровления финансовой системы было снижение бюджетных расходов за счет сокращения ассигнований на социальные нужды, отмены субсидий на товары ширпотреба, уменьшения дотаций убыточным национализированным предприятиям, отмены льготного режима закупок сельскохозяйственной продукции и др. В 60-е годы значительно активизировалась внешняя торговля. Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности национального производства, способствовала увеличению экспорта. Активным стал внешнеторговый баланс. Размер экспорта Франции достиг 40%. В конце 60-х годов обострились проблемы, связанные с ростом цен и инфляции. С приходом к власти левого правительства была изменена валютно-финансовая политика. Была проведена девальвация франка, которая способствовала росту промышленности, обеспечила Франции преимущества в области внешней торговли. Принцип универсального национального хозяйства, заложенный правительством Де- Голля, был заменен на поддержку наиболее конкурентоспособных отраслей, связанных с развитием НТР. Этому содействовал седьмой по счету план (1976—1980 гг.), предусматривающий промышленную переориентацию и приспособление хозяйственной структуры к условиям международной экономической интеграции. Несмотря на снижение темпов промышленного производства более чем в 2 раза в начале 70-х годов в связи с энергетическим кризисом, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным. В 1980 г. Франция входила в пятерку ведущих капиталистических стран. Она была одним из лидеров по сбору пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, производству мясо-молочных продуктов. Во внешнеторговом обороте она также занимала ведущее место, став крупным экспортером железной руды, стали, алюминия, машин и оборудования, химических продуктов, текстильных изделий. Главными статьями импорта были нефть, газ, хлопок, уголь, цветные металлы. В 1981 — 1982 гг. значительный ущерб экономике Франции нанесло искусственное повышение курса американского доллара, которым оплачивался французский импорт. Это привело к росту торгового дефицита, неустойчивости национальной валюты и, как следствие, росту цен на потребительском рынке, обострению социальных проблем. Для стимулирования экспорта и снижения темпа инфляции правительство девальвировало франк по отношению к европейским валютам, на некоторое время были заморожены цены и зарплата. Серьезным мероприятием правительства было проведение национализации в цветной металлургии, химии, электронике, электротехнике, сталелитейном производстве, авиа- и ракетостроении. Доля государственного сектора достигла 25%, а в отдельных отраслях — 80—85%. Практически полностью была национализирована банковская система. Перестройка производственной структуры и развитие новейших технологий осуществлялись как на базе государственного, так и частного секторов. Финансирование новых проектов брали на себя национализированные банки. Эти меры позволили стабилизировать экономику, несколько увеличить темпы экономического роста (к 1985 г. до 2%). После 1986 г. правительство правых стало менять экономическую политику. Она началась с денационализации — продажи частному сектору банков, страховых компаний, прибыльных предприятий в конкурентных отраслях. Схема реприватизации предприятий была достаточно жесткой. От 18 до 50% составляли стабильные акционеры компаний (финансовые, страховые и промышленные группы), 10% акций распространялись среди рабочих и служащих, до 20% — могло принадлежать иностранному капиталу. Остальные акции распродавались с публичных торгов. Для усиления роли рыночного механизма был снят контроль над ценами, проводилась политика сокращения бюджетных расходов на субсидирование кризисных и стимулирование развития перспективных отраслей. Ужесточалась социальная политика, замораживалась заработная плата, отменялся административный контроль за продолжительностью рабочей недели. В то же время принимались меры по борьбе с безработицей среди молодежи, оказанию помощи безработным. Либерализация экономики давала положительные результаты. Ежегодный прирост ВВП повысился в среднем до 3%. Однако к началу 90-х годов факторы роста исчерпали себя. Правительством была разработана программа оживления экономики, которая предусматривала расширение общественных работ, жилищное строительство. Была изменена кредитно-денежная и валютная политика. Ее основу составляло поддержание ценовой стабильности — стабильность франка по отношению к европейским валютам, ограничение роста денежной массы в обращении, сдерживание роста задолженности. Принятые меры позволили к середине 90-х годов увеличить темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления, значительно снизить инфляцию. Вопрос 4.Программа восстановления и развития германской экономики была ориентирована на формирование так называемого социального рыночного хозяйства, в котором сочетались бы свобода потребления, предпринимательства, распоряжения частным имуществом, свобода заключения договоров и т.д. с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Главным идеологом и архитектором экономического возрождения был профессор Л. Эрхард. В основе его реформаторской деятельности лежала концепция «социального рыночного хозяйства», которая по своим теоретическим установкам была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. Основными элементами теоретической модели рыночного хозяйства были: 1) целевая установка — высокий уровень благосостояния всех слоев населения; 2) путь достижения цели — свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство; 3) в создании предпосылок и условий конкуренции активная роль отводится государству. Реформирование экономики началось с упорядочения денежного хозяйства, освобождения цен, а также мероприятий по стимулированию предпринимательской деятельности. Значительные изменения произошли в банковской сфере. Был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден устав, регулирующий его отношения с частными банками. Ценовая политика строилась исходя из принципа либерализации. Однако, несмотря на то, что цены были отпущены, государственный контроль за ними сохранялся. Он осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завышению цен, выпуск каталогов рекомендуемых (уместных) цен с учетом покупательной способности потребителей товаров. Государство поддерживало базовые отрасли, испытывающие экономические трудности, особенно угольную, металлургическую, электроэнергетику. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы. Основой производственной деятельности становился мелкий и средний бизнес. Политика государства была направлена на всемерное его развитие. В 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек уже работало более половины всех занятых. Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез «черный рынок», производство товаров широкого потребления увеличилось в 2 раза, почти не ощущалась инфляция, появилась устойчивая валюта. Быстро росла производительность труда, что благоприятно отражалось на росте заработной платы. К концу 1950 г. объем промышленного производства составил 114% к уровню 1936 г. Ежегодный прирост промышленного производства достиг 10—15%. Ускоренными темпами развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии. К середине 50-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953—1956 гг. ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10—15%. Германия по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым видам промышленной продукции превосходила Англию. К началу 60-х годов по объему промышленного производства и объему экспорта она уступала только США. Экономическое развитие ФРГ в конце 50—60-х годов называют «экономическим чудом». Среди факторов, способствующих развитию экономики, следует выделить такие, как: обновление основного капитала, интенсификация труда, высокий уровень капиталовложений, в том числе иностранных. Важное значение имело увеличение бюджетных средств на развитие гражданских отраслей за счет сокращения собственных военных расходов (до 50%), а также увеличения налогов на прибыли корпораций. В результате аграрной реформы основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Постоянно снижалась доля занятых в сельском хозяйстве, а объемы производства увеличивались. Крестьянские хозяйства были высоко механизированы и электрифицированы, что способствовало росту производительности труда и урожайности. На протяжении 60-х годов промышленное производство развивалось достаточно успешно, хотя, как и в других странах, в этот период наблюдались колебания темпов роста. Основными факторами, под воздействиями которых формировалось и развивалось народное хозяйство в 60-е годы, явились быстрое развитие научно-технического прогресса, ориентация на внешний рынок, усиление регулирующей роли государства. Развитие научно-технического прогресса в ФРГ до 60-х годов в значительной степени происходило на базе иностранных инвестиций и патентов. Это позволяло экономить средства на проведение научных исследований и направлять их на обновление основных фондов. С начала 60-х годов научно-техническая политика стала меняться в направлении развития собственных исследований. Соответственно изменялась материальная база народного хозяйства. Уменьшалась доля добывающих отраслей, а также текстильной и обувной. Быстрое развитие получали химическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная, электронная, авиационная, атомная отрасли. Значительную долю инвестиций в эти отрасли составляли иностранные, главным образом американские, капиталы. Использование новейших технологий, на базе которых производилась высококачественная продукция, позволило ФРГ выйти на первое место по экспорту готовой продукции, оттеснив США. В области государственного регулирования от обычных мер экономической политики (налоговой, кредитной) правительство перешло к практике подготовки народнохозяйственных, отраслевых и региональных плановых разработок, предусматривающих проведение научных исследований, решение транспортных проблем, контроль за ценами и т.д. В 70-е годы на базе объединения национальных фирм отдельных стран появились транснациональные корпорации, в том числе и в ФРГ. Они активно развивали различные формы кооперации с мелкими и средними предприятиями. С середины 70-х годов Германия стала переходить к наукоемким технологиям — информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологиям и т.д. Роль малого и среднего бизнеса в экономике неуклонно возрастала. Их доля в ВНП в 80-х годах достигла 50%, а число занятых составляло около 2/3 экономически активного населения. В основе экономического роста начала 80-х годов лежали интенсивные процессы накопления, расширения экспорта, структурная перестройка. Важным элементом в структурной перестройке в ФРГ в 70-е годы стал перенос за рубеж части промышленного производства. Это были в основном малорентабельные, а также экологически вредные предприятия химической промышленности, машиностроения. Активное вмешательство в экономику, связанное с перераспределением почти половины ВНП, субсидированием непромышленных отраслей, а также отраслей передовых технологий, породило ряд серьезных проблем. Поэтому с середины 80-х годов начала проводиться политика «дерегулирования» и усиления роли рыночных механизмов. Она предусматривала приватизацию части государственных предприятий, поощрение частных капиталовложений, освобождение от излишней государственной опеки и др. В начале 90-х годов наблюдался спад экономического развития, выражавшийся в снижении прироста ВВП в целом и в таких отраслях, как автомобильная, машиностроение, электротехническая промышленность. Обострилась проблема на рынке труда. Важнейшими негативными факторами оказались: потеря рынков в Восточной Европе и бывшем СССР; ухудшение конкурентоспособности национальных товаров; замедление темпов экономического роста в мировом масштабе. Особенно следует выделить создание единого немецкого государства. Трансформация хозяйства Восточной Германии — введение частной собственности, денационализация предприятий — отразилась на обеих частях страны, но особенно на ее восточной части. С 1994 г. положение начало исправляться. Вопросы для самопроверки: 1. Каковы изменения экономической политики в ведущих зарубежных странах в середине века и развитие мирового хозяйства в конце ХХ века. 2. В чем заключалась особенность реформ М. Тэтчер. 3. Каким образом проводилась политика «дирижизма» во Франции. 4. В чем заключались особенности реформ Л. Эрхарда в Германии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |