Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 17 Особенности развития экономики западных стран во второй половине  XX века.




                                             Вопросы

1. Общие изменения экономической политики в ведущих зарубежных странах в середине века и развитие мирового хозяйства в конце ХХ века.

2. Экономика Великобритании в период 1950 -1979 гг. Реформы М. Тэтчер.

3. Политика «дирижизма» во Франции. Экономика Франции в 1980 -1990г.

4. Реформы Л. Эрхарда в Германии. Экономика Германии в 1970-1990 гг.

Вопрос 1. В середине ХХ века основой экономической политики на Западе являлась наци­онализация, котораясчиталась самым простым методом изыска­ния средств для ускоренной модернизацииэкономики.

Так к 1960 гг. собственностью британского государства ста­ла угольная, металлургическая, энергетическая, взначитель­ной степени электротехническая и автомобильная промышлен­ность, а также банковская система. Еще более решительно прохо­дила национализация во Франции. Так, в конце 1950-х гг. французскому государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, го­сударство владело около 40% национального богатства и произ­водило на своих предприятиях 13% ВВП.

В условиях создания обширного госсектора экономики возникала необходимость в государственном средне- и долго­срочном национальном планирования. При этом госсектор этих государств получал прямые плановые задания, а планиро­вание частного сектора происходило с помощью косвенных мер (фиксирова­ния цен, предоставления сырья и кредитов, нормирования ино­странной валюты, а также разнообразных мер финансового контроля). В отличие от директивногосоциалистического планирования, где план был законом для всех, данный вид экономических программ носил индикативный,рекомендательный, взаимовыгодный характер и являлся формой государ­ственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. Например,  во Франции с 1947 по 1980 гг. были осуществлены семь народнохозяйственных планов. Так, согласно планам 1960-х гг. государство ин­вестировало электроэнергетику (примерно наполовину), сельс­кое хозяйство (около 1/5), транспорт (на четверть), сферу образования и быта (на треть). Остальные инвестиции представля­ли собой среднесрочные банковские кредиты, средства различных фондов, ценные бумаги и пр.

В США планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве, его доля в ВВП 1950—1960 гг. превышала 20%, так и в государ­ственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйствен­ной продукции, особенно боль­шое значение принадлежало государственной платной консерва­ции фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства.

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно ска­залось на их социально-экономическом развитии в первом после­военном двадцатипятилетии.

Однако понижение темпов экономичес­кого роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся на­учно-техническая революция, создавшая условия для кардиналь­ного изменения технологической базы. Повышение эффектив­ности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государст­венного регулирования.

Поэтому для экономик ведущих стран мира с середины 90-х годов были харак­терным следующие направления развития: 1) стабильность темпов эко­номического роста (в среднем до 3% в год) на основе развития информационной революции, новых технологий, «деиндустриализации» и роста удельного веса сферы услуг; 2) глобализация финан­совых рынков; 3) усиление взаимодействия национальных экономик, разви­тие региональных интеграционных процессов; 4) усиление частную инициативу, приватизация государственных предприятий, либерализация внутри- и внешнеэкономических свя­зей; 4) усиление внимания государства к социальной сфере, в частности к образованию и здравоохранению.

Стабильный экономический рост во многом являлся результа­том глобальной конкуренции и либерализации внешней сферы мирового хозяйства, что выражалось в расширении мировой тор­говли.

Качественно новые черты приобретала интернационализация мирового хозяйства. С распадом социалистического лагеря и СССР все большее число стран включились в систему мировых хозяйствен­ных связей. Шире стали применять единые для всех стран стандарты, связанные с загрязнением окружающей среды, технологиями, дея­тельностью финансовых институтов, национальной статистикой и т.д. Международные организации, в частности МВФ, выработал единые критерии в макроэкономической и налоговой политике, политике в области занятости и др.

Деиндустриализация экономики начала проявляться в большин­стве развитых стран мира начиная с 60-х годов. Она выражалась в увеличении доли занятых в сфере услуг и сокращении ее в сфере производства (отраслях промышленности и сельского хозяйства). Например, в США доля занятых в сфере услуг выросла с 56% в 1960 г. до 73% к середине 90-х годов.

В промышленно-развитых странах в 1970—1980 гг. провели широкую приватизацию- пе­редачу права собственности на капитал государственного пред­приятия частным лицам или акционерным обществам. В результате приватизации укрепился малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем биз­несе было занято 2/3 работающих). С 80-х годов активно проводилась приватизация объектов теле­коммуникаций, предприятий добывающих отраслей, в производ­стве и распределении электроэнергии, в финансовой сфере. Вла­дельцами разгосударствленных компаний становились как внутрен­ние, так и внешние инвесторы.

В современной экономической политике, в отличие от кейнсианских концепций, новая роль отводится государству. Функции государства сосредоточиваются глав­ным образом в сфере регулирования финансов и кредита, нало­говой системы. Оно должно выступать в качестве гаранта основ законности, стабильности мак­роэкономической обстановки, социального обеспечения и образо­вания, защиты окружающей среды.

В ведущих странах мира на первое место выходят проблемы со­циальной сферы. Достигнутый уровень материального производства и потребления требует глубоких социальных подвижек. Лидирую­щие позиции в этом занимают США.

Вопрос 2. В Великобритании основой экономической политики государства по восстановле­нию хозяйства стало сокращение избыточного спроса в стране, уменьшение импорта, максимальное увеличение экспорта, стимулирование вложений капитала.

Другим важным мероприятием правительства было снижение цен на сырье, топливо, электроэнергию, транспортные тарифы для компаний-экспортеров. Национализация проводилась через выкуп ряда отраслей и отдельных предприятий. Национализировались электростанции, внутренний транспорт, некоторые предприятия угольной и газовой промышленности. Быв­шие владельцы получали облигации с гарантированным доходом (3,2%). Расходы государства по выкупу осуществлялись за счет бюджета.

Для уменьшения размера импорта продуктов была принята специальная четырехлетняя программа увеличения сельскохозяйственного производства. Она предусмат­ривала предоставление субсидий фермерам на мероприятия, связанные с ростом урожайности, повышением продуктивности ско­та, сохранением стабильными цен на сельскохозяйственную про­дукцию. В результате в 50-е годы английское сельское хозяйство стало самым механизированным в мире.

Для оздоровления финансовой системы правительство проводило политику «суровой экономии»: замораживалась заработная плата, уве­личивались налоги, сокращались затраты на социальные нужды.

Для увеличения размера накопления капитала и обновления производства посредством налоговых льгот проводилась политика ускоренной амортизации.

В 50—60-е годы продолжалось активное государственное вмеша­тельство в экономику как экономическими, так и административ­ными методами. Большое распространение наряду с национализа­цией предприятий получила практика создания государственно-частных компаний, особенно в автомобильном и сталелитейном производстве.

В связи с кризисом платежного баланса в 60-е годы английское правительство обратилось к индикативному планированию. План экономического развития, составленный на 1965—1970 гг., пре­дусматривал: увеличение ВВП на 25%, повышение уровня жизни. Предполагалось ограничительное регулирование цен, прибылей, ди­видендов. Однако добиться желаемых результатов не удалось.

В 1973 г. в стране наступил энергетический кризис. Он сопровож­дался ростом цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, усилением инфляции, ухудшением торгового баланса. Вступление Великобри­тании в ЕЭС обострило конкуренцию со стороны ее членов. Однако кризис был значительно сглажен открытием и освоением нефти и газа в Северном море.

Для преодоления кризиса в 1974 г. была предпринята попытка использования на практике кейнсианских рекомендаций дефицит­ного финансирования. Дефицит бюджета покрывался выпуском правительственных облигаций и векселей, что привело к увеличе­нию денежной массы.

С 1975 г. экономический курс правительства начал изменяться. Стимулировалось развитие передовых отраслей, отменялся конт­роль за вывозом капитала, предусматривалась долгосрочная анти­инфляционная политика.

В целом период с 1950 по 1980 г. был достаточно успешным для развития промышленности, производство выросло в 3 раза. Этому способствовали такие факторы как: активные действия правительства по регулированию и стимулированию экономического роста; фундаментальное обновление отраслей, сопровож­давшееся структурной перестройкой промышленности, переливом капиталов в прогрессивные отрасли; сокращение вывоза капитала из страны в связи с распадом ко­лониальной системы, что увеличивало вложения в собственную экономику.

В 1979—1981 гг. наступил экономический кризис, который был сравним с кризисом 1929—1933 гг. Новое правительство во главе с М. Тэтчер приступило к реформам, в основу которых был заложен принцип экономического либерализма. Проводимые реформы зат­ронули различные сферы экономики и осуществлялись по несколь­ким направлениям. В системе денежного обращения правительство придерживалось монетаристской концепции, т.е. жесткого ограничения денежной массы в обращении.

Бюджетно-налоговая политика была основана на относитель­ном (по отношению к ВВП) сокращении государственных расхо­дов. Налоговая система реформировалась в направлении поощре­ния предпринимательства, а также изменения налогообложения по группам населения. Предусматривалось снижение ставок подоход­ного налога и увеличение косвенных налогов (в частности, НДС).

Изменялись формы предоставления финансовой помощи биз­несу. Основной упор был сделан на ускоренное развитие новых прогрессивных отраслей — микроэлектронику, волоконную опти­ку, производство роботов. Значительно ужесточились критерии пре­доставления предприятиям финансовой помощи. Правительство отказалось от прямого субсидирования предприятий, но расширяло финансирование мероприятий по внедрению новых технологий.

Важным шагом в реализации принципа экономического либерализма была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, почта, снабжение). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного предпринимательского сектора. Доходность приватизированных предприятий  возросла в 3—7 раз.

Денационализация сопровождалась дерегулированием экономики. За годы правления М. Тэтчер был упразднен контроль над ценами, заработной платой и дивидендами, движением валюты. Изменялась социальная политика. Она была направлена на сокращение социальных выплат, уменьшение издержек предпринимателей на рабочую силу, усиление зависимости заработной платы от размера получаемой прибыли.

Реформы затронули также внешнеэкономическую деятельность. Были отменены существовавшие в течение 40 лет ограничения на экспорт капитала, после чего он стал быстро увеличиваться. Основная часть капитала направлялась в США, Kaнаду и страны ЕЭС. Поощрялись также иностранные вложения. Ведущее место импортеров капитала занимали американские компании.

Правительство сохраняло высокие расходы на проведение научных исследований, опытно-конструкторские работы в военной области, осуществляло контроль за всеми научно-исследовательскими работами по разработке ядерного оружия.

Таким образом, в результате активных действий были достигнуты ощутимые успехи в экономике.

 Начало 90-х годов было логическим продолжением экономической политики правительства 80-х годов: развивалось частное предпринимательство, проводилась активная политика в области финансирования наукоемких производств, осуществлялась поддер­жка малого и среднего бизнеса. На фоне низких темпов инфляции достаточно стабильно увеличивался валовой внутренний продукт, сокращалась безработица.

Вопрос 3. По темпам промышленного развития Франция обго­няла большинство стран. Этому способствовали быстрое обновле­ние основного капитала, устремление инвестиций из стран-коло­ний в национальную экономику, а также активное участие госу­дарства в решении вопросов модернизации производства, развития стратегических отраслей и проведения научных исследований. Широко проводилась национализация, которая  способствовала ограничению господства мо­нополий и развитию государственного капитализма.

С середины 50-х годов особое внимание уделялось модерниза­ции химической промышленности, развитию машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения. Возникли новые отрасли, связанные с НТП: атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Значительно сократился вывоз капитала по сравнению с началом XX в. Он стал осуществляться в форме производственного, а не ссудного капитала.

Особенностью экономической стратегии 50—60-х годов было ши­рокое использование государственного планирования. Во Франции индикативное планирование получило широкое развитие. Генеральным комиссариатом разрабатывались раз­личные планы-программы, например, модернизации национализи­рованного сектора (1947—1953 гг.), укрепления конкурентоспособности частных фирм и переход к «открытой экономике» (1958—1961 гг.), промышленной переориентации (1976—1980 гг.) и др.

Такая экономическая политика французского правительства на­зывалась «дирижизмом». Ее отличительными чертами были: исполь­зование административных методов (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и др.), активная предпри­нимательская деятельность государства, прямое государственное финансирование капиталовложений, индикативное планирование. Положительные сдвиги происходили в 50—60-х годах также в аграр­ном секторе. Доля занятых в сельском хозяйстве снизилась до 15%, росла товарность, активно внедрялись технические новшества, большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано, широко применялись техника и удобрения. Крупные капиталовло­жения, переход к комплексной механизации и применение систе­мы машин позволили значительно увеличить производство сельско­хозяйственных продуктов. Страна вышла на второе место в мире по экспорту зерна, молочных продуктов, вина.

Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции были высокие темпы инфляции и рост цен. За 10 послевоенных лет цены в 25 раз превысили довоенный уровень. Поэтому важным направлением экономической политики французского правительства было оздоровление финансовой системы. Принима­лись меры по возвращению «бежавших» из страны капиталов, на­коплению золотовалютных запасов страны для укрепления нацио­нальной валюты. Другим важным направлением оздоровления фи­нансовой системы было снижение бюджетных расходов за счет сокращения ассигнований на социальные нужды, отмены субсидий на товары ширпотреба, уменьшения дотаций убыточным национализированным предприятиям, отмены льготного режима за­купок сельскохозяйственной продукции и др.

В 60-е годы значительно активизировалась внешняя торговля. Государственная политика, направленная на повышение конкурен­тоспособности национального производства, способствовала уве­личению экспорта. Активным стал внешнеторговый баланс. Размер экспорта Франции достиг 40%.

В конце 60-х годов обострились проблемы, связанные с ростом цен и инфляции. С приходом к власти левого правительства была изменена валютно-финансовая политика. Была проведена девальвация франка, которая способствовала росту промышленности, обеспечила Франции преимущества в области внешней торговли. Принцип универсального национального хозяйства, заложенный  правительством Де- Голля, был заменен на поддержку наиболее конкурентоспособных отраслей, связанных с развитием НТР. Это­му содействовал седьмой по счету план (1976—1980 гг.), предус­матривающий промышленную переориентацию и приспособление хозяйственной структуры к условиям международной экономичес­кой интеграции.

Несмотря на снижение темпов промышленного производства более чем в 2 раза в начале 70-х годов в связи с энергетическим кризисом, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным.                                                           В 1980 г. Франция входила в пятерку ведущих капиталистических стран. Она была одним из лидеров по сбору пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, производству мясо-молочных продуктов. Во внеш­неторговом обороте она также занимала ведущее место, став круп­ным экспортером железной руды, стали, алюминия, машин и обо­рудования, химических продуктов, текстильных изделий. Главны­ми статьями импорта были нефть, газ, хлопок, уголь, цветные металлы.

В 1981 — 1982 гг. значительный ущерб экономике Франции на­несло искусственное повышение курса американского доллара, которым оплачивался французский импорт. Это привело к росту торгового дефицита, неустойчивости национальной валюты и, как следствие, росту цен на потребительском рынке, обострению со­циальных проблем. Для стимулирования экспорта и снижения тем­па инфляции правительство девальвировало франк по отношению к европейским валютам, на некоторое время были заморожены цены и зарплата.

Серьезным мероприятием правительства было проведение на­ционализации в цветной металлургии, химии, электронике, элек­тротехнике, сталелитейном производстве, авиа- и ракетостроении. Доля государственного сектора достигла 25%, а в отдельных отрас­лях — 80—85%. Практически полностью была национализирована банковская система.

Перестройка производственной структуры и развитие новейших технологий осуществлялись как на базе государственного, так и частного секторов. Финансирование новых проектов брали на себя национализированные банки. Эти меры позволили стабилизировать экономику, несколько увеличить темпы экономического роста (к 1985 г. до 2%).

После 1986 г. правительство правых стало менять экономичес­кую политику. Она началась с денационализации — продажи част­ному сектору банков, страховых компаний, прибыльных предпри­ятий в конкурентных отраслях. Схема реприватизации предприятий была достаточно жесткой. От 18 до 50% составляли стабильные ак­ционеры компаний (финансовые, страховые и промышленные груп­пы), 10% акций распространялись среди рабочих и служащих, до 20% — могло принадлежать иностранному капиталу. Остальные ак­ции распродавались с публичных торгов.

Для усиления роли рыночного механизма был снят контроль над ценами, проводилась политика сокращения бюджетных расхо­дов на субсидирование кризисных и стимулирование развития пер­спективных отраслей. Ужесточалась социальная политика, замора­живалась заработная плата, отменялся административный контроль за продолжительностью рабочей недели. В то же время принимались меры по борьбе с безработицей среди молодежи, оказанию помо­щи безработным.

Либерализация экономики давала положительные результаты. Ежегодный прирост ВВП повысился в среднем до 3%. Однако к началу 90-х годов факторы роста исчерпали себя.

Правительством была разработана программа оживления эконо­мики, которая предусматривала расширение общественных работ, жилищное строительство. Была изменена кредитно-денежная и ва­лютная политика. Ее основу составляло поддержание ценовой стабильности — стабильность франка по отношению к европейским валютам, ограничение роста денежной массы в обращении, сдер­живание роста задолженности. Принятые меры позволили к сере­дине 90-х годов увеличить темпы роста ВВП, капиталовложений, личного потребления, значительно снизить инфляцию.

Вопрос 4.Программа восстановления и развития германской экономики была ориентирована на формирование так называемого социаль­ного рыночного хозяйства, в котором сочетались бы свобода по­требления, предпринимательства, распоряжения частным имуще­ством, свобода заключения договоров и т.д. с активной ролью госу­дарства в хозяйственной жизни. Главным идеологом и архитектором экономического возрожде­ния был профессор Л. Эрхард. В основе его реформаторской дея­тельности лежала концепция «социального рыночного хозяйства», которая по своим теоретическим установкам была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. Основными элемента­ми теоретической модели рыночного хозяйства были: 1) целевая установка — высокий уровень благосостояния всех сло­ев населения; 2) путь достижения цели — свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство; 3) в создании предпосылок и условий конкуренции активная роль отводится государству.

Реформирование экономики началось с упорядочения денежного хозяйства, освобождения цен, а также мероприятий по стимулированию предпринимательской деятельности.

Значительные изменения произошли в банковской сфере. Был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден устав, регулирующий его отношения с частными банками.

Ценовая политика строилась исходя из принципа либерализа­ции. Однако, несмотря на то, что цены были отпущены, государ­ственный контроль за ними сохранялся. Он осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завыше­нию цен, выпуск каталогов рекомендуемых (уместных) цен с учетом покупательной способности потребителей товаров.

Государство поддерживало базовые отрасли, испытывающие эко­номические трудности, особенно угольную, металлургическую, электроэнергетику. Инвесторам и предпринимателям предоставля­лись налоговые льготы.

Основой производственной деятельности становился мелкий и средний бизнес. Политика государства была направлена на всемер­ное его развитие. В 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек уже работало более половины всех занятых.

Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез «черный рынок», производство товаров широкого потребления увеличилось в 2 раза, почти не ощущалась инфляция, появилась устойчивая валюта. Быстро росла производи­тельность труда, что благоприятно отражалось на росте заработной платы. К концу 1950 г. объем промышленного производства соста­вил 114% к уровню 1936 г. Ежегодный прирост промышленного производства достиг 10—15%. Ускоренными темпами развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии.                                        К середине 50-х годов после некоторого замедления экономи­ческого роста наступил новый подъем, вызванный притоком ка­питала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленнос­ти. В 1953—1956 гг. ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10—15%. Германия по объему промышленного производ­ства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым видам промышленной продукции превосходила Англию. К началу 60-х годов по объему промышленного производства и объему экс­порта она уступала только США. Экономическое развитие ФРГ в конце 50—60-х годов называют «экономическим чудом».

Среди факторов, способствующих развитию экономики, следу­ет выделить такие, как: обновление основного капитала, интенси­фикация труда, высокий уровень капиталовложений, в том числе иностранных. Важное значение имело увеличение бюджетных средств на развитие гражданских отраслей за счет сокращения собственных военных расходов (до 50%), а также увеличения налогов на прибы­ли корпораций.

В результате аграрной реформы основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Посто­янно снижалась доля занятых в сельском хозяйстве, а объемы про­изводства увеличивались. Крестьянские хозяйства были высоко ме­ханизированы и электрифицированы, что способствовало росту производительности труда и урожайности.

На протяжении 60-х годов промышленное производство разви­валось достаточно успешно, хотя, как и в других странах, в этот период наблюдались колебания темпов роста.

Основными факторами, под воздействиями которых формиро­валось и развивалось народное хозяйство в 60-е годы, явились бы­строе развитие научно-технического прогресса, ориентация на вне­шний рынок, усиление регулирующей роли государства.

Развитие научно-технического прогресса в ФРГ до 60-х годов в значительной степени происходило на базе иностранных инвести­ций и патентов. Это позволяло экономить средства на проведение научных исследований и направлять их на обновление основных фондов.

С начала 60-х годов научно-техническая политика стала менять­ся в направлении развития собственных исследований. Соот­ветственно изменялась материальная база народного хозяйства. Уменьшалась доля добывающих отраслей, а также текстильной и обувной. Быстрое развитие получали химическая, нефтеперераба­тывающая, автомобильная, электронная, авиационная, атомная отрасли. Значительную долю инвестиций в эти отрасли составляли иностранные, главным образом американские, капиталы.

Исполь­зование новейших технологий, на базе которых производилась вы­сококачественная продукция, позволило ФРГ выйти на первое ме­сто по экспорту готовой продукции, оттеснив США.

В области государственного регулирования от обычных мер эко­номической политики (налоговой, кредитной) правительство пе­решло к практике подготовки народнохозяйственных, отраслевых и региональных плановых разработок, предусматривающих прове­дение научных исследований, решение транспортных проблем, кон­троль за ценами и т.д.                                                                                              В 70-е годы на базе объединения национальных фирм отдельных стран появились транснациональные корпорации, в том числе и в ФРГ. Они активно развивали различные формы кооперации с мел­кими и средними предприятиями.

С середины 70-х годов Германия стала переходить к наукоемким технологиям — информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологиям и т.д.

Роль малого и среднего бизнеса в экономике неуклонно возрас­тала. Их доля в ВНП в 80-х годах достигла 50%, а число занятых составляло около 2/3 экономически активного населения.

В основе экономического роста начала 80-х годов лежали интен­сивные процессы накопления, расширения экспорта, структурная перестройка. Важным элементом в структурной перестройке в ФРГ в 70-е годы стал перенос за рубеж части промышленного произ­водства. Это были в основном малорентабельные, а также экологи­чески вредные предприятия химической промышленности, машиностроения.

Активное вмешательство в экономику, связанное с перераспре­делением почти половины ВНП, субсидированием непромышлен­ных отраслей, а также отраслей передовых технологий, породило ряд серьезных проблем. Поэтому с середины 80-х годов начала про­водиться политика «дерегулирования» и усиления роли рыночных механизмов. Она предусматривала приватизацию части государствен­ных предприятий, поощрение частных капиталовложений, осво­бождение от излишней государственной опеки и др.

В начале 90-х годов наблюдался спад экономического развития, выражавшийся в снижении прироста ВВП в целом и в таких отрас­лях, как автомобильная, машиностроение, электротехническая промышленность. Обострилась проблема на рынке труда. Важней­шими негативными факторами оказались: потеря рынков в Вос­точной Европе и бывшем СССР; ухудшение конкурентоспособно­сти национальных товаров; замедление темпов экономического роста в мировом масштабе. Особенно следует выделить создание единого немецкого государства. Трансформация хозяйства Восточной Гер­мании — введение частной собственности, денационализация пред­приятий — отразилась на обеих частях страны, но особенно на ее восточной части. С 1994 г. поло­жение начало исправляться.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы изменения экономической политики в ведущих зарубежных странах в середине века и развитие мирового хозяйства в конце ХХ века.

2. В чем заключалась особенность реформ М. Тэтчер.

3. Каким образом проводилась политика «дирижизма» во Франции.

4. В чем заключались особенности реформ Л. Эрхарда в Германии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...