Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10 Мировое капиталистическое хозяйство в конце                                 XIX -начале XX вв.




Вопросы

 1. Основные составляющие «второй промышленной революции».

 2. Монополизация рыночного хозяйства.

 3. Превращение США в первую индустриальную страну мира.

Вопрос 1Технологические сдвиги последней трети XIX в. были столь велики, что этот период называется «второй промышленной революцией».К основным её составляющим относятся:

1)  Изоб­ретение машины для производства электрического тока (динамомашина В. Симен­са — Германия, генератор Т. Эдисона — США), которое решило пробле­му промышленной энергетики и сделало разме­щение производства независимым от источника энергии.

2) По­явление совершенно новых типов тепловых машин — паровой турбины (Г. Парсонс — Англия) и двигателя внутреннего сго­рания, работающего от энергии углеводородного топлива (Г. Ди­зель, Н. Отто, Г. Даймлер— Германия), которые позволи­ли механизировать практически все виды транспорта.

 3) Универ­сальное применение двигателя внутреннего сгорания породило нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее(на основе кре­кинг-процесса, т.е. термического разложения нефти при высо­ком давлении на фракции — бензин и пр.) производство.

4) Немецкие химики разработали синтетическиеспособы по­лучения красящих, лекарственных, парфюмерных и других органи­ческихсоединений.

 5) Сложились новые способы производства стали. Изобретенные во Франции сталеплавильные процессы А. Бессемера (конвер­тер при сильном дутье) и П. и Е. Мартенов (мартеновская печь) были дополнены процессом обесфосфоривания металла (Г. То­мас — Франция). Эти методы легли в основу сталелитейного производства XX в.

6) Серьезному совершенствованию подверглась конструкция ряда металлообрабатывающих агрегатов. Технологическая база легкой, полиграфической и других от­раслей была пополнена автоматическим ткацким станком, обув­ными автоматами, автоматом для производства бутылок, меха­ническим наборным станком и т.д.

7) Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился элект­рический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (на базе двига­теля внутреннего сгорания) и трубопроводныйтранспорт. Эпо­хальным достижением явилось рождение воздушноготранспорта на основе летательных аппаратов легче (дирижаблей) и особен­но тяжелее воздуха (аэропланов, братья Райт — США).

 8) В техническом прогрессе непосредственное участие стала принимать наука— в том числе фундаментальная. В мире возникло высшее техническое образование.Первые втузы появились в 70-х гг. в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе), Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса.

 9) Технологические сдвиги привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Кроме нефтяной, возник целый ряд новых отраслей промышленности: электротехническая, химическая. Очень динамично стала развиваться и новая отрасль машиностроения — производство автомобилей. Пер­вый американский автомобиль был сконструирован Г. Фордом в 1892 г., а к началу нового века фордовский автозавод выпускал уже более 4 тыс. автомашин в год. млн. т), то выпуск стали — в 23 раза (с 2,98 до 68,65 млн. т.)

Вопрос 2 Научно-технический прогресс конца XIX — начала XX в. со­здавал возможности нового укрупненияпроизводства. Толчком к развитию монополий стали частные железные дороги, которые за счет повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздейство­вали на производство. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглаше­ния стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии. Одной из первых монополий явился нефтяной трест «Стан­дарт ойл», созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером.

Фирмы объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность.

Если предприятия однойотрасли, сохраняя юриди­ческую и производственную самостоятельность, заключали со­глашение, то создавались картели,в рамках которыхрегулировались: объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. Если предпри­ятия теряли только коммерческую самостоятельность и образо­вывалась единая снабженческая и сбытовая контора, то возникал синдикат,которыйрегулировал закупки сырья и сбыт готовой продукции (та­кой тип монополий превалировал в России). Возника­ли также монополии в виде концернов,которые объединяли под единым контролемкомпании раз­ных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах  объединялся промышленно-торгово-банковский капитал, который получил наименование финансового.

Посредством монополий предприятия стремились ре­гулировать производственную и коммерческую жизнь в слож­нейших условиях рыночной конкуренции. В результате монополис­тические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи со­гласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в ведущих капиталистических странах.

Мо­нополистические процессы неизбежно  возникали в масштабе мирового рынка, гдезаключалисьсоглашения между
разнонациональными монополиями и между наднациональными
компаниями. В результате быстрый рост монополий, привел к формированию тотальной монополизацииры­ночного хозяйства. Темпы развития экономики резко повысились.

В итоге в конце XIX — начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития были у молодых капиталистических государств- США и Германия, которые вышли соответственно на первое и второе места в мире по уровню развития производства и оставили позади Англию и Францию.

Вопрос 3.В конце XIX — начале XX вв. в США проходила быстрая индустриализация. Причиной этому были:  полная свобода экономической дея­тельности, которую обеспечила Гражданская война; большие сырьевые ресурсы; отсутствие морально изношенного оборудования; огромный притоком рабочей силы из Европы; политика протекционизма и привлечение иностранных инвестиций.

Приток иммигрантов из Европыбыл вызван аграрным перенаселением и войнами. За XIX в. население в США выросло в 14 раз.

В США проводилась политика протекционизма, которая была направлена на защиту американской промышленности от конкуренции им­портных товаров, для этого были введены таможенные тарифы, средний уровень которых достигал 75% стоимости ввоза. Причем если в торговле проводился протекционизм, то для импорта иностранного капитала была полнейшая свобода, потому как он составлял значительную часть американских промышлен­ных инвестиций.

В результате всего этого уже к  XX в. были постро­ены четыре трансконтинентальныежелезнодорожные линии, высокими темпами развивалось промышленное производство и, прежде все­го, тяжелая про­мышленность. В начале XX в. в Америке — впервыев истории мирового экономического развития — было достигнуто превы­шение удельного веса тяжелой промышленности в общей про­мышленной продукции (другие страны достигли этого только перед второй мировой войной). Происходили серьезные изменения в структуре тяжелой промышленности, в частности,  появились и стали быстро развиваться такие новые отрасли как нефтяная, автомобильная, алю­миниевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли автомобильная и нефтяная отрасли. Так, если в 1902 г. на американских дорогах ходило 23 тыс. автомобилей, то в 1912 г. американский автопарк превысил 1 млн. машин. При этом автомобиль изменил не только жизнь американс­кого населения,  но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой ведущее место. Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — по­точного метода и конвейера,который был введен на автозаводе Форда в 1913 г

В стране возникли наследственные династии королей нефти, стали, электричества, железных до­рог и т.д. (самые известные — Морганы, Рокфеллеры, Вандербильды, Дюпоны). Наибольшее значение получили две финан­сово-промышленные группы: Моргана и Рокфеллера.

В итоге монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Поэтому в США сильнее всего проявились и антимонопольныетенденции. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным.Нередко судебным преследованиям вместо трестов подвергались рабочие объединения — профсоюзы. Однако особенно крупные монополии, в том числе «Стандарт Ойл» вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.

Вопросы для самопроверки:

1. Что явилось основными составляющими второй промышленной революции.

2. Каковы важнейшие монополистические объединения, которые возникли в конце Х1Х –начале ХХ века.

3. За счет чего США превратились в первую индустриальную страну мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...