Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемно-целевые программы в таможенном деле
Во всех сферах экономики, в том числе и в таможенном деле, различные виды деятельности развиваются или сокращаются неравномерно, несогласованно. Это приводит к внутренним диспропорциям и снижению эффективности работы таможенной системы в целом. Для устранения возникающих диспропорций экономической наукой уже давно применяется специальный инструмент - комплексные целевые проблемные программы развития. Эти программы называются целевыми (потому, что они направлены на достижение заранее намеченных целей), проблемными (так как посредством их предполагается решать какие-то проблемы), комплексными (ибо в них рассмотрены в единстве социальные, экономические, технические, экологические вопросы). Программно-целевой метод планирования - метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами и экономическим механизмом их реализации с помощью программ. Он представляет собой применение системного подхода и основан на формировании целей экономического развития, включая их разделение на подцели более подробного характера, и определение объема и источников ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Под целевой экономической программой понимается совокупность мероприятий социального, научно-технического, производственно-технологического и природоохранного характера, увязанных в пространстве и времени, по содержанию, ресурсам, исполнителям, ориентированных на достижение единой цели, решение единой экономической проблемы. В результате расчетов выявляются ключевые программы, на которые направляются наибольшие силы и средства. Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях). Ключевым свойством конкретной программы является ее связь с данной экономической проблемой. Программы, собственно, и есть инструмент решения наиболее острых, настоятельных, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов на этом направлении. Поэтому искусство государственного программного планирования состоит в знании проблем, умении их анализировать и выделять особо значимые из всей совокупности проблем. Характерной особенностью программ, отличающих их, в частности, от планов, является то, что они составляются в терминах мероприятий, то есть действий, направленных на достижение программной цели. Можно сказать, что мероприятия - язык комплексной экономической программы. Система программных мероприятий призвана дать ответ на вопрос: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы в итоге была решена в намеченные сроки программная проблема. При этом, как отмечалось в определении программы, она представляет собой не просто перечень мероприятий, а их систему, то есть согласованную, взаимосвязанную совокупность, отражающую последовательность, содержащую связь, целеориентированность. Комплексным программам свойственна четко выраженная логика построения, характеризуемая формулой цели — пути и способы достижения целей - необходимые ресурсы и источники их получения (цели - пути - средства). Такая логика находит отражение в структуре целевой комплексной программы. В укрупненном виде структура программы представляется в виде совокупности следующих основных блоков: - целевого (система целей и целевых задач); - исполнительного (система мероприятий); - ресурсного (ресурсы и их источники); - организационного (организация разработки и выполнения программы). Приведенная типовая структура программы может варьироваться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности программного периода. В тоже время, очевидно, что разработка любой программы начинается с прогнозно-аналитической стадии, изучения состояния программной проблемы, исследования тенденций. Затем генерируются и сопоставляются варианты способов достижения целей программных мероприятий, используемых ресурсов, осуществляется отбор эффективных вариантов в пределах имеющихся для выполнения программы ресурсов. Разработка сопровождается проведением ряда расчетов с использованием балансовых, нормативных зависимостей. Разработка программы представляет собой циклический процесс последовательных приближений, состоящих из прямых и возвратных циклов, в ходе которых может происходить корректировка первоначально намеченных целей и задач программы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы. Целевые программы обычно включают следующие разделы: 1. Паспорт программы. 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами. 3. Цели и задачи программы. 4. Система программных мероприятий. 5. Механизм реализации программы. 6. Организация разработки, управления программой и контроля за ходом ее реализации. 7. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы. 8. Технико-экономическое обоснование финансирования программы. 9. Заявка на получение ассигнований для финансирования программы. В основном, программы разрабатываются на 5-10 лет, периодически их корректируют в связи с меняющимися условиями. Это также одно из свойств программ. На их основе разрабатываются другие документы - планы, проекты, схемы. Согласно Положению о ФТС РФ, этому органу вменено в обязанность разрабатывать и реализовывать программы развития таможенного дела в Российской Федерации. В таможенном деле уже накоплен некоторый опыт разработки и реализации подобных программ. В условиях, когда деятельность таможенных органов становится все сложнее и многограннее, а ресурсы, выделяемые на развитие таможенной службы, ограниченными, встает задача повышения эффективности работы всех структурных подразделений системы - от центрального аппарата ФТС России до таможенного поста. В сложившейся ситуации осуществление поставленных задач возможно только при модернизации деятельности таможенных органов на всех направлениях. В процессе модернизации таможенной службы Российской Федерации предстоит всесторонне проанализировать деятельность таможенных органов на всех уровнях, определить роль и место каждого из них, цели и задачи дальнейшего развития таможенных органов по всей вертикали управления, разработать план действий, направленный на достижение поставленных целей. Основными направлениями деятельности ФТС России на ближайшие годы является совершенствование таможенного администрирования, повышение эффективности таможенной системы. Эти задачи должна решить новая программа. В ходе реализации программы предусмотрено упразднение неэффективных или излишних таможенных процедур. Предполагается произвести интеграцию таможенных технологий таможенного контроля и оформления, информационных и информационно-управленческих технологий, создание единой информационно-технической среды таможенной деятельности. Целью проекта программы является совершенствование таможенного администрирования в Российской Федерации посредством решения таких задач, как: - упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание центров таможенного оформления; - максимальное развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления; - выявление и пресечение экономических преступлений и правонарушений, наносящих ущерб безопасности страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями; - повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики; - развитие института таможенных брокеров; - развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами; - усиление борьбы с коррупцией; - обновление нормативно-правовой базы таможенного дела. В результате реализации программы должен быть достигнут - качественно новый уровень таможенного администрирования в интересах дальнейшего экономического развития Российской Федерации. При этом: - должны быть созданы условия для ускорения внешнеторгового оборота страны; - произойдет оздоровление сферы внешнеэкономической деятельности, укрепятся законность и правопорядок; - будет обеспечена полнота сборов таможенных платежей в федеральный бюджет. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |