Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международное разделение труда и интеграция таможенных органов
Глобализация хозяйственной жизни определяет приоритеты таможенного дела. Справедливо было бы выделить основные уровни влияния. Во-первых, участие России в региональных интеграционных объединениях, таких как СНГ, Таможенный союз детерминирует современную таможенную политику; стремление государства к членству во Всемирной торговой организации регламентирует технологию реализации таможенной политики. Рост внешнеторгового оборота, необходимость его ускорения диктуют определенные требования к организации таможенного дела в стране, а также являются импульсом к сотрудничеству между таможенными органами различных государств. Процесс вхождения российской экономики в мировое хозяйство требует равноправных отношений с торговыми партнерами, поэтому Россия предоставляет подавляющему числу государств режим наибольшего благоприятствования в торговле, развивающимся государствам предоставляются тарифные преференции. Другим примером влияния может служить особая таможенная политика, проводимая в отношении стран СНГ'. Начиная с 1994 года эти государства пытаются создать зону свободной торговли. Данная стадия экономической интеграции предусматривает отмену ограничений во взаимной торговле. Наиболее последовательно в указанном направлении действует Россия, она фактически устранила экономические барьеры в отношении товаров, происходящих из стран СНГ. Закономерно отметить не только влияние экономической интеграции на таможенное дело, но и обратный процесс. Так, интеграция таможенных органов в основном направлена на обеспечение унификации и стандартизации таможенных процедур. Данные мероприятия позволяют снизить издержки обращения участников ВЭД, увеличить скорость обращения капитала во внешнеторговом секторе, способствуют развитию международной кооперации. От организации таможенного дела в значительной степени зависит эффективность интеграционных процессов Интеграция в таможенном деле является также ответной мерой мирового сообщества на интернационализацию криминальных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, оружия, контрафактной продукции и т.д. Противодействие экономическим формам контрабанды может быть оказано только при объединении усилий таможенных органов разных стран. Таможенный кодекс РФ декларирует стремление России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела и развитие таможенного дела в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. В соответствии с Положением о ФТС РФ, данный орган выполняет следующие функции: - разрабатывает проекты международных договоров РФ по вопросам таможенного дела, проводит в установленном порядке переговоры по их заключению, представляет предложения о заключении таких договоров, участвует в разработке проектов других международных договоров РФ в части, касающейся таможенного дела; - вносит в Правительство РФ предложения о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела; - участвует в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела; - организует участие российской стороны в деятельности Совета таможенного сотрудничества; - обеспечивает выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; - осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств; - принимает в установленном порядке иностранные делегации, прибывающие в РФ для решения вопросов, касающихся таможенного дела. Интеграция в области таможенного дела осуществляется в формах: двусторонних договоров; региональных образований; участия в международных организациях. В соответствии с современной геополитикой можно выделить следующие направления интеграции: страны дальнего зарубежья; страны СНГ; пространство Таможенного союза. Последовательно рассмотрим формы интеграции в таможенном деле. Совершенствование двусторонних отношений таможенных органов России с таможенными органами других стран. Можно привести примеры о заключении двусторонних договоров России с другими странами по торговым и таможенным вопросам. Общее свойство таких договоров заключается в следующем. Таможенные отношения России с другими странами изменяются в зависимости от того или иного состояния двусторонних или международных отношений и соответственно то улучшаются, то ухудшаются. Отношения между таможенными службами строятся на основании межправительственных соглашений по таможенному делу, которые определяют принципы взаимодействия. Можно привести несколько примеров двусторонних отношений в области таможенного дела со странами Европы членами ВТО. Великобритания В 1994 году в Лондоне был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФТС России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи. Согласно этим договоренностям, английская сторона оказывает определенное техническое содействие в обучении российских таможенных кадров. Германия В 1996 году состоялся обмен ратификационными грамотами об одобрении Договора между Российской Федерацией и ФРГ от 16.12.1992 г. о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб. В 1997 году в Москве подписан Протокол между Государственным таможенным комитетом России и Таможенной службой Федеративной Республики Германия о мерах по практической реализации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве и взаимопонимании таможенной службы от 16.12.1992 года. Форма интеграции в таможенном деле, определяемая видами экономической интеграции. На постсоветском пространстве с участием России действуют три региональных объединения: СНГ, Таможенный союз, Союз Российской Федерации и Республики Беларусь. Уровень экономической интеграции определяет особенности таможенного взаимодействия. Совместная работа таможенных органов стран СНГ. Эту работу направляет Совет руководителей таможенных служб государств - участников Содружества. В его функции входит унификация таможенных правил и документов, разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран СНГ. Советом разработано значительное количество важных документов, среди них: "О единой методологии таможенной статистики внешней торговли стран - участников СНГ", "О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах", "О единой товарной номенклатуре ВЭД', "О единых правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении таможенных преференций в общей системе таможенных преференций", "О взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков". Созданы узлы связи по правоохранительной работе, координационный центр технического оснащения. Другое региональное объединение — Таможенный союз, включает три государства: Россию, Беларусь, Казахстан. Первые шаги Таможенного союза показали значительную экономическую выгоду, которую он приносит его участникам, но и некоторые сложности. Целями Таможенного союза являются: обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического воздействия хозяйствующих субъектов; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; укрепление координации экономической политики стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования единого экономического пространства; создание условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок. Особого внимания заслуживает последнее положение. Члены Таможенного союза являются странами с переходной экономикой: товары, производимые ими, обладают достаточно низкой конкурентоспособностью, поэтому весьма актуальным является объединение усилий при продвижении продукции на мировом рынке и защите национальных производителей. Согласно принятому сторонами соглашению Таможенный союз должен основываться на следующих принципах: - наличия единой таможенной территории; - установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования; - формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями; - наличия однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Таможенный союз создается в два этапа. На первом этапе между странами отменяются тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, создаются идентичные системы регулирования внешнеэкономической деятельности, устанавливаются одинаковые торговые режимы в отношении третьих стран; в этот же период производится унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и других законодательств, формируется механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями. На втором этапе создается единая таможенная территория Таможенного союза, на которой будет действовать единое таможенное законодательство, должен быть сформирован общий бюджет, с последующим перераспределением сумм таможенных пошлин и сборов, взятых на внешних границах Таможенного союза, а также решен вопрос о международной правоспособности Таможенного союза. Перед странами — участниками Таможенного союза стоят сходные проблемы, однако уровень развития их экономик, их потенциал различны, поэтому процесс интеграции чрезвычайно осложнен. Значительную роль в интеграции таможенного дела играют такие организации, как ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); ВТО (Всемирная таможенная организация). Всемирной торговой организацией разработаны Правила определения таможенной стоимости товаров; Правила определения страны происхождения товаров; Соглашения по предотгрузочной инспекции товаров; Соглашения по процедурам импортного лицензирования; Соглашения по экспортным субсидиям и компенсационным пошлинам; Соглашения по временным защитным мерам во внешней торговле; Соглашения по внешнеторговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Эти соглашения оказывают значительное влияние на формирование таможенной политики не только стран - участников ВТО, а также всех государств, стремящихся к открытости экономики. ЮНКТАД - это постоянная организация ООП, созданная в 1964 году, занимающаяся актуальными проблемами международных торгово-экономических отношений. В отличие от ВТО, эта организация акцентирует свою деятельность на обеспечении равных условий участия в мировой торговле развивающихся стран, в разрешении конфликтов между промышленными странами и зависимыми территориями. Программа ЮНКТАД предполагает отмену или снижение в развитых странах ввозных таможенных пошлин на сырьевые товары. Разработана концепция общей системы преференций, в основу которой положены принципы односторонних уступок и устранения внутренней дискриминации товаров по их происхождению. Согласно этой концепции развитые страны могли бы предоставлять в одностороннем порядке таможенные преференции развивающимся странам, в то время как развивающиеся страны освобождаются от обязанности предоставления развитым государствам преференций. В настоящее время 100 государств отнесены к развивающимся, пересмотр этой "классификации" проводится ежегодно по таким критериям, как индекс специализации (доля в импорте), индекс развития (интегральный показатель промышленного потенциала). Для урегулирования специальных таможенных вопросов на международном уровне 15 декабря 1950 года была подписана Брюссельская конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (позднее ВТО). Одновременно государствами - учредителями СТС (ВТО) были подписаны конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных целях. К компетенции СТС (ВТО) были отнесены вопросы подготовки конвенций, проблемы, связанные с разрешением споров, возникающих при их использовании, а также с организацией многостороннего сотрудничества национальных таможенных служб в области обмена информацией о правилах таможенного контроля. При подготовке многосторонних международных договоров СТС (ВТО) руководствуется принципом невмешательства в национальную экономическую политику. Договора призваны облегчить условия мировой торговли за счет формирования единообразного подхода к таможенному контролю во всех странах-участницах. С 1992 года Российская Федерация стала членом СТС (ВТО), являясь правопреемником СССР, который вступил в организацию в 1991 году. Система органов СТС (ВТО) включает в себя: постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем, дирекцию по специальным вопросам, технические комитеты, комиссии и рабочие группы. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе. Штат формируется из делегированных сотрудников таможенных служб стран - членов ВТО. Ныне СТС (ВТО) объединяет более 150 государств. СТС (ВТО) разработано 18 международных конвенций,46 рекомендаций по унифицированному применению конвенций и 11 отдельных норм, регулирующих вопросы таможенного контроля и таможенного оформления, Россия присоединилась к следующим конвенциям: - Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза, 1961 года; - Конвенции о временном ввозе, 1990 года (Стамбульской); - Конвенции о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров; - Таможенной конвенции о контейнерах, 1972 года; - Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробской). Рассматривается вопрос о ратификации Россией основополагающей таможенной конвенции "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур", получившей название Киотской. Значительные изменения и дополнения к Киотской конвенции были приняты в 1999 году, Россия планирует присоединиться к обновленной конвенции. Примером практической деятельности СТС (ВТО) является создание региональных узлов связи по обмену информацией о борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями (узел связи для Восточной и Центральной Европы находится в Варшаве). В последнее время решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ создан свой узел связи, который обоснованно претендует на придание ему статуса субрегионального. В области обучения кадров ВТО (СТС) ориентирует таможенные службы на развитие национальных систем организации обучения и создание или модернизацию собственных учебных центров, пропагандирует метод профессиональной подготовки путем "обучения обучающих", разрабатывает учебные модули по отдельным таможенным технологиям, обобщает и распространяет опыт применения современных методов обучения и оценки эффективности подготовки таможенных кадров (см. Таможенный вестник. 1997. № 1). Ныне СТС (ВТО) ориентирует национальные таможенные службы на содействие внешней торговле, на модернизацию таможенных служб на базе новых технологий. Особенно высока роль СТС (ВТО) в создании таможенных систем в новых государствах, возникших в Восточной Европе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 746. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |