Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемно-целевые программы в таможенном деле




Во всех сферах экономики, в том числе и в таможенном деле, различные виды деятельности развиваются или сокращаются не­равномерно, несогласованно. Это приводит к внутренним диспро­порциям и снижению эффективности работы таможенной систе­мы в целом.

Для устранения возникающих диспропорций экономической наукой уже давно применяется специальный инструмент - комп­лексные целевые проблемные программы развития.

Эти программы называются целевыми (потому, что они направлены на достижение заранее намеченных целей), проблемными (так как посредством их предполагается решать какие-то проблемы), комплексными (ибо в них рассмотрены в единстве социальные, экономические, технические, экологические вопросы).

Программно-целевой метод планирования - метод, при кото­ром цели плана увязываются с ресурсами и экономическим меха­низмом их реализации с помощью программ. Он представляет со­бой применение системного подхода и основан на формировании целей экономического развития, включая их разделение на подце­ли более подробного характера, и определение объема и источни­ков ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Под целевой экономической программой понимается совокуп­ность мероприятий социального, научно-технического, производ­ственно-технологического и природоохранного характера, увязан­ных в пространстве и времени, по содержанию, ресурсам, испол­нителям, ориентированных на достижение единой цели, решение единой экономической проблемы.

В результате расчетов выявляются ключевые программы, на которые направляются наибольшие силы и средства. Оценка и вы­бор возможных вариантов программ производится по разным кри­териям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях).

Ключевым свойством конкретной программы является ее связь с данной экономической проблемой. Программы, собственно, и есть инструмент решения наиболее острых, настоятельных, безотлага­тельных проблем, сосредоточения ресурсов на этом направлении. Поэтому искусство государственного программного планирования состоит в знании проблем, умении их анализировать и выделять особо значимые из всей совокупности проблем.

Характерной особенностью программ, отличающих их, в час­тности, от планов, является то, что они составляются в терминах мероприятий, то есть действий, направленных на достижение про­граммной цели. Можно сказать, что мероприятия - язык комплек­сной экономической программы. Система программных меропри­ятий призвана дать ответ на вопрос: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы в итоге была решена в намеченные сроки программ­ная проблема. При этом, как отмечалось в определении програм­мы, она представляет собой не просто перечень мероприятий, а их систему, то есть согласованную, взаимосвязанную совокупность, отражающую последовательность, содержащую связь, целеориентированность.

Комплексным программам свойственна четко выраженная ло­гика построения, характеризуемая формулой цели — пути и спосо­бы достижения целей - необходимые ресурсы и источники их по­лучения (цели - пути - средства). Такая логика находит отраже­ние в структуре целевой комплексной программы.

В укрупненном виде структура программы представляется в виде совокупности следующих основных блоков:

- целевого (система целей и целевых задач);

- исполнительного (система мероприятий);

- ресурсного (ресурсы и их источники);

- организационного (организация разработки и выполнения программы).

Приведенная типовая структура программы может варьиро­ваться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности про­граммного периода.

В тоже время, очевидно, что разработка любой программы на­чинается с прогнозно-аналитической стадии, изучения состояния программной проблемы, исследования тенденций. Затем генери­руются и сопоставляются варианты способов достижения целей программных мероприятий, используемых ресурсов, осуществля­ется отбор эффективных вариантов в пределах имеющихся для выполнения программы ресурсов. Разработка сопровождается про­ведением ряда расчетов с использованием балансовых, норматив­ных зависимостей.

Разработка программы представляет собой циклический процесс последовательных приближений, состоящих из прямых и возврат­ных циклов, в ходе которых может происходить корректировка пер­воначально намеченных целей и задач программы, уточнение пред­ставлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы.

Целевые программы обычно включают следующие разделы:

1. Паспорт программы.

2. Содержание проблемы и необходимость ее решения про­граммными средствами.

3. Цели и задачи программы.

4. Система программных мероприятий.

5. Механизм реализации программы.

6. Организация разработки, управления программой и контро­ля за ходом ее реализации.

7. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономичес­ких последствий от реализации программы.

8. Технико-экономическое обоснование финансирования про­граммы.

9. Заявка на получение ассигнований для финансирования про­граммы.

В основном, программы разрабатываются на 5-10 лет, перио­дически их корректируют в связи с меняющимися условиями. Это также одно из свойств программ. На их основе разрабатываются другие документы - планы, проекты, схемы.

Согласно Положению о ФТС РФ, этому органу вменено в обя­занность разрабатывать и реализовывать программы развития та­моженного дела в Российской Федерации.

В таможенном деле уже накоплен некоторый опыт разработ­ки и реализации подобных программ.

В условиях, когда деятельность таможенных органов стано­вится все сложнее и многограннее, а ресурсы, выделяемые на раз­витие таможенной службы, ограниченными, встает зада­ча повышения эффективности работы всех структурных подразде­лений системы - от центрального аппарата ФТС России до тамо­женного поста.

В сложившейся ситуации осуществление поставленных задач возможно только при модернизации деятельности таможенных органов на всех направлениях.

В процессе модернизации таможенной службы Российской Федерации предстоит всесторонне проанализировать деятельность таможенных органов на всех уровнях, определить роль и место каждого из них, цели и задачи дальнейшего развития таможенных органов по всей вертикали управления, разработать план действий, направленный на достижение поставленных целей.

Основными направлениями деятельности ФТС России на ближайшие годы является совершенствование таможен­ного администрирования, повышение эффективности таможенной системы. Эти задачи должна решить новая программа.

В ходе реализации программы предусмотрено упразднение неэффективных или излишних таможенных процедур. Предпола­гается произвести интеграцию таможенных технологий таможен­ного контроля и оформления, информационных и информацион­но-управленческих технологий, создание единой информационно-технической среды таможенной деятельности.

Целью проекта программы является совершенствование тамо­женного администрирования в Российской Федерации посредством решения таких задач, как:

- упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание центров таможенного оформления;

- максимальное развитие информационных технологий и ав­томатизированных систем управления;

- выявление и пресечение экономических преступлений и пра­вонарушений, наносящих ущерб безопасности страны, установле­ние эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;

- повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики;

- развитие института таможенных брокеров;

- развитие партнерских отношений между таможенными орга­нами и деловыми кругами;

- усиление борьбы с коррупцией;

- обновление нормативно-правовой базы таможенного дела.

В результате реализации программы должен быть достигнут

- качественно новый уровень таможенного администрирования в интересах дальнейшего экономического развития Российской Фе­дерации. При этом:

- должны быть созданы условия для ускорения внешнеторгового обо­рота страны;

- произойдет оздоровление сферы внешнеэкономической дея­тельности, укрепятся законность и правопорядок;

- будет обеспечена полнота сборов таможенных платежей в федеральный бюджет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...