Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 10 Мировое капиталистическое хозяйство в конце XIX -начале XX вв.
Вопросы 1. Основные составляющие «второй промышленной революции». 2. Монополизация рыночного хозяйства. 3. Превращение США в первую индустриальную страну мира. Вопрос 1Технологические сдвиги последней трети XIX в. были столь велики, что этот период называется «второй промышленной революцией».К основным её составляющим относятся: 1) Изобретение машины для производства электрического тока (динамомашина В. Сименса — Германия, генератор Т. Эдисона — США), которое решило проблему промышленной энергетики и сделало размещение производства независимым от источника энергии. 2) Появление совершенно новых типов тепловых машин — паровой турбины (Г. Парсонс — Англия) и двигателя внутреннего сгорания, работающего от энергии углеводородного топлива (Г. Дизель, Н. Отто, Г. Даймлер— Германия), которые позволили механизировать практически все виды транспорта. 3) Универсальное применение двигателя внутреннего сгорания породило нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее(на основе крекинг-процесса, т.е. термического разложения нефти при высоком давлении на фракции — бензин и пр.) производство. 4) Немецкие химики разработали синтетическиеспособы получения красящих, лекарственных, парфюмерных и других органическихсоединений. 5) Сложились новые способы производства стали. Изобретенные во Франции сталеплавильные процессы А. Бессемера (конвертер при сильном дутье) и П. и Е. Мартенов (мартеновская печь) были дополнены процессом обесфосфоривания металла (Г. Томас — Франция). Эти методы легли в основу сталелитейного производства XX в. 6) Серьезному совершенствованию подверглась конструкция ряда металлообрабатывающих агрегатов. Технологическая база легкой, полиграфической и других отраслей была пополнена автоматическим ткацким станком, обувными автоматами, автоматом для производства бутылок, механическим наборным станком и т.д. 7) Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился электрический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (на базе двигателя внутреннего сгорания) и трубопроводныйтранспорт. Эпохальным достижением явилось рождение воздушноготранспорта на основе летательных аппаратов легче (дирижаблей) и особенно тяжелее воздуха (аэропланов, братья Райт — США). 8) В техническом прогрессе непосредственное участие стала принимать наука— в том числе фундаментальная. В мире возникло высшее техническое образование.Первые втузы появились в 70-х гг. в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе), Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса. 9) Технологические сдвиги привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Кроме нефтяной, возник целый ряд новых отраслей промышленности: электротехническая, химическая. Очень динамично стала развиваться и новая отрасль машиностроения — производство автомобилей. Первый американский автомобиль был сконструирован Г. Фордом в 1892 г., а к началу нового века фордовский автозавод выпускал уже более 4 тыс. автомашин в год. млн. т), то выпуск стали — в 23 раза (с 2,98 до 68,65 млн. т.) Вопрос 2 Научно-технический прогресс конца XIX — начала XX в. создавал возможности нового укрупненияпроизводства. Толчком к развитию монополий стали частные железные дороги, которые за счет повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздействовали на производство. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии. Одной из первых монополий явился нефтяной трест «Стандарт ойл», созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером. Фирмы объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность. Если предприятия однойотрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, заключали соглашение, то создавались картели,в рамках которыхрегулировались: объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. Если предприятия теряли только коммерческую самостоятельность и образовывалась единая снабженческая и сбытовая контора, то возникал синдикат,которыйрегулировал закупки сырья и сбыт готовой продукции (такой тип монополий превалировал в России). Возникали также монополии в виде концернов,которые объединяли под единым контролемкомпании разных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах объединялся промышленно-торгово-банковский капитал, который получил наименование финансового. Посредством монополий предприятия стремились регулировать производственную и коммерческую жизнь в сложнейших условиях рыночной конкуренции. В результате монополистические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи согласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в ведущих капиталистических странах. Монополистические процессы неизбежно возникали в масштабе мирового рынка, гдезаключалисьсоглашения между В итоге в конце XIX — начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития были у молодых капиталистических государств- США и Германия, которые вышли соответственно на первое и второе места в мире по уровню развития производства и оставили позади Англию и Францию. Вопрос 3.В конце XIX — начале XX вв. в США проходила быстрая индустриализация. Причиной этому были: полная свобода экономической деятельности, которую обеспечила Гражданская война; большие сырьевые ресурсы; отсутствие морально изношенного оборудования; огромный притоком рабочей силы из Европы; политика протекционизма и привлечение иностранных инвестиций. Приток иммигрантов из Европыбыл вызван аграрным перенаселением и войнами. За XIX в. население в США выросло в 14 раз. В США проводилась политика протекционизма, которая была направлена на защиту американской промышленности от конкуренции импортных товаров, для этого были введены таможенные тарифы, средний уровень которых достигал 75% стоимости ввоза. Причем если в торговле проводился протекционизм, то для импорта иностранного капитала была полнейшая свобода, потому как он составлял значительную часть американских промышленных инвестиций. В результате всего этого уже к XX в. были построены четыре трансконтинентальныежелезнодорожные линии, высокими темпами развивалось промышленное производство и, прежде всего, тяжелая промышленность. В начале XX в. в Америке — впервыев истории мирового экономического развития — было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции (другие страны достигли этого только перед второй мировой войной). Происходили серьезные изменения в структуре тяжелой промышленности, в частности, появились и стали быстро развиваться такие новые отрасли как нефтяная, автомобильная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли автомобильная и нефтяная отрасли. Так, если в 1902 г. на американских дорогах ходило 23 тыс. автомобилей, то в 1912 г. американский автопарк превысил 1 млн. машин. При этом автомобиль изменил не только жизнь американского населения, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой ведущее место. Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — поточного метода и конвейера,который был введен на автозаводе Форда в 1913 г В стране возникли наследственные династии королей нефти, стали, электричества, железных дорог и т.д. (самые известные — Морганы, Рокфеллеры, Вандербильды, Дюпоны). Наибольшее значение получили две финансово-промышленные группы: Моргана и Рокфеллера. В итоге монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Поэтому в США сильнее всего проявились и антимонопольныетенденции. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным.Нередко судебным преследованиям вместо трестов подвергались рабочие объединения — профсоюзы. Однако особенно крупные монополии, в том числе «Стандарт Ойл» вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений. Вопросы для самопроверки: 1. Что явилось основными составляющими второй промышленной революции. 2. Каковы важнейшие монополистические объединения, которые возникли в конце Х1Х –начале ХХ века. 3. За счет чего США превратились в первую индустриальную страну мира.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |