Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9 Процесс индустриализации в Германии и США в Х1Х веке.




Вопросы: 1 Становление машинной индустрии в Германии.

             2 Особенности индустриализации в США.

Вопрос 1. В Германии создание капиталистической машинной индустрии  произошло лишь во второй половине XIX в. Основная при­чина значительного отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других странах Западной Европы, господ­стве феодализма и отсутствии единого государства. Внутри страны, раздробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Окончательное политическое объединение страны произошло лишь в 1871 г., с образованием Герман­ской империи.

При этом государственные реформы не ликвидировали ни фео­дальную монархию, ни землевладение феодального дворянства (юнкеров),которое только лишь поделилось своей властью с немецкой буржуазией.

Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в цент­ре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных ка­питалистических странАнглии, Голландии и даже Франции. Вывозя в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес, немецкие купцы ввозили в Германию дешевые иностранные промышленные товары. Немецкая мануфактура, зародившаяся только в конце XVIII в., была слабой, подавляющее боль­шинство промышленных изделий производили ремесленные цехи,  препятствовавшие рационализации производства. В середине XIX в. чис­ленность промышленных рабочих (1,5 млн.) уступала численности ремесленников (2 млн.).

Внедрение первых паровых двигателей в немецкой промыш­ленности началось лишь в 30—40-х гг. XIX в., но о промышлен­ном перевороте еще не могло быть и речи. Индустриализация Германии развернулась по-настоящему только в 60-х гг. XIX в. Но запоздавший промышленный перево­рот был очень бурным. За 60-е гг. общая мощность паровых дви­гателей возросла почти в 3 раза; по этому показателю Германия обогнала Францию, но уступала Англии. В более поздней инду­стриализации были свои плюсы. В отличие от французской промышленности, которая зависела от поставки английских машин, механизация немецкой индустрии проходила в значительной степени на основе собственногомашиностроения. Гер­манская промышленность развивалась невиданными для XIXв. темпами: прирост промышленной продукции за 40-е гг. соста­вил 13%, за 50-е — более 16 %, а за 60-е гг. — почти 50%. При этом структура немецкой заводской промышленности не стала простым повторением английского аналога. Так, в 1856 г. немецкие специалисты разработали способ получения красителей из ка­менного угля, что послужило базой для развития анилиновойпромышленности, захватившей в дальнейшем мировой рынок.

Причиной усиленного развития тяжелой промышленности объяснялось, во-первых,  подготовкой вооруженных сил Пруссии, самого сильного немецкого государства, к борьбе за подчинение всей Германиии к войне с Францией.      Поэтому в Германии был создан сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, где осо­бую роль играли артиллерийские заводы Крупна(Рейнская об­ласть). В силу этого уже  в 1870 г. Германия, выплавляла стали (основного стратегического металла) в два раза больше Франции и примерно столько же, сколько выплавляла Англия.

Вторым фактором усиленного промышленного развития явилось строительство железных дорог. В течение 1850-1870 гг. инвестиции в железные дороги (соответственно заказы на металл, уголь, машины) увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.

Важнейшим фактором усиленного процесса индустриализации явилась также победа Германии во франко-прусской войне 1870г., в результате которой страна не только объединилась, но и получила огромные контрибуции, способствовавшие развитию промышленности.

За индустриализацией последовала перестройка немецкой внешней торговли. В германс­ком экспорте вместо сельскохозяйственных продуктов стали пре­обладать готовые промышленные товары:металлоизделия, хлоп­чатобумажные и шерстяные ткани, краски, фармацевтика, готовая одежда, кожевен­ные товары, сахар и т.д., а в импорте, наоборот, продукты сель­ского хозяйства и сырье, металлические руды и пр. В 60-х гг. под нажимом юнкеров, которых привлекала возможность беспошлинного экспорта сельхозпродуктов в Англию, Германия пыта­лась перейти к фритредерству,но завершение индустриализа­ции страны диктовало господство жесткого протекционизма.Во второй половине XIX в. Германия из аграрного придаткаиндуст­риальной Англии превратилась в ее конкурента.

 Таким образом, юнкерство, сохранив свой экономический потенциал, сохра­нило и свои господствующие позиции в политическойсистеме германской монархии (государственный аппарат, офицерский корпус и т.д.) Немецкий капитализм, благодаря этому, носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер.

Вопрос 2.В XVII в. территория североамериканского материка была английской переселенческой колонией. Колониза­ция Северной Америки происходила в жестокой кровопролит­ной борьбе с коренным населением континента — индейцами, которые были насильственно лишены своей земли и загнаны в резервации.

Среди североамериканских колоний Англии по типу хозяй­ства заметны три группы. В южных колониях (Мериленд, Вирд­жиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия), с огром­ными массивами плодородной земли, образовались крупные плантации (рис, табак, индиго), обслуживаемые трудом негров-рабов, ввозимых из Африки (в конце XVIII в. здесь насчитыва­лось 900 тыс. рабов). Северные (Нью-Гемпшир, Массачусетс, Род Айленд, Коннектикут, известные под общим названием Новой Англии) и центральные (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Делавар, Пенсильвания) колонии, представляли собой ареал свободных фермерских хозяйств. В Северной Америке переселенцы нашли разнообразное промышленное сырье. Прежде всего это огром­ные лесные массивы, послужившие сырьевой базой развития лесообработки и судостроения. В конце XVIII в. 1/3 судов анг­лийского флота была построена в американских колониях. Зна­чительная часть населения занималась морским рыболовством. Широкое распространение овцеводства дало возможность развивать шерстяные мануфактуры. В конце XVIII в. североамери­канские колонии могли уже полностью обойтись собственными шерстяными тканями. Мощные залежи железной руды обусло­вили развитие металлургии и металлообработки. Уже в середине XVIII в. американский чугун широко ввозился в метрополию. В целом, однако, экономика будущих Соединенных Штатов носила аграрный характер, т.к. 90% населения было занято в сельском хозяйстве.

Своеобразный комплекс сложился в прибрежных районах, где процветало производство спиртных напитков, особенно рома из патоки с островов Вест-Индии. Американские купцы выво­зили ром в Африку для спаивания негритянских вождей, кото­рые за бесценок продавали им своих подданных. Их увозили в Америку и перепродавали плантаторам. На вырученные деньги снова покупалась в Вест-Индии патока... Так функционировал торговый «треугольник» : патока — ром — рабы.

Естественно, экономическое развитие американских колоний сопровождалось возникновением серьезных противоречий с метрополией. Колонии не устраивала политика Англии, старав­шейся превратить их в свой аграрно-сырьевой придаток. Эти противоречия привели к войне, которая закончилась полной победой колоний и возникновением нового государства — Со­единенных Штатов Америки. В результате национально-освободительной борьбы американского народа против колониально­го гнета в стране установился буржуазно-демократический об­щественный строй.

Образование США создало благоприятные условия для про­мышленного переворота, который завершился в первой поло­вине XIX в. Механические прялки и ткацкие станки появились в Америке в 1789 г. Английские законы запрещали вывоз черте­жей машин, однако, узнав, что в Америке объявлена премия за изобретение ткацкой машины, английский рабочий-эмигрант С. Слейтер по памяти составил нужный чертеж. Через год в Аме­рике заработала первая текстильная фабрика, а через 50 лет — потребление хлопка на фабриках США возросло более чем в 22 раза. Однако широкое внедрение паровых двигателей началось только с 40-х гг. XIX в., из-за обилия в стране водной энергии,  водяной двигатель был сравнительно дешевым.

Очень важную роль в ходе промышленного переворота в США сыграли железные дороги. За 1830-1850 гг. произошел более чем 300-кратный прирост железнодорожной сети. Механизация транспорта вызвала ус­коренный рост металлургии и добывающей промышленности. К середине XIX в. в США было собственное машиностроение, в частности, большие заводы паровых двигателей.

За полвека объем экспорта и импорта США возросли соот­ветственно в 3,7 и 4 раза, но к середине XIXв. в американском экспорте еще превалировало сырье и сельскохозяйственные продукты — кожа, шерсть, хлопок. США в основном придер­живались протекционистской политики. Это была доктрина ка­питалистов Севера, а южные плантаторы занимали фритредерские позиции — они нуждались в дешевых промтоварах.  Несмотря на значительное развитие промышленности США в первой половине XIX в. оставались преимущественно аграрной страной. Быстрый рост промышленности, городского населе­ния, железнодорожное строительство, — все это вызвало устойчивый спрос на продукты сельского хозяйства, определило его отраслевую специализацию. Север и Центр превратились в житницу США. Фермеры стали серьезной политической силой страны. Иной тип экономики господствовал на плантаторском Юге, который производил монокультуру –хлопок, а все необходимое для этого (техника, мебель, одежда и пр.) стал поставлять рынок. За пер­вую половину XIX в. производство хлопка возросло в 23 раза, а количество черных рабов — втрое (с одного до трех миллионов человек). При этом рабовладельческим хозяйствам, требовалось беспрерывное увеличение по­севных площадей и числа рабов. На Западе США находились боль­шие массивы незанятых плодородных земель. Именно на эти земли устремились и плантаторы с Юга и фермеры с Севера.

В середине XIXв. крупная промышленная буржуазия Севера, до определенного момента мирно сосуществовавшая с южными плантаторами, резко выступила за отмену рабства. Причиной тому стало бурное развитие капиталистического хозяйства, которое требовало увеличения емкости внутреннего рынка, в частности, рынка рабочей силы, что было несовместимо с рабовладением. Непримиримые противоречия между Севером и Югом в кон­це концов привели к Гражданской войне в США (1861-1865 гг.), окончившейся полной победой Севера. Гражданская война при­вела к осуществлению ряда важных демократических преобра­зований, окончательно уничтоживших все препятствия на пути быстрого развития капитализма в стране. Победил «американс­кий путь» развития капитализма в сельском хозяйстве — гос­подство на земле фермеров — без феодалов и помещичьего зем­левладения.

После гражданской войны американская промышленность, получившая емкий внутренний рынок, сделала очень большой шаг вперед. К 70 гг. XIX в. промышленность США вышла на вто­рое место в мире (после Англии). Ни одна страна еще не знала таких бурных темпов промышленного развития, какие показа­ли США после Гражданской войны и, прежде всего, в области машиностроения. Американская промышленность стала вполне самостоятельной. Развитие станко­строения позволило производить в массовых (недосягаемых для Европы) масштабах различные бытовые машины. После Вен­ской всемирной выставки 1873 г. стало ясно, что США уже превосходят Англию в промышленно-техническом сопер­ничестве. В 1880 г. стоимость валовой продукции промышленности США уже в 2,5 раза превысила стоимость сельскохозяйственной продук­ции.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные причины быстрого процесса индустриализации в Германии.

2. Почему в Германии индустриализация началась с тяжелой промышленности, а не с легкой как в Англии.

3. Каковы были особенности индустриализации в США.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...