Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
Проблема определения оптимального размера таможенных организаций тесно связана с процессом сосредоточения таможенной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Такой процесс в основном обусловлен техническим прогрессом. НТП обеспечивает возможность высокой концентрации таможенной деятельности путем увеличения мощности отдельных организаций. Между тем необходимость более равномерного размещения таможен и их постов по территории страны и решение проблем развития внешнеэкономической деятельности в малых и средних городах требуют создания небольших таможен или постов. Увеличение размеров таможенных организаций создает условия для более эффективного использования техники, роста производительности труда и централизации управления. В этом случае работает эффект масштаба, который, с одной стороны, позволяет увеличить производительность труда (применение достижений НТП, которые неэффективны в мелких организациях, более высокий уровень специализации), с другой - сэкономить средства на аппарате управления. Это означает, что в более крупной таможенной организации создаются условия для наиболее целесообразного разделения труда, что способствует внедрению прогрессивной технологии и организации производства. Расходы по управлению на крупных таможнях должны быть относительно меньшими, чем на малых, так как они возрастают в меньшей степени, чем масштабы таможенной деятельности. Уровень концентрации производства таможенных услуг характеризуется абсолютными показателями объема таможенных работ и услуг - числом оформленных документов, весом или стоимостью товаров, перемещенных через таможенную границу, суммой таможенных платежей и другими показателями. При анализе и планировании процессов оптимизации размеров организаций в таможенном деле используются группировки таможен и постов по показателям объемов работ, численности работающих, стоимости ПОФ, в частности подобная работа проводилась при категорировании таможенных организаций. Укрупнение таможенных организаций осуществляется в двух основных формах, а именно, посредством увеличения размеров специализированных и универсальных организаций. Наиболее эффективной является первая форма, при которой появляется возможность применения высокопроизводительных автоматизированных и поточных технологий. Менее эффективной является вторая форма, при которой осуществляется концентрация видов деятельности, не связанных между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, ни однородными товарами. Укрупнение таможенных организаций развивается под влиянием двух главных факторов: роста потребности в таможенных услугах и технического прогресса. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации таможенной деятельности должна соответствовать объемам внешней торговли и производительности оборудования. Излишняя концентрация так же неэффективна, как и недостаточная. Концентрация таможенных услуг и укрупнение размеров таможен осуществляется как путем повышения единичных мощностей оборудования и размеров сооружений, так и путем увеличения количества одинаковых сооружений и единиц оборудования. Опыт работы отраслей народного хозяйства показал, что в каждой из них имеются свои оптимальные размеры предприятий, которые обеспечивают наивысшие технико-экономические показатели. Точно также существуют и оптимальные размеры таможенных организаций, со временем они будут определены. Под оптимальными размерами таможнипонимаются такие показатели (по численности работников, стоимости ПОФ, объему таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение заданий и планов по таможенным услугам в установленные сроки, с минимумом произведенных затрат (сумма текущих и капитальных затрат, приведенных к единице времени) и максимально возможной эффективностью. Часто требуется определить минимальный размер таможни (таможенного поста). Он зависит от избранного технологического процесса. При этом должна быть обеспечена полная загрузка существующего оборудования и сотрудников. Тогда оптимальный размер таможни устанавливается посредством увеличения в кратное число раз минимального размера. Оптимальные размеры таможен могут стать нормативами для перспективного развития таможенного дела, разработки типовых проектов таможен, определения уровня специализации таможенного дела, расчета экономии от создания таможен оптимального размера. Величина организации не всегда отражает высокую эффективность ее деятельности. Если таможня характеризуется только большими размерами, а структура работ и применяемые здесь технологии не являются наиболее рациональными, то показатель ее размера не будет означать более высокой эффективности ее работы. При поиске оптимальных размеров таможенных организаций учитывается влияние внутренних и внешних факторов на эффективность их деятельности. Внутрипроизводственные факторы позволяют определить оптимальные размеры таможен с точки зрения максимального использования всех производственных ресурсов. К внешним факторам относятся, как правило, наличие внешнеторговых товарных потоков. Конкретные размеры таможен зависят также от географического размещения участников ВЭД и ряда других территориальных условий. Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов. На основе увеличения объемов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров специализацияобеспечивает массовое повторение операций и концентрацию однородного производства. Таким образом, специализация, с одной стороны, является следствием общественного разделения труда, с другой - результатом концентрации однородного производства. Следовательно, специализация представляет собой диалектическое единство двух противоположных процессов - дифференциации и концентрации. Уровень специализации измеряется долей специализированных таможен (постов, подразделений) в их общем числе или долей работников специализированных таможен (постов, подразделений) в общем числе работников. Примерами специализированных таможен и подразделений, осуществляющих предметную специализацию и оказывающих конечные услуги потребителям (участникам ВЭД) могут служить: Энергетическая таможня; отделы таможенного оформления и контроля; отделы по оформлению товаров, ввозимых или вывозимых на переработку; акцизные таможни и посты. Примеры специализированных подразделений, осуществляющих детальную специализацию и выполняющих внутренние технологические операции, - подразделения таможенных платежей, нетарифного регулирования и статистики, валютного контроля, оперативно-розыскной деятельности, обеспечения безопасности и другие. Таможенный контроль имеет также специализацию по видам перевозок (автогрузовых, железнодорожных, морских, речных и авиа), а также контроль багажа и международных почтовых отправлений. Специализация в таможенном деле связана со стандартизацией(установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения таможенной деятельности) и унификацией(приведение различных видов таможенных услуг, средств их производства и документов к рациональному минимуму их типов и видов) таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен, транспортных средств и товаров. При этом роль стандартов в обеспечении высокой эффективности таможенных услуг возрастает, если они вводятся не изолированно, а комплексно, охватывая весь технологический цикл от начала до окончания работы с участниками ВЭД. При этом объектами стандартизации являются также нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д. Основной целью унификации является устранение неоправданного многообразия услуг, документов и технологий одинакового назначения. Стандартизация и унификация способствуют повышению эффективности таможенного дела, что обеспечивается ростом производительности труда, улучшением использования материальных и финансовых ресурсов. Для определения уровня специализации применяются различные показатели: удельный вес специализированных таможен в общем объеме всех таможен, удельный вес прогрессивных технологических процессов. Посредством специализации создаются условия для организации непрерывного процесса таможенной деятельности. Весь процесс производства таможенных услуг расчленяется на мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами. Специализация, позволяет расчленить процесс производства на ряд простых операций, дает возможность использовать автоматизацию. Специализация создает условия для полной загрузки действующего оборудования на основе унификации, типизации и стандартизации работ, технологий, документов. Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен. Чем меньшее количество видов товаров или документов обрабатывается таможней (то есть, чем глубже специализировано производство), тем меньшее число структурных подразделений входит в ее состав. Особое значение имеют производственные связиразличных таможенных организаций, которые появляются в результате их кооперирования. Их необходимость вытекает из специализации таможенных организаций и представляет собой выполнение работ одними таможенными организациями для других. Производственные связи по отраслевому принципу делятся на внутренние и внешние. Наибольшее распространение имеют внутренние связи. Специализированные базовые таможни закупают и поставляют другим таможенным организациям материальные ресурсы. Внутренние таможни выполняют для пограничных таможен ряд процедур, и наоборот (например, при контроле доставки товаров ). Производственные связи в таможенном деле обусловлены непрерывностью таможенного контроля и оформления, когда этот процесс осуществляется (начинается и завершается) рядом таможенных организаций. Для понимания этого необходимо рассмотреть ряд режимов и процедур таможенного контроля и оформления (режим переработки, транзита, реэкспорта, реимпорта, временный ввоз-вывоз и других). Что касается внешних производственных связей, то к ним относится взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами (ФСБ, ФПС, МВД), со смежными организациями, такими, например, как МПС, другими перевозчиками товаров и транспортных средств, службами фитосанитарного контроля и другими. Для целей валютного контроля большое значение имеют производственные связи с ЦБ РФ и уполномоченными банками. Экономическая эффективность специализации и оптимизации размеров таможенных организаций является результатом организационно-плановых мероприятий и повышения технологического уровня таможенного оформления и таможенного контроля. Она проявляется в снижении себестоимости таможенных услуг за счет повышения производительности труда и уменьшения расходов, приходящихся на единицу продукции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 608. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |