Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное разделение труда и интеграция таможенных органов




Глобализация хозяйственной жизни определяет приоритеты та­моженного дела. Справедливо было бы выделить основные уров­ни влияния. Во-первых, участие России в региональных интегра­ционных объединениях, таких как СНГ, Таможенный союз детерминирует со­временную таможенную политику; стремление государства к член­ству во Всемирной торговой организации регламентирует техно­логию реализации таможенной политики. Рост внешнеторгового оборота, необходимость его ускорения диктуют определенные тре­бования к организации таможенного дела в стране, а также явля­ются импульсом к сотрудничеству между таможенными органами различных государств.

Процесс вхождения российской экономики в мировое хозяй­ство требует равноправных отношений с торговыми партнерами, поэтому Россия предоставляет подавляющему числу государств режим наибольшего благоприятствования в торговле, развивающим­ся государствам предоставляются тарифные преференции. Другим примером влияния может служить особая таможенная политика, проводимая в отношении стран СНГ'. Начиная с 1994 года эти госу­дарства пытаются создать зону свободной торговли. Данная стадия экономической интеграции предусматривает отмену ограничений во взаимной торговле. Наиболее последовательно в указанном на­правлении действует Россия, она фактически устранила экономические барьеры в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

Закономерно отметить не только влияние экономической ин­теграции на таможенное дело, но и обратный процесс. Так, интег­рация таможенных органов в основном направлена на обеспече­ние унификации и стандартизации таможенных процедур. Данные мероприятия позволяют снизить издержки обращения участников ВЭД, увеличить скорость обращения капитала во внешнеторговом секторе, способствуют развитию международной кооперации. От организации таможенного дела в значительной степени зависит эффективность интеграционных процессов

Интеграция в таможенном деле является также ответной ме­рой мирового сообщества на интернационализацию криминальных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, оружия, контрафактной продукции и т.д. Противодействие экономическим формам контрабанды может быть оказано только при объедине­нии усилий таможенных органов разных стран.

Таможенный кодекс РФ декларирует стремление России к ак­тивному участию в международном сотрудничестве в области та­моженного дела и развитие таможенного дела в направлении гар­монизации и унификации с общепринятыми международными нор­мами и практикой.

В соответствии с Положением о ФТС РФ, данный орган вы­полняет следующие функции:

- разрабатывает проекты международных договоров РФ по воп­росам таможенного дела, проводит в установленном порядке пере­говоры по их заключению, представляет предложения о заключе­нии таких договоров, участвует в разработке проектов других меж­дународных договоров РФ в части, касающейся таможенного дела;

- вносит в Правительство РФ предложения о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела;

- участвует в деятельности международных организаций, за­нимающихся вопросами таможенного дела;

- организует участие российской стороны в деятельности Со­вета таможенного сотрудничества;

- обеспечивает выполнение международных обязательств Рос­сии в части, касающейся таможенного дела;

- осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможен­ными и иными компетентными органами иностранных государств;

- принимает в установленном порядке иностранные делега­ции, прибывающие в РФ для решения вопро­сов, касающихся таможенного дела.

Интеграция в области таможенного дела осуществляется в фор­мах: двусторонних договоров; региональных образований; участия в международных организациях.

В соответствии с современной геополитикой можно выделить следующие направления интеграции: страны дальнего зарубежья; страны СНГ; пространство Таможенного союза.

Последовательно рассмотрим формы интеграции в таможен­ном деле.

Совершенствование двусторонних отношений таможенных органов России с таможенными органами других стран. Можно привести примеры о заключении двусторонних договоров России с другими странами по торговым и таможенным вопросам. Общее свойство таких договоров заключается в следующем. Таможенные отношения России с другими странами изменяются в зависимости от того или иного состояния двусторонних или международных отношений и соответственно то улучшаются, то ухудшаются. От­ношения между таможенными службами строятся на основании межправительственных соглашений по таможенному делу, кото­рые определяют принципы взаимодействия.

Можно привести несколько примеров двусторонних отношений в области таможенного дела со странами Европы членами ВТО.

Великобритания

В 1994 году в Лондоне был подписан Меморандум о взаимопо­нимании между ФТС России и ее Величества Таможенной и акциз­ной службой Соединенного Королевства Великобритании и Север­ной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи.

Согласно этим договоренностям, английская сторона оказыва­ет определенное техническое содействие в обучении российских таможенных кадров.

Германия

В 1996 году состоялся обмен ратификационными грамотами об одобрении Договора между Российской Федерацией и ФРГ от 16.12.1992 г. о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб.

В 1997 году в Москве подписан Протокол между Государствен­ным таможенным комитетом России и Таможенной службой Фе­деративной Республики Германия о мерах по практической реали­зации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве и взаимопонимании та­моженной службы от 16.12.1992 года.

Форма интеграции в таможенном деле, определяемая видами экономической интеграции. На постсоветском пространстве с уча­стием России действуют три региональных объединения: СНГ, Та­моженный союз, Союз Российской Федерации и Республики Бела­русь. Уровень экономической интеграции определяет особенности таможенного взаимодействия.

Совместная работа таможенных органов стран СНГ. Эту ра­боту направляет Совет руководителей таможенных служб госу­дарств - участников Содружества. В его функции входит унифика­ция таможенных правил и документов, разработка единых прин­ципов осуществления валютного контроля таможенными служба­ми стран СНГ. Советом разработано значительное количество важ­ных документов, среди них: "О единой методологии таможенной статистики внешней торговли стран - участников СНГ", "О сотруд­ничестве и взаимной помощи в таможенных делах", "О единой то­варной номенклатуре ВЭД', "О единых правилах определения про­исхождения товаров развивающихся стран при предоставлении та­моженных преференций в общей системе таможенных преферен­ций", "О взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков".

Созданы узлы связи по правоохранительной работе, коорди­национный центр технического оснащения.

Другое региональное объединение — Таможенный союз, вклю­чает три государства: Россию, Беларусь, Казахстан.

Первые шаги Таможенного союза показали значительную эко­номическую выгоду, которую он приносит его участникам, но и некоторые сложности.

Це­лями Таможенного союза являются: обеспечение совместными дей­ствиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободно­го экономического воздействия хозяйствующих субъектов; гаран­тирование устойчивого развития экономики, свободного товарооб­мена и добросовестной конкуренции; укрепление координации эко­номической политики стран и обеспечение всестороннего разви­тия национального народного хозяйства; создание условий для фор­мирования единого экономического пространства; создание усло­вий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок. Особого внимания заслуживает последнее по­ложение. Члены Таможенного союза являются странами с пере­ходной экономикой: товары, производимые ими, обладают доста­точно низкой конкурентоспособностью, поэтому весьма актуаль­ным является объединение усилий при продвижении продукции на мировом рынке и защите национальных производителей.

Согласно принятому сторонами соглашению Таможенный союз должен основываться на следующих принципах:

- наличия единой таможенной территории;

- установления и применения в отношениях с третьими стра­нами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного со­юза с третьими странами и международными организациями;

- наличия однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифи­цированном законодательстве.

Таможенный союз создается в два этапа.

На первом этапе меж­ду странами отменяются тарифные и количественные ограниче­ния во взаимной торговле, создаются идентичные системы регули­рования внешнеэкономической деятельности, устанавливаются одинаковые торговые режимы в отношении третьих стран; в этот же период производится унификация внешнеторгового, таможен­ного, валютно-финансового, налогового и других законодательств, формируется механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями.

На втором этапе создается единая таможенная территория Та­моженного союза, на которой будет действовать единое таможен­ное законодательство, должен быть сформирован общий бюджет, с последующим перераспределением сумм таможенных пошлин и сборов, взятых на внешних границах Таможенного союза, а также решен вопрос о международной правоспособности Таможенного союза.

Перед странами — участниками Таможенного союза стоят сход­ные проблемы, однако уровень развития их экономик, их потенци­ал различны, поэтому процесс интеграции чрезвычайно осложнен.

Значительную роль в интеграции таможенного дела играют такие организации, как ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); ВТО (Все­мирная таможенная организация).

Всемирной торговой организацией разработаны Правила оп­ределения таможенной стоимости товаров; Правила определения страны происхождения товаров; Соглашения по предотгрузочной инспекции товаров; Соглашения по процедурам импортного ли­цензирования; Соглашения по экспортным субсидиям и компенса­ционным пошлинам; Соглашения по временным защитным мерам во внешней торговле; Соглашения по внешнеторговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Эти соглаше­ния оказывают значительное влияние на формирование таможен­ной политики не только стран - участников ВТО, а также всех го­сударств, стремящихся к открытости экономики.

ЮНКТАД - это постоянная организация ООП, созданная в 1964 году, занимающаяся актуальными проблемами международ­ных торгово-экономических отношений. В отличие от ВТО, эта организация акцентирует свою деятельность на обеспечении равных условий участия в мировой торговле развивающихся стран, в разрешении конфликтов между промышленными странами и за­висимыми территориями. Программа ЮНКТАД предполагает от­мену или снижение в развитых странах ввозных таможенных по­шлин на сырьевые товары. Разработана концепция общей системы преференций, в основу которой положены принципы односторон­них уступок и устранения внутренней дискриминации товаров по их происхождению. Согласно этой концепции развитые страны мог­ли бы предоставлять в одностороннем порядке таможенные пре­ференции развивающимся странам, в то время как развивающиеся страны освобождаются от обязанности предоставления развитым государствам преференций. В настоящее время 100 государств от­несены к развивающимся, пересмотр этой "классификации" про­водится ежегодно по таким критериям, как индекс специализации (доля в импорте), индекс развития (интегральный показатель про­мышленного потенциала).

Для урегулирования специальных таможенных вопросов на международном уровне 15 декабря 1950 года была подписана Брюс­сельская конвенция о создании Совета таможенного сотрудниче­ства (позднее ВТО). Одновременно государствами - учредителями СТС (ВТО) были подписаны конвенции о номенклатуре для клас­сификации товаров в таможенных целях. К компетенции СТС (ВТО) были отнесены вопросы подготовки конвенций, проблемы, связан­ные с разрешением споров, возникающих при их использовании, а также с организацией многостороннего сотрудничества нацио­нальных таможенных служб в области обмена информацией о пра­вилах таможенного контроля.

При подготовке многосторонних международных договоров СТС (ВТО) руководствуется принципом невмешательства в национальную экономическую политику. Договора призваны облегчить условия ми­ровой торговли за счет формирования единообразного подхода к та­моженному контролю во всех странах-участницах.

С 1992 года Российская Федерация стала членом СТС (ВТО), являясь правопреемником СССР, который вступил в организацию в 1991 году.

Система органов СТС (ВТО) включает в себя: постоянный сек­ретариат во главе с генеральным секретарем, дирекцию по специ­альным вопросам, технические комитеты, комиссии и рабочие груп­пы. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе. Штат формируется из делегированных сотрудников таможенных служб стран - членов ВТО. Ныне СТС (ВТО) объединяет более 150 госу­дарств.

СТС (ВТО) разработано 18 международных конвенций,46 ре­комендаций по унифицированному применению конвенций и 11 отдельных норм, регулирующих вопросы таможенного контроля и таможенного оформления,

Россия присоединилась к следующим конвенциям:

- Таможенной конвенции о карнете АТА для временного вво­за, 1961 года;

- Конвенции о временном ввозе, 1990 года (Стамбульской);

- Конвенции о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров;

- Таможенной конвенции о контейнерах, 1972 года;

- Конвенции о взаимном административном содействии в пре­дотвращении, расследовании и пресечении таможенных правона­рушений (Найробской).

Рассматривается вопрос о ратификации Россией основопола­гающей таможенной конвенции "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур", получившей название Киотской. Значи­тельные изменения и дополнения к Киотской конвенции были при­няты в 1999 году, Россия планирует присоединиться к обновлен­ной конвенции.

Примером практической деятельности СТС (ВТО) является со­здание региональных узлов связи по обмену информацией о борь­бе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями (узел связи для Восточной и Центральной Ев­ропы находится в Варшаве). В последнее время решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ создан свой узел связи, который обоснованно претендует на при­дание ему статуса субрегионального.

В области обучения кадров ВТО (СТС) ориентирует таможен­ные службы на развитие национальных систем организации обу­чения и создание или модернизацию собственных учебных цент­ров, пропагандирует метод профессиональной подготовки путем "обучения обучающих", разрабатывает учебные модули по отдель­ным таможенным технологиям, обобщает и распространяет опыт применения современных методов обучения и оценки эффектив­ности подготовки таможенных кадров (см. Таможенный вестник. 1997. № 1). Ныне СТС (ВТО) ориентирует национальные таможен­ные службы на содействие внешней торговле, на модернизацию таможенных служб на базе новых технологий. Особенно высока роль СТС (ВТО) в создании таможенных систем в новых государ­ствах, возникших в Восточной Европе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 746.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...