Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема15 Экономическое развитие Германии после первой мировой войны.




Вопросы

 1. Экономическое развитие Германии после Версальского договора.

 2. Восстановление экономики Германии. Репарационные планы Ч. Дауэса и О. Юнга.

3. Подготовка Германии к войне.

4. Общая характеристика антикризисных экономических программ ведущих стран мира.

Вопрос 1.Экономическое положение Германии после первой мировой войны было самым тяжелым, по сравнению с другими странами, принимав­шими участие в этой войне. Причиной тому были не столько разрушения вызванные войной, сколько условия Версальского договора, который был подписан 26 июня 1919 г.. В соответствии с договором Германия должна была: выплачивать репарации, т.е. возмещать военный ущерб странам-победительницам, отдать часть территорий, согласиться на оккупацию отдельных райо­нов страны, а также сократить армию и военное производство.

Последствиями войны в Германии было то, что: 1) из-за огромных разрушений производительных сил, людских поте­рь, роста числа безработных, объем промышленного производства в 1918 г. составлял 57% от уровня 1913 г., а нацио­нальный доход составлял только 50% уровня 1913 г.; 2) из-за снижения более чем в 2 раза объемов сельскохозяйственного производства в стране возник голод, который начался в 1916 г. Больше всего от него страдали рабочие, которые не могли покупать продукты питания на «черном рынке» по высоким спекулятивным ценам, так как их зарплата была снижена на треть. В то же время рабочий день был удлинен до 12—14 ч..

В соответствии с Версальским договором: 1) у Германии были отобраны колонии общей площадью 3 млн. кв. км с населением 13 млн. человек. Они были переданы странам-победи­тельницам, прежде всего Англии, затем Франции, Бельгии, Япо­нии и др.; 2) Германия потеряла 12% своей довоенной территории в Европе. В 1923 г. франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область Германии, которая имела хорошо развитую угольно-метал­лургическую базу. Оккупация позволяла свободно вывозить уголь, металл с территории Германии; 3) в соответствии с договором предусматривалось разоружение Гер­мании: военно-морской флот был уничтожен, военная авиация — запрещена. Сухопутная армия была сокращена до 100 тыс. человек, резко уменьшен офицерский корпус. Запрещалось выпускать техно­логически сложную военную продукцию: танки, броневики, само­леты. 

Неизбежным последствием войны стало разрушение финансовой системы из-за того, что: 1) госу­дарственный долг страны, по сравнению с довоенным периодом увеличился в 32 раза; 2) правительство не раз прибегало к денежной эмиссии, что вызывало усиление инфляционных процессов и очень быстрый рост цен, который в день доходил до 50%. Поэтому в 1923 г. была проведена денежная реформа, значительно снизившая уровень инфляции; 3) страна выплачивала огромные репарации, объем которых составлял 132 млрд. золотых марок. Поскольку обессиленная Германия такую денежную сумму была не в состоянии выплатить, то допускались различные формы репарационных выплат: платежи в золоте и товарах, постав­ки материально-сырьевых ресурсов, оборудования, скота и т.д..

В итоге выполнение тяжелейших условий Версальского договора подорвало военную мощь Германии.

Вопрос 2. Версальский мирный договор наказывал Германию. Но страны-победительницы не хотели ее полного уничтожения, т.к. они, с одной стороны, опасались острых социальных противоречий в Герма­нии, и, следовательно, возможности появления новых революцион­ных событии, а с другой стороны, не хотели сближения Германии с СССР и проникновения социа­лизма в страны Западной Европы.

В этих условиях США пришли на помощь Германии. Они пред­ложили план Дауэса (по имени руководителя Международного ко­митета экспертов, американского банкира Ч. Дауэса). План Дауэса (1924— 1929 гг.) включал следующие основные направления:

1) проникновение иностранного капитала в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Так, США и Англия предоставляли Германии кредиты для восстановления промышленности, США предоставляли заем 800 млн. марок;

2)полученные от восстановления промышленности доходы Гер­мания должна была направлять на уплату репараций Англии и Фран­ции, которые, получив репарационные платежи, оплачи­вали ими военные долги США;

 3) объем ежегодных выплат Германии репарационных платежей сокращался в десять раз, он устанавливался в размере 1 — 1,75 млрд. золотых ма­рок;

4) источниками репарацион­ных выплат предусматривались: экспортные таможенные пошлины, бюджетные поступления, полученные за счет роста косвенных налогов на предметы массового спроса, отчисления с доходов немецких железных дорог и выпуск специальных облигаций. При этом планом предусматривался контроль за использованием указанных средств; 5) расширение производства на основе использования новейших технологий, которые представляли США.

За время действия плана Дауэса Германия получила иностран­ных инвестиций на сумму почти около 21 млрд. золотых марок, а выплатила репарационных платежей на сумму 10,2 млрд. Поступле­ние иностранных капиталов в промышленность значительно ожи­вило экономику Германии. К концу 20-х годов. Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе место в мире, после США.

В июне 1929 г. план Дауэса был заменён планом Юнга (назван по имени американского банкира О. Юнга, возглавлявшего разра­ботку плана). В соответствии с планом О. Юнга: 1) общий объем репараций снижался до 114 млрд. золотых марок; 2) сужалось число источников, из которых выплачивались репарации; 3) основными источниками репараций были государственный бюджет и доходы от железных дорог; 4) промышленность освобождалась от выплат репарационных плате­жей, это давало ей дополнительные средства для развития. Практи­чески все ограничения в развитии промышленности были сняты; 5) отменялся финансовый контроль за экономикой страны; 6) был создан Банк международных расчетов, обеспечивавший финансирование тяжелой промышленности, военного производства и укреплявший позиции американского капитала в Германии.

Но плану Юнга не суждено было осуществиться, так как начи­нался мировой экономический кризис (Великая депрессия 1929-1933). В 1931 г. план О. Юнга пере­стал действовать.

Мировой экономический кризис серьезно затронул экономику Германии. Это было связано с тем, что ее экономика целиком зависела от иностранных вложений, которые с 1929 г. ста­ли резко снижаться, а из-за того, что в 1932 г., в связи с отменой плана Юнга, инвестиции вообще перестали поступать, кризис в Германии достиг своей кульминации. В результате промышленное производство сократилось на 40%, внешняя тор­говля — на 60% (в 2,5 раза). Без работы оказалось 8,5 млн. человек, что составляло около половины всех занятых в народном хозяйстве. Лишь 20% из них получали пособие по безработице. Вновь обесце­нилась немецкая марка. Произошел крах ряда банков. Началось ра­зорение крестьянских хозяйств. Многие из них были проданы. В годы кризиса обострились социальные противоречия, тем бо­лее, что антикризисные меры, которые принимало правительство, проводились за счет простого народа: урезалась зарплата, ликвиди­ровались пособия по безработице.

Вопрос 3.В Германии крупней­шие промышленники, входившие в группу монополистичес­кой буржуазии, опасались социальных обо­стрений в своей стране, а также угрозы распространения комму­низма. Поэтому их внимание все больше привлекало распространявшееся в стране фашистское движение. В результате, в 1931г. представители монополий, финансисты и высший генералитет договорились с Гитлером(1889-1945) о создании единого блока для борьбы за установление диктатуры нацистов, для чего был создан «фонд Гиммлера». Крах Веймарской республики был предрешен выборами в рейхстаг, когда НСДАП, возглавляемая Гитлером, получила самое большое число голосов. С 1932 года началась подготовка к войне за «жизненное пространство», а 30 января 1933 года президент Гиденбург передал власть Гитлеру, которого поддерживали США и крупные иностранные монополии.

Особенностями экономической политики фашистской Германии были:

1) всеобщая милитаризация экономики; 2) самообеспечение стратегическим сырьем; 3) стандартизация стальных изделий, машиностроения и железных дорог; 4) сращивание монополий с государством и формирование государственно-монополистического капитализма; 5) развитие тоталитарно-диктаторского режима.

 В результате такой политики военные расходы за период 1933—1939 гг. увеличились в 10 раз и составили 15—16 млрд. марок в год, или 75% всех доходов государственного бюджета. Основной упор делался на развитие военных производств и отраслей тяжелой промышленности. Эти предприятия снабжались в первую очередь кредитами. В то время как в невоенных отраслях наблюдался резкий спад производства, вызванный тем, что был установлен прямой запрет на инвестиции в бумажную, шерстяную, хлопчатобумажную и другие отрасли промышленности.

Для решения проблемы обеспечения военного производства страте­гическим сырьем (цветными металлами, алюминием, каучуком, нефтью и др.), запасов, которых в Германии не было, правительство использовало два пути: а) расширяли экспорт, за счет которого получали валюту, которую затем направляли на закупку необходимого стратегического сырья и сокращали импорт всех дру­гих видов продукции; б) организовали производство синтетических материалов, которые соответствовали природным аналогам.

В целом создание военных производств и их интенсивное развитие по­требовали концентрации огромных средств и ресурсов в руках госу­дарства и сращивания государственного аппарата с крупнейшими представителями финансово-монополистических групп. В эти годы был сфор­мирован мощный аппарат государственного регу­лирования экономики, основными методами, воздействия которого были административный диктат и жесткий контроль за исполнением решений, принятых государственно-монополистическим капиталом. Так, были приняты законы (1933 г.) о принудительном картелировании и создании семи главных имперских групп (промышленной, энергетической, ремесленной, торговой, банков­ской, страховой, транспортной). Это позволило установить жесткий кон­троль государства в союзе с крупнейшими монополистическими группами над 70% промышленного потенциала страны. Жесткий контроль государство установило и в сельском хозяй­стве. Сельскохозяйственная продукция должна была сдаваться по установленным ценам. Крестьяне должны были производить то, что диктовало государство. Каждый крестьянин объявлялся «солдатом фронта питания». Крупные частные хозяйства объявлялись «наследственными дворами». Они пе­редавались по наследству старшему сыну, что стимулировало раз­витие только крупных крестьянских хозяйств.

Постепенно устанавливался государственный контроль и над тру­дом. Вводились различные трудовые повинности. В 1935 г. была введена повин­ность только для девушек и юношей (18—25 лет), а с 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность. Вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, каждую возглавлял местный фюрер. В 1935 г. был принят закон об обороне империи и введена всеоб­щая воинская повинность.

 В 1936 г. был принят четырехлетний план мобилизации ресурсов, в соответствии с которым: запрещалось вывозить из страны стратегическое сырье и валюту; рабочий день составлял 10-14 часов; проводился учет рабочей силы, рабочим было запрещено менять свои рабочие места; были распущены профсоюзы, стачки и забастовки запрещались.

Усиление роли государства в экономике вызывало расширение государственного сектора, который формировался за счет создания государственных предприятий, финансируе­мых из госбюджета. Одновременно расширялся сектор смешанной формы собственности, в котором участвовали крупный монополистический ка­питал и государство.                                                          В результате, благодаря полному подчинению фашистскому режиму всех сфер народного хозяйства, в Германии, с одной стороны, удалось оживить экономи­ку в отраслях военного производства и в тяжелой промышленности, а, с другой стороны, ещё более углубились народнохозяйственные диспропорции, сократился объем внутреннего рынка, а постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему.

Однако фашистский режим подготовил страну к войне, которая была развязана Германией в 1939 году.

Вопрос 4. Ведущие капиталистические страны для выхода из мирового кризиса (Великой депрессии) использовали разные антикризисные программы. На выбор этих программ влияла, существовавшая в каждой стране в период кризиса, комбинация политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В целом кризис способствовал развитию про­цесса активного вмешательства государства в экономику и станов­лению различных систем регулируемого капитализма.

      Антикризисные программы можно поделить на два основных направления:

1. Либерально-реформистское. Оно базировалось на системе ры­ночных отношений и сочетало меры антикризисного регулирова­ния экономики с социальными преобразованиями. Значительно была повышена роль государственного бюджета, он являлся основным инструментом принятого курса выхода из кризиса в США( «новый курс Рузвельта») и в Англии( план экономии Дж. Мэя). С помощью бюджетных средств осуществлялось финансирование производ­ства и социальных программ.

К этому направлению можно отнести «политику социализации» проводимой во Франции, Испании и Скандинавских странах. В этих странах усиление государственного вмеша­тельства в экономику, развитие госсектора и активное использова­ние финансовых рычагов было связано, прежде всего, с решением социальных программ, выработкой плана действий, направленных на удовлетворение социальных нужд широких слоев населения.

2. Тоталитарно-диктаторское направление. Создание тоталитарно-диктаторского государства было осуществлено в Германии, Италии и Японии. Усиление государственного регулирования экономики было направлено в этих странах на создание жесткой централизованной системы управления, усиле­ние милитаризации экономики, огосударствление рабочей силы, использование государственного бюджета и финансовых рычагов регулирования для полного контроля над экономикой в интересах крупных монополий.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы были экономические последствия первой мировой войны для Германии.

 2. За счет чего планы Ч. Дауэса и О. Юнга позволили быстро восстановить экономику Германии.

3. Каким образом проходила подготовка Германии к войне.

4. В чем особенности антикризисных экономических программ ведущих стран мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...