Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Научно-технический прогресс в таможенном деле
В соответствии с Таможенным кодексом и Положением о ФТС РФ Службе поручены организация проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела и обеспечение функционирования в его системе научно-исследовательских учреждений. Научно-технический прогресс (НТП)в таможенном деле представляет собой планомерное, системное непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности деятельности таможенной системы. Основной задачей НТП в таможенном деле является обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля. Выделяют две основные формы НТП - эволюционную и революционную. Эволюционная форма НТПхарактеризуется накоплением новых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий и разработкой новых устройств, способов и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов. Революционная форма НТПхарактеризуется качественным скачком, переходом к новым типам устройств, способов и технологий, базирующихся на новых фундаментальных открытиях науки и изобретениях. Существуют следующие важные направления НТП в таможенном деле. Первое направление - это создание и развитие информационных технологий в таможенном деле. Это направление связано с автоматизацией таможенной деятельности. Началась она с момента создания российской таможенной службы. Первоначально внедрялись единичные компьютеры, появились АРМы (автоматизированные рабочие места), посредством которых автоматизировались процессы заполнения и контроль за оформлением грузовых таможенных деклараций (ГТД), появились их электронные базы. Вначале шел обмен информации на дискетах. Затем появились коммутируемые, а впоследствии цифровые каналы связи - выделенные каналы и объединенные в цифровые вычислительные сети. Появился более совершенный АРМ ТИ (автоматизированное место таможенного инспектора). Постепенно совершенствовался парк вычислительной техники. Наибольшего развития электронные технологии достигли при создании единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ. Для получения данных таможенной статистики внешнеэкономической деятельности, организации валютного контроля и обеспечения контроля за поступлением таможенных платежей, борьбы с контрабандой за счет создаваемой ЕАИС ФТС РФ были решены следующие задачи: - создана методическая база для получения и представления статистической отчетности; - разработаны информационные технологии сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики; - созданы инфраструктуры региональных центров обработки таможенной информации; - созданы и поддерживаются комплексы компьютерных программ для обработки и ведения всех видов таможенной статистики ВЭД, получения информации в области осуществления валютного контроля; - обеспечивается передача статистических данных между таможенными подразделениями и Главным научно-информационным центром (ГНИВЦ) ФТС РФ; - приобретены и подключены в ЛВС средства вычислительной техники и телекоммуникационное оборудование; - таможенные органы укомплектованы кадрами, подготовленными к ведению статистики, обеспечению сбора платежей и работе по осуществлению функций органов валютного контроля. Основными направлениями деятельности таможенных органов по использованию информационных таможенных технологий являются: 1. Внедрение программных комплексов для создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов России. 2. Разработка и формирование фрагментов "ИВС контроль" регионов на базе выделенных и цифровых каналов связи, в частности с использованием спутниковых каналов. 3. Автоматизация оперативной и административно-хозяйственной деятельности таможенных органов. Для осуществления поставленных целей происходит оснащение таможенных органов вычислительной техникой и средствами передачи данных. Для ускорения обмена информацией в каждой таможне созданы локальные вычислительные сети типа Ethernet на базе сетевой среды Novell. Наиболее ценным в подобных проектах является обеспечение обмена информации между таможнями разных стран. Таможня отправления одной страны может передать информацию о грузе в таможню назначения другой страны. Таким образом, информация об отправленном грузе приходит раньше него. Это позволяет заранее начать процесс таможенного контроля и исключить фальсификацию данных о товаре. Так ускоряется прохождение грузов, удается избежать правонарушений и потерь бюджета. А о том, что такие злоупотребления есть, свидетельствует так называемая зеркальная статистика, в том числе и в торговле с Финляндией. После таких сопоставлений обычно оказывается, что в Россию было ввезено гораздо больше грузов, большей стоимости и иной номенклатуры, чем отражено в российской статистике внешней торговли. Очевидно, что здесь достижения НТП могут принести ощутимую пользу. В настоящее время таможни переходят к полностью электронной форме таможенного контроля (кроме досмотра груза). В этом случае участники ВЭД не будут появляться в таможне физически, а пересылать пакет электронных документов через таможенного брокера в таможню и работать с ней в интерактивном режиме. Таможни уже оснащены локальными вычислительными сетями и готовы к электронной обработке информации. Это, несомненно, ускорит процесс таможенного контроля. Второе направление НТПсвязано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). Существуют следующие их классы: 1 класс ТСТК - рентгеновские установки. Контроль багажа и ручной клади и среднегабаритных грузов. 2 класс ТСТК - инспекционно-досмотровые комплексы для крупногабаритных грузов: контейнеров, прицепов, грузовых автомобилей. 3 класс - технические средства поиска: металлоискатели, досмотровые зеркала, щупы, эндоскопы, досмотровые осветители, средства постановки и считывания специальных меток, технические средства поиска наркотических веществ. Эти средства предназначены для поиска контрабанды в труднодоступных местах, тайниках. 4 класс - средства идентификации - золото, банкноты, наркотики, таможенные документы. 5 класс - технические средства дознания и документирования - процесс проведения первичных следственных действий, закрепление вещественных доказательств - видео-, фотодокументирование, аудио-, видеозаписи показаний. 6 класс - средства технического контроля аудио-, видеоинформации, записанной на магнитных носителях. 7 класс - технические средства визуального наблюдения. 8 класс -технические средства радиосвязи, факсимильной связи. 9 класс - досмотровые инструменты - скальпели, отвертки, лупы, электродрели, лампы подсветки. 10 класс - технические средства наложения обеспечения - печатей, штампов, пломб. 11 класс — вспомогательные технические средства — дозиметры, приборы взвешивания, источники питания, измерительные приборы. Технические средства таможенного контроля позволяют повысить производительность труда инспекторов, занимающихся досмотром, а проведение некоторых процедур таможенного контроля невозможно без использования данных средств, например, дозиметрического контроля. Большую помощь оказывают рентгеновские установки Например, если осматривать морской контейнер обычным способом, то на это может уйти до трех часов (контейнер необходимо разгрузить, досмотреть, загрузить). При использовании стационарной рентгеновской установки эта процедура займет несколько минут, так как вскрывать контейнер необязательно. Для повышения эффективности и качества таможенного контроля проводятся НИОКР по созданию: - рентгенографических установок таможенного контроля повышенной эффективности, соответствующих мировому уровню; - новой и совершенствованию поисковой досмотровой техники по результатам ее оперативного использования и эксплуатации; - приборов и техники идентификации; - аппаратуры контроля экспорта нефти, нефтепродуктов и ряда других сырьевых товаров; - эффективной аппаратуры и приборов обнаружения и идентификации наркотических и взрывчатых веществ; - технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами с использованием при этом научно-производственного потенциала смежных правоохранительных органов. Продолжается дальнейшее техническое оснащение подразделений таможенной охраны. Предусматривается их перевод на проведение мобильных оперативно-поисковых мероприятий по выявлению нарушителей таможенного законодательства, а также товаров и транспортных средств, не прошедших таможенного контроля на внешних границах и внутри территории Российской Федерации, для чего осуществляются: - дальнейшее оснащение подразделений таможенной охраны воздушными, морскими (речными) судами, автотранспортом; - переход от физической охраны таможенных объектов к их охране специальными средствами. Предусматривается, что создаваемая ЕАИС должна в полном объеме обеспечить таможенные органы Российской Федерации и государств - участников Таможенного союза такими видами информационных услуг, как передача данных в целях выполнения всех основных функций таможенной службы, электронная почта (в том числе передача телеграфных и факсимильных сообщений), функционирование ведомственной распределенной базы данных, а также информационное взаимодействие таможенных органов с федеральными органами государственной власти и управления и правоохранительными органами. Успешное использование достижений науки и техники объективно предполагает функционирование эффективного экономического механизма управления этими процессами. Такой механизм включает в себя следующие основные элементы: социально-экономическую оценку мероприятий НТП; планирование развития науки и техники; организационные формы соединения науки с производством; систему стимулирования работ по созданию, освоению и внедрению новой техники. Совершенствование способов, устройств и технологий, применяемых в таможенном деле, осуществляется в следующем порядке. На первом этапе специалисты определяют противоречия в таможенных органах между их функциональными потребностями и возможностями. На этой основе они формулируют направления НТП и мероприятия, позволяющие разрешить соответствующие проблемы. Далее специалисты разрабатывают программы НТП по направлениям. Наконец, организаторы-экономисты формируют общую ведомственную программу. Эта программа служит исходным документом для разработки планов создания новых технологий и их внедрения. В планах устанавливаются наименования и содержание работ, срок их исполнения, исполнители, стоимость работ и другие показатели. На основе планов составляются договоры ФТС РФ с организациями, создающими или изготавливающими новые устройства, способы и технологии. После завершения работ в организациях-исполнителях таможенные организации внедряют эти новые технологии. С этой целью в таможенных органах образуют группы внедрения и проводится обучение работников новым технологиям. Для стимулирования создания, внедрения и применения новых устройств и способов применяются различные формы поощрений. Первая - выплата авторских вознаграждений за открытия и изобретения в соответствии с государственными стандартами. Вторая - оплата содействия внедрению изобретений и открытий. Третья - премирование за внедрение новой техники и технологий. Четвертая и последующие - стимулирование в традиционных формах: повышение в должности, в звании, а также увеличение заработной платы тем, кто успешно применяет новую технику и технологии. Социальный эффект НТП отражается в совершенствовании системы производственных отношений, в изменении содержания, условий и характера труда, во влиянии НТП на производственную и окружающую среду, в воздействии на всестороннее развитие личности работников таможенных органов. Социальный и экономический эффекты взаимосвязаны и влияют друг на друга однонаправлено или разнонаправлено. Экономический эффект НТПпроявляется в экономии труда, в приросте производства таможенных услуг, экономии производственных ресурсов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 607. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |