Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научно-технический прогресс в таможенном деле




В соответствии с Таможенным кодексом и Положением о ФТС РФ Службе поручены организация проведения научно-исследова­тельских работ в области таможенного дела и обеспечение функци­онирования в его системе научно-исследовательских учреждений.

Научно-технический прогресс (НТП)в таможенном деле пред­ставляет собой планомерное, системное непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществля­емые в целях повышения эффективности деятельности таможен­ной системы.

Основной задачей НТП в таможенном деле является обеспече­ние высокопроизводительного, эффективного таможенного конт­роля.

Выделяют две основные формы НТП - эволюционную и рево­люционную.

Эволюционная форма НТПхарактеризуется накоплением но­вых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий и разработкой новых устройств, способов и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.

Революционная форма НТПхарактеризуется качественным скачком, переходом к новым типам устройств, способов и техно­логий, базирующихся на новых фундаментальных открытиях на­уки и изобретениях.

Существуют следующие важные направления НТП в таможен­ном деле.

Первое направление - это создание и развитие информацион­ных технологий в таможенном деле.

Это направление связано с автоматизацией таможенной дея­тельности. Началась она с момента создания российской таможен­ной службы. Первоначально внедрялись единичные компьютеры, появились АРМы (автоматизированные рабочие места), посред­ством которых автоматизировались процессы заполнения и конт­роль за оформлением грузовых таможенных деклараций (ГТД), появились их электронные базы. Вначале шел обмен информации на дискетах. Затем появились коммутируемые, а впоследствии циф­ровые каналы связи - выделенные каналы и объединенные в циф­ровые вычислительные сети. Появился более совершенный АРМ ТИ (автоматизированное место таможенного инспектора). Посте­пенно совершенствовался парк вычислительной техники.

Наибольшего развития электронные технологии достигли при создании единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ.

Для получения данных таможенной статистики внешнеэконо­мической деятельности, организации валютного контроля и обес­печения контроля за поступлением таможенных платежей, борьбы с контрабандой за счет создаваемой ЕАИС ФТС РФ были решены следующие задачи:

- создана методическая база для получения и представления статистической отчетности;

- разработаны информационные технологии сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;

- созданы инфраструктуры региональных центров обработки таможенной информации;

- созданы и поддерживаются комплексы компьютерных про­грамм для обработки и ведения всех видов таможенной статисти­ки ВЭД, получения информации в области осуществления валют­ного контроля;

- обеспечивается передача статистических данных между та­моженными подразделениями и Главным научно-информационным центром (ГНИВЦ) ФТС РФ;

- приобретены и подключены в ЛВС средства вычислитель­ной техники и телекоммуникационное оборудование;

- таможенные органы укомплектованы кадрами, подготовлен­ными к ведению статистики, обеспечению сбора платежей и рабо­те по осуществлению функций органов валютного контроля.

Основными направлениями деятельности таможенных орга­нов по использованию информационных таможенных технологий являются:

1. Внедрение программных комплексов для создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных орга­нов России.

2. Разработка и формирование фрагментов "ИВС контроль" регионов на базе выделенных и цифровых каналов связи, в частно­сти с использованием спутниковых каналов.

3. Автоматизация оперативной и административно-хозяйствен­ной деятельности таможенных органов.

Для осуществления поставленных целей происходит оснаще­ние таможенных органов вычислительной техникой и средствами передачи данных. Для ускорения обмена информацией в каждой таможне созданы локальные вычислительные сети типа Ethernet на базе сетевой среды Novell.

Наиболее ценным в подобных проектах является обеспече­ние обмена информации между таможнями разных стран. Тамож­ня отправления одной страны может передать информацию о грузе в таможню назначения другой страны. Таким образом, информа­ция об отправленном грузе приходит раньше него. Это позволяет заранее начать процесс таможенного контроля и исключить фаль­сификацию данных о товаре. Так ускоряется прохождение гру­зов, удается избежать правонарушений и потерь бюджета. А о том, что такие злоупотребления есть, свидетельствует так называемая зеркальная статистика, в том числе и в торговле с Финляндией. После таких сопоставлений обычно оказывается, что в Россию было ввезено гораздо больше грузов, большей стоимости и иной номенклатуры, чем отражено в российской статистике внешней торговли. Очевидно, что здесь достижения НТП могут принести ощутимую пользу.

В настоящее время таможни переходят к полностью электрон­ной форме таможенного контроля (кроме досмотра груза). В этом случае участники ВЭД не будут появляться в таможне физи­чески, а пересылать пакет электронных документов через таможен­ного брокера в таможню и работать с ней в интерактивном режи­ме. Таможни уже оснащены локальными вычислительными сетя­ми и готовы к электронной обработке информации. Это, несом­ненно, ускорит процесс таможенного контроля.

Второе направление НТПсвязано с совершенствованием тех­нических средств таможенного контроля (ТСТК). Существуют сле­дующие их классы:

1 класс ТСТК - рентгеновские установки. Контроль багажа и ручной клади и среднегабаритных грузов.

2 класс ТСТК - инспекционно-досмотровые комплексы для крупногабаритных грузов: контейнеров, прицепов, грузовых авто­мобилей.

3 класс - технические средства поиска: металлоискатели, дос­мотровые зеркала, щупы, эндоскопы, досмотровые осветители, средства постановки и считывания специальных меток, техничес­кие средства поиска наркотических веществ. Эти средства пред­назначены для поиска контрабанды в труднодоступных местах, тайниках.

4 класс - средства идентификации - золото, банкноты, нарко­тики, таможенные документы.

5 класс - технические средства дознания и документирования - процесс проведения первичных следственных действий, закрепле­ние вещественных доказательств - видео-, фотодокументирование, аудио-, видеозаписи показаний.

6 класс - средства технического контроля аудио-, видеоинфор­мации, записанной на магнитных носителях.

7 класс - технические средства визуального наблюдения.

8 класс -технические средства радиосвязи, факсимильной связи.

9 класс - досмотровые инструменты - скальпели, отвертки, лупы, электродрели, лампы подсветки.

10 класс - технические средства наложения обеспечения - пе­чатей, штампов, пломб.

11 класс — вспомогательные технические средства — дозимет­ры, приборы взвешивания, источники питания, измерительные приборы.

Технические средства таможенного контроля позволяют повы­сить производительность труда инспекторов, занимающихся дос­мотром, а проведение некоторых процедур таможенного контроля невозможно без использования данных средств, например, дози­метрического контроля.

Большую помощь оказывают рентгеновские установки Напри­мер, если осматривать морской контейнер обычным способом, то на это может уйти до трех часов (контейнер необходимо разгру­зить, досмотреть, загрузить). При использовании стационарной рентгеновской установки эта процедура займет несколько минут, так как вскрывать контейнер необязательно.

Для повышения эффективности и качества таможенного конт­роля проводятся НИОКР по созданию:

- рентгенографических установок таможенного контроля по­вышенной эффективности, соответствующих мировому уровню;

- новой и совершенствованию поисковой досмотровой техни­ки по результатам ее оперативного использования и эксплуатации;

- приборов и техники идентификации;

- аппаратуры контроля экспорта нефти, нефтепродуктов и ряда других сырьевых товаров;

- эффективной аппаратуры и приборов обнаружения и иден­тификации наркотических и взрывчатых веществ;

- технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами с использованием при этом науч­но-производственного потенциала смежных правоохранительных органов.

Продолжается дальнейшее техническое оснащение подразде­лений таможенной охраны. Предусматривается их перевод на про­ведение мобильных оперативно-поисковых мероприятий по выяв­лению нарушителей таможенного законодательства, а также това­ров и транспортных средств, не прошедших таможенного контро­ля на внешних границах и внутри территории Российской Федера­ции, для чего осуществляются:

- дальнейшее оснащение подразделений таможенной охраны воздушными, морскими (речными) судами, автотранспортом;

- переход от физической охраны таможенных объектов к их охране специальными средствами.

Предусматривается, что создаваемая ЕАИС должна в полном объеме обеспечить таможенные органы Российской Федерации и государств - участников Таможенного союза такими видами ин­формационных услуг, как передача данных в целях выполнения всех основных функций таможенной службы, электронная почта (в том числе передача телеграфных и факсимильных сообщений), функ­ционирование ведомственной распределенной базы данных, а так­же информационное взаимодействие таможенных органов с феде­ральными органами государственной власти и управления и пра­воохранительными органами.

Успешное использование достижений науки и техники объек­тивно предполагает функционирование эффективного экономичес­кого механизма управления этими процессами. Такой механизм включает в себя следующие основные элементы: социально-эко­номическую оценку мероприятий НТП; планирование развития науки и техники; организационные формы соединения науки с производством; систему стимулирования работ по созданию, освое­нию и внедрению новой техники.

Совершенствование способов, устройств и технологий, при­меняемых в таможенном деле, осуществляется в следующем по­рядке.

На первом этапе специалисты определяют противоречия в та­моженных органах между их функциональными потребностями и возможностями. На этой основе они формулируют направления НТП и мероприятия, позволяющие разрешить соответствующие проблемы. Далее специалисты разрабатывают программы НТП по направлениям. Наконец, организаторы-экономисты формируют общую ведомственную программу. Эта программа служит исход­ным документом для разработки планов создания новых техноло­гий и их внедрения.

В планах устанавливаются наименования и содержание работ, срок их исполнения, исполнители, стоимость работ и другие показа­тели. На основе планов составляются договоры ФТС РФ с организа­циями, создающими или изготавливающими новые устройства, спо­собы и технологии. После завершения работ в организациях-испол­нителях таможенные организации внедряют эти новые технологии. С этой целью в таможенных органах образуют группы внедрения и проводится обучение работников новым технологиям.

Для стимулирования создания, внедрения и применения но­вых устройств и способов применяются различные формы поощ­рений. Первая - выплата авторских вознаграждений за открытия и изобретения в соответствии с государственными стандартами. Вто­рая - оплата содействия внедрению изобретений и открытий. Тре­тья - премирование за внедрение новой техники и технологий. Чет­вертая и последующие - стимулирование в традиционных формах: повышение в должности, в звании, а также увеличение заработной платы тем, кто успешно применяет новую технику и технологии.

Социальный эффект НТП отражается в совершенствовании системы производственных отношений, в изменении содержания, условий и характера труда, во влиянии НТП на производственную и окружающую среду, в воздействии на всестороннее развитие личности работников таможенных органов. Социальный и экономи­ческий эффекты взаимосвязаны и влияют друг на друга однонаправлено или разнонаправлено.

Экономический эффект НТПпроявляется в экономии труда, в приросте производства таможенных услуг, экономии производ­ственных ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...