Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Труд, оплата труда и социальное обеспечение работников таможенных органов.
Потребность в трудовых ресурсах таможенных организаций определяется объемами работ, нормативами загруженности сотрудников. Планируется не только численность сотрудников, но и их образовательный, профессиональный статус. Для каждой должности сотрудника таможенных органов разработаны квалификационные требования, включающие в себя образовательный уровень, профессиональную специализацию. Для характеристики трудовых ресурсов применяются следующие качественные показатели: половозрастной состав (доля мужчин и женщин среди сотрудников, средний возраст сотрудников); стаж службы в таможенных органах; образовательный уровень (доля сотрудников с высшим образованием, средним специальным образованием, средним образованием). В Положении о ФТС РФ предусмотрена организация системы обучения специалистов в области таможенного дела. С этой целью утверждены учебные программы для подведомственных учебных заведений. На плановой основе ведется работа по повышению квалификации сотрудников и руководящего состава таможенных органов. Организована подготовка специалистов по ряду новых для таможенной службы направлений: следственно-дознавательская деятельность, обеспечение собственной безопасности, криминалистическая техника, контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов и т.п. Основными направлениями деятельности отделов по переподготовке кадров являются: 1. Подготовка сотрудников, впервые принятых на работу в таможенные органы, с целью получения ими необходимых профессиональных знаний, а также повышение квалификации некоторых категорий специалистов таможенных органов. 2. Развитие у слушателей навыков использования информационно-вычислительной техники, технических средств, новейших технологий и методов таможенного контроля. 3. Совершенствование форм и методов проведения учебных занятий и самостоятельной работы слушателей. 4. Оказание методической помощи преподавателям-практикам с целью повышения их педагогического и методического мастерства. 5. Оказание практической и методической помощи таможенным органам в организации и проведении учебных сборов по основным направлениям деятельности. 6. Комплексная оценка профессиональных знаний у закончивших обучение слушателей и выработка рекомендаций по их использованию в дальнейшей работе. 7. Совершенствование и улучшение учебно-материальной базы, создание для слушателей необходимых бытовых условий, организация их культурного досуга. 8. Выявление, изучение и обобщение передового опыта в организации таможенного дела, учебно-методической работе и использование его в учебном процессе. В вопросах подготовки кадров ФТС РФ сотрудничает с Всемирной таможенной организацией и Комиссией ЕС. Планирование численности работников в таможенных организациях, как и в других отраслях народного хозяйства, осуществляется на основе увязки объемов таможенных услуг, показателей производительности труда и нормативов обслуживания технических средств (зон обслуживания). Объемы работ (таможенных услуг) определяются количеством и составом товаров и числом физических лиц, контролируемых таможней. Показатели производительности труда и зоны обслуживания зависят от специализации таможенных организаций, квалификации сотрудников и используемого ими оборудования. В "Методике проведения анализа и оценки деятельности таможенных организаций РФ" предусмотрен анализ эффективности деятельности таможенного органа. При оценке эффективности деятельности таможенного органа учитываются показатели загруженности личного состава и рациональности распределения штатной численности по направлениям. Рациональное распределение штатной численности строится на изучении характеристики региона и внешних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов. Структура и штатная численность таможенного органа должна соответствовать задачам этого органа и экономической инфраструктуре региона. Аспекты загруженности и распределения кадров анализируются на основе показателей загруженности и ориентированности работы таможенного органа либо на пропуск грузов с завершенным оформлением, либо с незавершенным оформлением, либо на пропуск физических лиц. При анализе показателей загруженности и распределения штатной численности таможенного органа (или его отделов) используются следующие показатели: - среднесписочная штатная численность анализируемого таможенного органа (соответствующего отдела); - количество обработанных грузовых таможенных деклараций; - количество оформленных документов контроля доставки; - количество пропущенных физических лиц; - количество оформленных ГТД в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела; - количество оформленных ДКД в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела; - количество пропущенных физических лиц в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела; - количество оформленных автомобилей, включая грузовые автомобили и автобусы (в качестве товара); - количество оформленных автомобилей в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела; - количество иных документов, оформленных в целях таможенного оформления; - количество иных документов, оформленных в расчете на одного сотрудника. Сравнивая указанные в Методике показатели, можно определить базовые, отклонение от которых показывает резерв штатов или перегруженность таможенных органов в сравнении друг с другом. Перегруженность личного состава теоретически предполагает невысокий уровень собираемости таможенных платежей. Большинство показателей деятельности таможен может быть сгруппировано в зависимости от влияния числа работающих или их квалификации. Примером такого рода влияния может служить количество проводимых досмотров товаров и транспортных средств, которому соответствует количество нарушений, выявляемых преимущественно в процессе досмотра. В "Методике проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации" предусмотрен также анализ организации системы управления. Данный анализ является частью анализа внутренней среды организации и его основная задача заключается в проведении исследования по использованию потенциала таможенного органа. Анализ потенциала включает все сферы деятельности организации: - организацию управления; - исследования и разработки (аналитическая деятельность); - инфраструктуру и технологии; - персонал; - организационную культуру. Задача анализа состоит в изучении факторов, влияющих на деятельность организации и определяющих ее состояние. Такими факторами являются следующие: 1. Организация управления, включая: - организационную структуру, функциональное и иерархическое разделение труда, централизацию и децентрализацию, соотношение между линейным и функциональным руководящим персоналом, методы и порядок принятия основных видов решений, организацию системы контроля за исполнением решений, управленческие информационные системы, организацию системы коммуникаций, стиль управления, квалификацию и способности руководящего состава, систему стратегического планирования. Исследованию подлежат такие стороны управления, как: - функциональная, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов; - процессная, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, то есть как процесс подготовки и принятия решения; - элементная, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов. Следует подчеркнуть, что при проведении исследований функциональный разрез необходим для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм целеполагания и обеспечения целей. Объектами рассмотрения при этом являются: виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, а также результаты деятельности исследуемого подразделения и их зависимость от факторов внутренней и внешней среды. Процессный разрез при данном исследовании важен для понимания того, как строится и действует технология управления. В этом случае рассматриваются: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п. Элементный разрез нужен для определения роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. При этом анализируются: организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п. 2. Исследования и разработки, в том числе: - состав кадров, их квалификация и опыт, мотивация, портфель новых проектов, состояние технической базы и организация информационного обеспечения, сотрудничество с другими организациями. 3. Инфраструктура и технологии, включая: - инфраструктуру (количество таможенных органов, их специализация, объемы товаропотоков), состав кадров (их квалификация и компетентность), технологии и их соответствие организации деятельности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, а также выполнение плановых заданий. 4. Персонал, а именно: - структура персонала, его профессионализм, текучесть кадров, политика комплектования кадров, их обучение и повышение квалификации, система оценки персонала, система оплаты труда и мотивация, отношение труда и управления. 5. Организационная культура, в том числе: - ценности, стандарты поведения и традиции, мировоззренческие особенности руководителей, философия менеджмента (организации управления). Источником информации для проведения подобного анализа служит документация таможенного органа, а также статистическая отчетность и суждения экспертов.
Все работающие в таможенных органах делятся на 2 категории: 1. Сотрудники таможенных органов (должностные лица таможенных органов). 2. Работники таможенных органов. Сотрудниками таможенных органов (должностными лицами) считаются граждане, занимающие должности в таможенных органах и имеющие специальные звания. Это означает, что гражданин становится сотрудником таможенных органов только при наличии двух юридических фактов: замещения им должности в таможенных органах и присвоения ему специального звания. Если гражданин занимает должность сотрудника таможенных органов, но не имеет специального звания, то законом он не признается сотрудником таможенных органов. Такие категории граждан имеют статус стажера либо работника таможенных органов. Для работников таможенных органов в штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности. Обычно перечень этих должностей определяется ФТС РФ. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов утверждается Президентом РФ. Деятельность сотрудников таможенных органов осуществляется на контрактной основе. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника. Сроки заключения контракта -1,3,5 или 10 лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. В содержание контракта включаются обязательные и дополнительные условия службы сотрудника.
Условия оплаты труда должностных лиц таможенных органов определяются исходя из статуса этих органов как правоохранительных. Денежное довольствие выплачивается сотрудникам: а) занимающим штатные должности младшего и начальствующего состава таможенных органов; б) находящимся в распоряжении таможенных органов; в) прикомандированным к органам государственной власти. Денежное довольствие сотрудников таможенных органов состоит из: - оклада по занимаемой должности; - оклада по присвоенному специальному званию; - надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание; - стоимости продовольственного пайка, если он не выплачивается в натуральном виде. В связи с исполнением служебных обязанностей сотрудником таможенных органов могут производиться и другие выплаты, о которых будет сказано далее. Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ начальника таможенного органа: о назначении на штатную должность; о зачислении в распоряжение таможенного органа; о командировании к органам государственной власти. Выплата сотрудникам денежного довольствия производится за текущий месяц. Если служебное положение сотрудника изменяется (присваивается новое специальное звание, происходит назначение на новую должность, изменяется надбавка за выслугу лет и т.п.), то денежное довольствие выплачивается по перерасчету за этот же срок. Выплата денежного довольствия раньше установленного срока возможна только в следующих случаях: а) если сотрудник убывает в отпуск. Денежное довольствие выплачивается ему за текущий и следующий месяц, но не раньше, чем за 7-10 дней до убытия в отпуск (не считая выходных и праздничных дней); б) если сотрудник убывает в служебную командировку и ко дню выплаты денежного довольствия не успеет прибыть к месту службы; в) если сотрудник убывает на обучение на срок не менее 3-х месяцев. Денежное довольствие выплачивается ему за текущий и последующий месяцы. В случае если денежное довольствие выплачивается за неполный месяц, его размер определяется путем деления суммы денежного довольствия, положенного за весь месяц, на количество календарных дней в данном месяце. Если сотрудник отсутствовал на службе без уважительных причин (прогуливал), то денежное довольствие за пропущенные дни ему не выплачивается. Основанием для этого считается приказ по таможенному органу, изданный по результатам служебной проверки. Если по вине должностных лиц таможенных органов денежное довольствие сотруднику выплачивалось в меньшем размере, чем следовало, то оно перерасчитывается. При этом перерасчет может производиться не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты. При переплате или незаконной выплате денежного довольствия из-за неправильного применения норм и порядка его выплаты, взыскание производится с должностных лиц, виновных в переплате. Излишне выплаченные суммы денежного довольствия из-за ошибок в счете удерживают непосредственно с лиц, получивших эти суммы. Оклады по должности, как правило, имеют высший и низший размеры. Конкретный размер оклада сотруднику, назначенному на должность, устанавливает начальник таможенного органа в зависимости от деловых качеств, опыта работы сотрудника в размере общего фонда должностных окладов таможенного органа, рассчитанного по среднему значению. Размер оклада в этом случае указывается в приказе по таможенному органу. Оклад по занимаемой должности индексируется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам денежного довольствия сотрудников таможенных органов. Оклад по персонально присвоенному специальному званию выплачивается со дня его присвоения. При присвоении очередного специального звания соответствующий оклад выплачивается со дня, указанного в приказе или со дня подписания приказа о присвоении очередного звания. Денежное довольствие выплачивается сотрудникам таможенных органов за время первоначальной профессиональной подготовки (после заключения контракта), переподготовки и повышения квалификации; при временном и постоянном исполнении обязанностей по должности; во время нахождения сотрудника в распоряжении таможенных органов; во время отпуска и за время болезни. Кроме того, при убытии в очередной отпуск сотруднику выплачивают компенсацию в размере шести минимальных размеров оплаты труда, установленной законом. Сотруднику, награжденному в период прохождения службы в таможенных органах государственными наградами Российской Федерации, размер единовременного пособия при увольнении увеличивается на два оклада месячного денежного содержания. Единовременное пособие исчисляют, исходя из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию без учета их повышения в районах Крайнего Севера и без применения районных коэффициентов к окладам денежного содержания. Надбавки: I. За выслугу лет. Сотрудникам таможенных органов, находящимся на должности младшего и начальствующего состава ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет. Эта надбавка выплачивается к должностному окладу и окладу по специальному званию в следующих размерах. Если выслуга лет составляет от 1 до 2 лет размер надбавки -5%; от 2 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 20 %; от 10 до 15 лет - 25%; от 15 до 20 лет - 30%; от 20 до 25 лет - 35%; 25 лет и более - 40%. II. За ученую степень и ученое звание. Сотрудникам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание, выплачивается ежемесячная надбавка (в процентах должностного оклада) в следующих размерах1 при наличии: а) ученой степени кандидата наук - 5%; б) ученой степени доктора наук - 10%; в) ученого звания доцента - 5%; г) ученого звания профессора - 10%. III. За знание и применение в практической работе иностранных языков. Сотрудникам, по своим функциональным обязанностям, применяющим в практической работе иностранные языки, успешно сдавшим экзамены по иностранным языкам, устанавливается и выплачивается надбавка в размере до 20% должностного оклада. Конкретный размер надбавки, порядок ее выплаты и перечень должностей сотрудников таможенных органов, по которым выплачивается эта надбавка, устанавливается Начальником ФТС Российской Федерации, оформляется приказом и начинается со дня сдачи квалификационных или повторных экзаменов с указанием конкретных иностранных языков и сроков, на которые надбавка установлена. Данная надбавка устанавливается для сотрудников, которые окончили вуз иностранных языков, отделение или факультет иностранных языков вуза или приравненные к ним курсы иностранных языков. Надбавку устанавливают на основании диплома, удостоверения, свидетельства или иных документов об окончании учебного заведения или курсов. Выплачивают надбавку при условии, что с момента окончания учебного заведения или курсов при оценке "отлично" на выпускных экзаменах прошло менее трех лет, "хорошо" - менее двух лет, "удовлетворительно" - менее одного года. Если указанные сроки прошли, то сотруднику необходимо сдать повторные экзамены. Надбавку устанавливают со дня вступления сотрудника в соответствующую должность. Кроме оклада денежного содержания и перечисленных надбавок сотрудникам таможенных органов могут выплачиваться другие выплаты. К ним относятся: пенсионные надбавки; ежемесячные премии, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; надбавки сотрудникам, допущенным к государственной тайне, доплата за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях. Сотрудникам, которые имеют выслугу в таможенных органах 20 и более лет, при условии, что они не получают пенсию от других ведомств, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу. Ежемесячную надбавку к должностному окладу пересчитывают при: - при уточнении выслуги лет; - при увеличении выслуги лет; - при назначении на другую должность и при присвоении очередного специального звания; - при пересмотре пенсии. При пересчете ежемесячной надбавки к должностному окладу учитывают месячную стоимость продовольственного пайка на день пересчета этой надбавки. К добавочным видам денежного довольствия относится ежемесячная премия. На премирование выделяются денежные средства исходя из расчета трех месячных окладов денежного содержания на одного сотрудника в течение года. Премирование осуществляется в пределах выделяемых средств. Премия исчисляется из оклада денежного содержания, установленного сотруднику на последний день месяца, за который он премируется и выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания. Основанием для начисления премии является приказ по таможенному органу. Размеры премий сотрудникам ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений, таможен устанавливаются председателем ФТС России. Начальник таможенного органа может устанавливать сотруднику ежемесячную надбавку к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим службы. Ее размер может составлять до 50% должностного оклада. Данная надбавка включается в расчетный фонд денежного довольствия сотрудников таможенных органов РФ в объеме одного должностного оклада на каждого сотрудника в год. Надбавки отменяют или уменьшают за несвоевременное выполнение заданий, ухудшение качества работы, а также за нарушение служебной дисциплины. Сотрудникам, которые допущены к государственной тайне, на постоянной основе выплачивают ежемесячную надбавку (в процентах должностного оклада), размер которой зависит от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями "особой важности" выплачивается ежемесячная надбавка в размере 25% (к должностному окладу); за работу со сведениями с грифом "совершенно секретно" - 20%; с грифом "секретно" - 10%. Надбавку выплачивают без учета повышения должностного оклада за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо установленных других надбавок и доплат. Ее включают в состав денежного довольствия сотрудников, на которое начисляют районные коэффициенты за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях и надбавку за непрерывную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выплачивается эта надбавка за текущий месяц одновременно с выплатой денежного довольствия. Сотрудникам таможенных органов устанавливают районные коэффициенты, а также надбавки за непрерывную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, отдаленных, высокогорных, пустынных и безводных местностях. Размеры районных коэффициентов к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в отдаленных местностях устанавливаются применительно к районным коэффициентам, установленным для работников непроизводственных отраслей. Кроме того, служащим таможенных органов выплачивается надбавка за непрерывную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Надбавку начисляют на денежное довольствие без учета их повышения и коэффициентов в размере от 10% по истечении первых шести месяцев непрерывной службы с увеличением суммы надбавки на 10% на каждые последующие 6 месяцев, но не более 100%. Один раз в год при уходе в очередной и дополнительный ежегодный отпуск сотрудникам таможенных органов оказывается материальная помощь. Ее размер составляет два оклада денежного содержания, которые не могут выплачиваться частями. В отдельных случаях (при направлении на лечение, при перемещении по службе, увольнении и по другим неотложным для сотрудника причинам) материальная помощь может быть выплачена сотруднику до ухода его в отпуск. Материальная помощь, не выплаченная в текущем году, на следующий год не переносится. По итогам календарного года за добросовестное выполнение должностных обязанностей сотрудникам таможенных органов выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере трех окладов денежного месячного содержания. Вознаграждение сотрудникам выплачивается на основании приказа по таможенному органу, а начальнику таможенного органа - на основании приказа по вышестоящему таможенному органу. Выплачивается единовременное денежное вознаграждение в течение первого полугодия, следующего за истекшим календарным годом. Работники, назначенные на должности в таможенных органах, а также стажеры, не считаются должностными лицами таможенных органов. Поэтому вместо денежного довольствия им выплачивается заработная плата. Фонд их заработной платы формируется согласно приказу ФТС России. Работнику, принятому на работу в таможенные органы, выплачивают должностной оклад, премии, пособия и компенсации (повышение должностного оклада, предусмотренное за работу во вредных условиях, доплата за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника), другие надбавки и доплаты (за сложность, напряженность, специальный режим работы и т.д.), и другие выплаты, установленные для работников соответствующих категорий. Из заработной платы работника удерживаются налоги согласно порядку и размерам, установленным законодательством Российской Федерации. Система поощрений сотрудников таможенных органов включает: объявление благодарности, премирование, награждение ценными подарками, награждение Почетной грамотой ФТС РФ, награждение нагрудным знаком "Почетный таможенник России", "Отличник таможенной службы", досрочное присвоение очередного специального звания, награждение именным оружием, присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудников таможенных органов: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из таможенных органов. Сотрудники таможенных органов являются государственными служащими, поэтому государство предоставляет им ряд социальных льгот. Так, жизнь и здоровье таможенников подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. В случаях гибели сотрудников таможенных органов, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения их имущества законодательством РФ предусмотрены материальные компенсации. Сотрудники таможенных органов и члены их семей имеют право на: - бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов; - санаторно-курортное лечение в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на туристических базах ФТС РФ; - предоставление жилья в первоочередном порядке; - получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета; - скидку в размере 50% в оплате жилой площади, коммунальных услуг, топлива; - приобретение жилья у органов местного самоуправления на льготных условиях в собственность с оплатой 50% стоимости. За лицами, прослужившими в таможенных органах РФ не менее 20 лет, после увольнения на пенсию это право сохраняется; - установку квартирного телефона в течение года со дня подачи заявления; - бесплатное пользование на территории РФ всеми видами общественного транспорта городского, пригородного сообщения; - гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и нормах, которые предусмотрены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и членов их семей. Организация пенсионного обеспечения возлагается на пенсионную службу ФТС РФ. Пенсию за выслугу лет от таможенных органов имеют: уволенные со службы сотрудники таможенных органов, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более; уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, по болезни, по сокращению штатов, если выслуга в таможенных органах более 12,5 лет. Пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах: при выслуге в таможенных органах 20 лет, пенсия составляет 50% денежного довольствия; при выслуге более 20 лет, пенсия составляет 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год сверх 20 лет, но не более 85% денежного довольствия; при общем трудовом стаже 25 календарных лет и более, из них не менее 12,6 лет в таможенных органах, пенсия составляет 50% денежного довольствия. Если после достижения пенсионного возраста, сотрудник таможенных органов продолжает службу, то ему назначается специальная пенсионная надбавка. Право на пенсию по инвалидности от таможенных органов имеют уволенные с таможенной службы, признанные согласно установленному порядку инвалидами при условии, если инвалидность наступила в период службы в таможенных органах или не позднее 3 месяцев со дня увольнения из таможенных органов, либо если инвалидность наступила позднее указанного срока, но обусловлена причинами, имевшими место во время службы в таможенных органах. С учетом группы и причин инвалидности назначается пенсия по инвалидности: Если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей: 1,2 группа инвалидности - 85% денежного довольствия; 3 группа инвалидности - 50% денежного довольствия; Если инвалидность наступила вследствие причин, не связанных с исполнением служебных обязанностей: 1,2 группа инвалидности - 75% денежного довольствия; 3 группа инвалидности -30% денежного довольствия. Пенсия по случаю потери кормильца назначается каждому нетрудоспособному члену семьи таможенника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, умершего вследствие контузий и увечий, полученных при исполнении служебных обязанностей, умерших в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей. Согласно ТК РФ Должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Страховая сумма выплачивается: в случае гибели (смерти) застрахованного должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - в размере 12,5-кратного годового денежного содержания; при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов: инвалиду I группы - в размере 7,5-кратного годового денежного содержания; инвалиду II группы - в размере 5-кратного годового денежного содержания; инвалиду III группы - в размере 2,5-кратного годового денежного содержания; в случае получения застрахованным в связи с исполнением служебных обязанностей тяжкого телесного повреждения - в размере годового денежного содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения - в размере полугодового денежного содержания. Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда. Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая. Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, и страховой организацией.
Тема 5. Система планирования в таможенных органах 5.1 Планирование работ, услуг и развития таможенного дела 5.2Финансовые планирование и контроль в таможенных органах.
Планирование работ, услуг и развития таможенного дела Планирование в таможенном деле включает несколько направлений, важнейшим из которых является планирование таможенных работ и услуг в натуральном и стоимостном выражении. Планирование в широком понимании технологически состоит из трех стадий: предплановые разработки, разработка и доведение планов до исполнителей, контроль выполнения планов. 1. Первая стадия - предплановые разработкивключают определенные процедуры и документы, проводимые и подготавливаемых ФТС РФ, его подразделениями, другими министерствами, ведомствами и организациями. Назначение этих процедур - получить достаточно обоснованные показатели таможенных работ и услуг и смежных с ними показателей. В ряду предплановых документов выделяются две основные формы. Первая - это программы развития таможенного дела. Вторая - это расчеты использования действующих мощностей таможен и предложения по их развитию. Расчеты использования мощностей таможен отражены во многих документах ФТС РФ. При этом применяются такие показатели мощностей, как пропускная способность таможенного пункта пропуска (автомобилей, вагонов, человек в сутки) и другие. В последние годы ФТС РФ занимается поиском решения задачи по экономному расходованию всех производственных ресурсов -трудовых, материальных, финансовых. Во всех отраслях народного хозяйства такая задача всегда решалась традиционным классическим методом разработки балансов мощностей предприятий, объединений, отрасли. Для таможенной службы разработка балансов мощностей стала первоочередной необходимостью. Расчет производственных мощностей является важнейшей частью технико-экономического обоснования плановых заданий таможенным организациям. На его основе устанавливаются возможные объемы таможенных услуг и в сопоставлении с народнохозяйственной потребностью в них определяется как необходимое увеличение производственных мощностей таможен за счет технического перевооружения, реконструкции, расширения действующих и строительства новых таможен, так и их сокращение. Расчеты производственных мощностей способствуют обеспечению сопряженности в развитии взаимосвязанных подразделений, правильному установлению народнохозяйственных пропорций между мощностями предприятий - участников ВЭД и мощностями таможен. Производственная мощность за отчетный год должна рассчитываться всеми таможенными организациями и на всех стадиях разработки перспективных и текущих планов. Расчет производственных мощностей может использоваться для разработки и составления плановых и отчетных балансов производственных мощностей на всех уровнях управления таможенным делом, для планирования действующих и вновь строящихся таможен как единого целого, решения вопросов их специализации, разработки мероприятий по устранению внутри- и межотраслевых диспропорций, а также для развития отраслевой и межотраслевой кооперации, наиболее эффективного использования капитальных вложений. Под производственной мощностью таможенной организациипонимается способность закрепленных за ней средств труда (технологического оборудования и производственных площадей) к производству нормативного объема таможенных работ и услуг за год, квартал, месяц в соответствии с установленным режимом работы. Производственная мощность по каждому виду услуг, оказываемых таможней, определяется в натуральных единицах измерения, например: количество товаров, перемещаемых через таможенную границу (в единицах объема, веса); количество вагонов, автомобилей, пассажиров, проследовавших через таможенную границу; другие натуральные показатели, а также в стоимостных единицах измерения. Производственная мощность таможен устанавливается по мощности ведущих подразделений. Пропускная способность остальных звеньев основного производства должна быть пропорциональна (сопряжена) мощности ведущего подразделения, поста, участка, агрегата, установки или группы оборудования. При наличии в таможне "узких мест" они в расчете производственной мощности не учитываются. Под "узким местом" понимаются те подразделения, посты, участки, агрегаты, установки и группы оборудования основного и вспомогательного производства, пропускная способность которых не соответствует мощности ведущего звена, по которому устанавливается производственная мощность таможни. При выявлении несопряженности между мощностями ведущих звеньев на производстве и пропускной способностью остальных его звеньев, в том числе и вспомогательных цехов, разрабатываются меры по устранению "узких мест". Эти мероприятия являются составной частью плана организационно-технических мероприятий, технического перевооружения и реконструкции таможни и должны быть направлены на обеспечение более полного использования производственной мощности. Производственная мощность таможен за отчетный год и на плановый период рассчитывается с учетом ее прироста за счет технического перевооружения. Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности за отчетный год определяется как отношение фактического производства услуг к среднегодовой производственной мощности данного года. Резервы производственных мощностей предусматриваются для таможен, имеющих уровень использования производственной мощности не ниже 95% и уровень оказания новых услуг в общем объеме производства может составить не менее 20%. 2. Вторая стадия —разработка и доведение планов до исполнителей. На этой стадии планирования участвуют ФТС РФ и его подразделения. С учетом изменений в таможенной политике и во внешнеэкономической деятельности специалисты ФТС РФ и его подразделении готовят проекты планов и доводят их до управлений, таможен и постов. Эта работа выполняется посредством встречного движения показателей "снизу вверх" и "сверху вниз". В основу предложений "снизу" положены потенциальные возможности таможен, а предложения "сверху" определяются, исходя из проектов заданий по сумме таможенных платежей, установленных Правительством РФ, ФТС России. В результате обсуждения этих мер появляется сбалансированное решение - плановые показатели на предстоящий год. Специалисты на каждом из этих уровней применяют соответствующие плановые нормативы. Наиболее важными нормативами для планирования таможенных услуг являются производительность труда работников таможенных организаций. Множество показателей, содержащихся в планах таможенной службы и касающихся сбора таможенных платежей, включают две специфичные группы показателей: натуральные и стоимостные. К натуральным показателям относятся: количество оформленных товаров, документов, транспортных средств, пассажиров. В состав стоимостных показателей входят суммы различных таможенных платежей, сборов и т.д. Часть плановых показателей утверждается ФТС РФ, а часть доводится в качестве расчетных. В системе таможенных органов сложились четыре уровня планирования: 1. Правительство РФ - для ФТС РФ. 2. ФТС РФ - для региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения. 3. Региональные таможенные управления - для таможен и таможенных лабораторий. 4. Таможни - для постов. Планы экономического и социального развития таможенной отрасли должны быть сбалансированы по стоимостным, материально-вещественным и трудовым показателям. Это обеспечивается в процессе финансового планирования. Его основными задачами являются: 1) определение общей величины финансовых ресурсов, получаемых таможенной службой в планируемый период; 2) расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения предусмотренных планами мероприятий по решению производственных и социальных задач, а также определение источников этих ресурсов; 3) количественная регламентация взаимоотношений отрасли с финансовой, кредитной и другими системами. Планы развития таможенного дела обоснованы только в том случае, если намеченные в них мероприятия полностью обеспечены финансовыми ресурсами. В процессе финансового планирования выявляются резервы снижения издержек производства, что позволяет в максимальной степени использовать все ресурсы производства. Финансовые планирование и контроль в таможенных органах. Содержание, задачи финансового планирования в таможенных органах Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, следует назвать финансовую систему общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Бюджетный процесс — это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Основы бюджетного процесса определены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской ФедерацииПравительству Российской Федерации. Охарактеризуем основные этапы формирования, рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Процесс формирования федерального бюджета начинается с выходом постановления Правительства Российской Федерации о разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на ... год", в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции. Следующий документ - постановление Правительства РФ "О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на...год". Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ. Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год. Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств и ведомств в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году. Следующая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации принимают самое деятельное участие в рассмотрении бюджетных показателей, их анализе. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О федеральном бюджете на ...год ". Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете на ... год " передается на рассмотрение Совету Федерации, а затем Президенту РФ. Закон вступает в силу со дня его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования. В Российской Федерации бюджетный период, то есть время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Организации и учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета, называются бюджетными. Обязательным условием отнесения учреждений и организаций к бюджетным является открытие финансирования по смете доходов и расходов (бюджетной смете) и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Организации, составляющие таможенную систему, являются бюджетными организациями. По организационно-правовой форме таможенный орган - учреждение. В соответствии Гражданским кодексом РФ учреждениемпризнается организация, созданная собственником (имущества) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им (собственником) полностью или частично. Таможенный орган - учреждение, бюджетная организация, не являющаяся собственником имущества. Он не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, либо имуществом, приобретенным за счет средств, полученных по смете. Имущество таможенных органов РФ, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, предприятий и организаций, подведомственных ФТС РФ, является федеральной государственной собственностью. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет ФТС РФ. Указанное имущество приватизации не подлежит. Начиная с 2000 года основным источником финансирования таможенной системы являются ассигнования из федерального бюджета РФ. Бюджетное финансирование - это предоставление на безвозвратной основе средств из бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предприятиям, учреждениям и организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Бюджетное финансирование позволяет функционировать тем предприятиям и организациям, услуги которых осуществляются для населения России большей частью бесплатно. В основе финансового обеспечения таможенных органов заложено исполнение Бюджетного кодекса РФ. Бюджетный кодекс РФ - это основной нормативный документ финансового регулирования, устанавливающий единый принцип бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс определяет основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Выделению средств бюджетным учреждениям предшествует бюджетное планирование. Годовой финансовый план по формированию доходной частифедерального бюджета РФ по региональным таможенным (РТУ) управлениям и таможням, непосредственно подчиняющимся ФТС РФ, утверждается ФТС РФ с распределением (разбивкой) по кварталам и видам доходов: таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС). План по формированию доходной части федерального бюджета составляет также ФТС РФ на основании представленных РТУ сводных планов по таможням. При планировании, как правило, учитываются определенные факторы: ставки пошлин, акцизов, НДС, а также грузо- и пассажиропотоки. Укрупненные задачи по планированию расходной частифедерального бюджета РФ по региональным таможенным управлениям (РТУ) и таможням, непосредственно подчиняющимся ФТС РФ, состоят в следующем: - обеспечении хозяйственного процесса необходимыми денежными средствами; - установлении финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; - определении путей наиболее рационального вложения финансовых средств; - осуществлении контроля за образованием и использованием денежных фондов. Различают три этапа финансового планирования расходов в таможенных органах. 1. Расчет потребностей таможенных органов в объемах финансирования на планируемый период. 2. Расчет и обоснование заявки таможенной системы на бюджетное финансирование (по направлениям и объектам финансирования). 3. Распределение полученных бюджетных ассигнований по направлениям и объектам финансирования. Основанием для расходования денежных средств является закон о бюджете на соответствующий период. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: - составление и утверждение бюджетной росписи; - утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; - утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; - принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; - подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Главным управлением федерального казначейства Минфина России. Казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает приближение средств к распорядителю и контроль за целевым использованием средств бюджета. Работа органов казначейства предполагает финансирование главных распорядителей и их подведомственной сети. Важный момент казначейской системы исполнения бюджета -работа с защищенными статьями, то есть средствами на выплату заработной платы и начислений по ней, денежного довольствия военнослужащим, пособий, стипендий, компенсаций и иных социальных выплат. Для осуществления расходов, финансирование которых предусмотрено в бюджете, соответствующие средства предоставляются распорядителем бюджетных средств. Финансирование осуществляется финансовым органом в пределах ассигнований, предусмотренных в годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов соответствующего бюджета (с учетом внесенных в нее в установленном порядке изменений в процессе исполнения бюджета), путем перечисления средств с текущего счета по исполнению бюджета на счета распорядителей и получателей бюджетных средств. В соответствии с Бюджетным кодексом ФТС России как главный распорядитель средств федерального бюджета имеет право самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и распределять их по таможенным органам и организациям ФТС России. Главное финансово-экономическое управление (ГФЭУ) во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата проводит единую финансовую политику, направленную на формирование целостной системы управления хозяйственным комплексом таможенной системы. В пределах своей компетенции по поручению председателя ФТС России управление осуществляет распределение финансовых ресурсов и несет ответственность за: - общее состояние финансов таможенной системы; - исполнение Сводной сметы расходов на содержание таможенных органов и организаций ФТС России, центрального аппарата ФТС России, представительств таможенной службы за рубежом; - организацию работы по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов и организаций ФТС России; - соблюдение таможенными органами на всех уровнях хозяйствования финансовой, бюджетной, штатной и кассовой дисциплины; - целевым расходованием финансовых средств; - организацию бухгалтерского отчета и отчетности; - состояние контрольно-ревизионной работы; - пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в таможенных органах и членов их семей. Одной из главных задач ГФЭУ является формирование проекта бюджета таможенной системы на очередной финансовый год и обеспечение своевременного и полного поступления средств из федерального бюджета на содержание и развитие таможенных органов и организаций ФТС России. Финансовое управление ежегодно организует и координирует работу по формированию бюджетной заявки таможенной системы. Бюджетная заявка таможенных органов формируется в соответствии с Бюджетным кодексом, Посланием Президента Российской Федерации, на основании предельных объемов бюджетного финансирования по функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации, а также методических материалов Минфина России и Минэкономразвития России. Минфин России доводит до ФТС России контрольную цифру проектировок основных расходов на очередной финансовый год. В течение финансового года ГФЭУ проводит работу по подготовке и представлению в Минфин России предложений по внесению изменений в бюджетную роспись ФТС России в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, согласовывает вопросы финансирования таможенных органов с федеральными органами государственной власти. Процесс финансового обеспечения таможенных органов Российской Федерации включает 8 последовательных этапов (см. схему). Рисунок -Порядок формирования, согласования и доведения объемов финансирования федерального бюджета до таможенных органов (на схеме вместо ГТК - ФТС)
1. Департамент бюджетной политики при Министерстве финансов Российской Федерации до 28-числа текущего месяца представляет объемы финансирования на последующий месяц на утверждение в Правительство Российской Федерации. 2. После утверждения Правительством Российской Федерации объемов средств федерального бюджета Департамент бюджетной политики совместно с курирующими департаментами в пятидневный срок направляют объемы финансирования на рассмотрение в Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) при Министерстве финансов Российской Федерации и на рассмотрение главного распорядителя средств федерального бюджета - ФТС Российской Федерации. 3. Органы федерального казначейства в трехдневный срок осуществляют процедуру выверки и после согласования с Финансово-экономическим управлением ФТС Российской Федерации подтверждают исполнение денежных обязательств, объем которых не может превышать утвержденные лимиты бюджетных обязательств. 4. Финансово-экономическое управление ФТС Российской Федерации в соответствии с утвержденными лимитами распределяет бюджетные ассигнования между региональными таможенными управлениями и другими таможенными учреждениями, а затем направляет их в виде реестров в Главное управление Федерального казначейства при Министерстве финансов Российской Федерации. 5. Главное управление Федерального казначейства при Министерстве финансов Российской Федерации в установленные сроки (три дня) доводит реестры до органов Федерального казначейства региона, области, по месту дислокации таможенных органов. 6. Управление Федерального казначейства региона, области, получив текущее финансирование, в течение трех дней доводит до Регионального таможенного управления уведомление о поступлении денежных средств. 7. Финансово-экономический отдел Регионального таможенного управления осуществляет в установленные сроки (два дня) распределение финансовых средств в соответствии с полученным уведомлением и через Управления Федерального казначейства региона, области доводит в виде реестров объемы финансирования таможенным органам. 8. Управление Федерального казначейства по региону, области в соответствии с реестром Регионального таможенного управления направляет реестры до отделений Федерального казначейства по месту расположения таможенных органов, а те, в свою очередь, направляют уведомления в таможенные органы. Расходование полученных средств осуществляется таможенными органами через Отделение Федерального казначейства (в соответствии с экономической классификацией, по которой выделены средства, и при наличии уведомления о лимитах бюджетных обязательств). Финансово-экономический отдел Регионального таможенного управления по формам, установленным приказами Министерства финансов Российской Федерации доводит данные уведомления о лимитах бюджетных обязательств в абсолютных суммах до таможенных органов региона в установленные сроки. Таможенные органы (получатели) представляют один экземпляр полученного уведомления о лимитах бюджетных обязательств в соответствующий орган Федерального казначейства для осуществления контроля за расходованием средств. В случаях нарушений требований по доведению уведомлений о лимитах бюджетных обязательств Федеральное казначейство приостанавливает операции по счетам соответствующих получателей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |