Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле




Проблема определения оптимального размера таможенных организаций тесно связана с процессом сосредоточения таможен­ной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Такой процесс в основном обусловлен техническим прогрессом.

НТП обеспечивает возможность высокой концентрации тамо­женной деятельности путем увеличения мощности отдельных орга­низаций. Между тем необходимость более равномерного размеще­ния таможен и их постов по территории страны и решение про­блем развития внешнеэкономической деятельности в малых и сред­них городах требуют создания небольших таможен или постов.

Увеличение размеров таможенных организаций создает усло­вия для более эффективного использования техники, роста произ­водительности труда и централизации управления.

В этом случае работает эффект масштаба, который, с одной стороны, позволяет увеличить производительность труда (приме­нение достижений НТП, которые неэффективны в мелких органи­зациях, более высокий уровень специализации), с другой - сэконо­мить средства на аппарате управления.

Это означает, что в более крупной таможенной организации создаются условия для наиболее целесообразного разделения тру­да, что способствует внедрению прогрессивной технологии и орга­низации производства. Расходы по управлению на крупных тамож­нях должны быть относительно меньшими, чем на малых, так как они возрастают в меньшей степени, чем масштабы таможенной деятельности.

Уровень концентрации производства таможенных услуг харак­теризуется абсолютными показателями объема таможенных работ и услуг - числом оформленных документов, весом или стоимос­тью товаров, перемещенных через таможенную границу, суммой таможенных платежей и другими показателями.

При анализе и планировании процессов оптимизации разме­ров организаций в таможенном деле используются группировки таможен и постов по показателям объемов работ, численности ра­ботающих, стоимости ПОФ, в частности подобная работа прово­дилась при категорировании таможенных организаций.

Укрупнение таможенных организаций осуществляется в двух основных формах, а именно, посредством увеличения размеров спе­циализированных и универсальных организаций. Наиболее эффек­тивной является первая форма, при которой появляется возможность применения высокопроизводительных автоматизированных и по­точных технологий. Менее эффективной является вторая форма, при которой осуществляется концентрация видов деятельности, не связанных между собой ни однородностью и последовательнос­тью технологических процессов, ни однородными товарами.

Укрупнение таможенных организаций развивается под влия­нием двух главных факторов: роста потребности в таможенных услугах и технического прогресса. Поэтому на каждом этапе раз­вития степень концентрации таможенной деятельности должна соответствовать объемам внешней торговли и производительнос­ти оборудования. Излишняя концентрация так же неэффективна, как и недостаточная.

Концентрация таможенных услуг и укрупнение размеров та­можен осуществляется как путем повышения единичных мощнос­тей оборудования и размеров сооружений, так и путем увеличения количества одинаковых сооружений и единиц оборудования.

Опыт работы отраслей народного хозяйства показал, что в каж­дой из них имеются свои оптимальные размеры предприятий, ко­торые обеспечивают наивысшие технико-экономические показате­ли. Точно также существуют и оптимальные размеры таможенных организаций, со временем они будут определены.

Под оптимальными размерами таможнипонимаются такие показатели (по численности работников, стоимости ПОФ, объему таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение заданий и планов по таможенным услугам в установленные сроки, с мини­мумом произведенных затрат (сумма текущих и капитальных зат­рат, приведенных к единице времени) и максимально возможной эффективностью.

Часто требуется определить минимальный размер таможни (таможенного поста). Он зависит от избранного технологического процесса. При этом должна быть обеспечена полная загрузка су­ществующего оборудования и сотрудников. Тогда оптимальный размер таможни устанавливается посредством увеличения в крат­ное число раз минимального размера.

Оптимальные размеры таможен могут стать нормативами для перспективного развития таможенного дела, разработки типовых проектов таможен, определения уровня специализации таможен­ного дела, расчета экономии от создания таможен оптимального размера.

Величина организации не всегда отражает высокую эффектив­ность ее деятельности. Если таможня характеризуется только боль­шими размерами, а структура работ и применяемые здесь техноло­гии не являются наиболее рациональными, то показатель ее разме­ра не будет означать более высокой эффективности ее работы.

При поиске оптимальных размеров таможенных организаций учитывается влияние внутренних и внешних факторов на эффек­тивность их деятельности.

Внутрипроизводственные факторы позволяют определить оп­тимальные размеры таможен с точки зрения максимального исполь­зования всех производственных ресурсов.

К внешним факторам относятся, как правило, наличие внеш­неторговых товарных потоков. Конкретные размеры таможен за­висят также от географического размещения участников ВЭД и ряда других территориальных условий.

Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных ви­дов. На основе увеличения объемов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров специализацияобеспе­чивает массовое повторение операций и концентрацию однород­ного производства. Таким образом, специализация, с одной сторо­ны, является следствием общественного разделения труда, с дру­гой - результатом концентрации однородного производства. Сле­довательно, специализация представляет собой диалектическое единство двух противоположных процессов - дифференциации и концентрации.

Уровень специализации измеряется долей специализирован­ных таможен (постов, подразделений) в их общем числе или долей работников специализированных таможен (постов, подразделений) в общем числе работников.

Примерами специализированных таможен и подразделений, осуществляющих предметную специализацию и оказывающих конечные услуги потребителям (участникам ВЭД) могут служить: Энергетическая таможня; отделы таможенного оформления и кон­троля; отделы по оформлению товаров, ввозимых или вывозимых на переработку; акцизные таможни и посты.

Примеры специализированных подразделений, осуществляю­щих детальную специализацию и выполняющих внутренние тех­нологические операции, - подразделения таможенных платежей, нетарифного регулирования и статистики, валютного контроля, оперативно-розыскной деятельности, обеспечения безопасности и другие.

Таможенный контроль имеет также специализацию по видам перевозок (автогрузовых, железнодорожных, морских, речных и авиа), а также контроль багажа и международных почтовых отправ­лений.

Специализация в таможенном деле связана со стандартиза­цией(установление и применение норм, требований и правил с це­лью упорядочения таможенной деятельности) и унификацией(при­ведение различных видов таможенных услуг, средств их производ­ства и документов к рациональному минимуму их типов и видов) таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен, транспортных средств и товаров. При этом роль стандар­тов в обеспечении высокой эффективности таможенных услуг воз­растает, если они вводятся не изолированно, а комплексно, охваты­вая весь технологический цикл от начала до окончания работы с участниками ВЭД. При этом объектами стандартизации являются также нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д.

Основной целью унификации является устранение неоправдан­ного многообразия услуг, документов и технологий одинакового назначения.

Стандартизация и унификация способствуют повышению эф­фективности таможенного дела, что обеспечивается ростом про­изводительности труда, улучшением использования материальных и финансовых ресурсов.

Для определения уровня специализации применяются различ­ные показатели: удельный вес специализированных таможен в общем объеме всех таможен, удельный вес прогрессивных техноло­гических процессов.

Посредством специализации создаются условия для организа­ции непрерывного процесса таможенной деятельности. Весь про­цесс производства таможенных услуг расчленяется на мелкие опе­рации, каждая из которых закрепляется за рабочими местами.

Специализация, позволяет расчленить процесс производства на ряд простых операций, дает возможность использовать автома­тизацию.

Специализация создает условия для полной загрузки действу­ющего оборудования на основе унификации, типизации и стандар­тизации работ, технологий, документов.

Специализация позволяет упростить производственную струк­туру таможен. Чем меньшее количество видов товаров или доку­ментов обрабатывается таможней (то есть, чем глубже специали­зировано производство), тем меньшее число структурных подраз­делений входит в ее состав.

Особое значение имеют производственные связиразличных таможенных организаций, которые появляются в результате их ко­оперирования. Их необходимость вытекает из специализации та­моженных организаций и представляет собой выполнение работ одними таможенными организациями для других.

Производственные связи по отраслевому принципу делятся на внутренние и внешние. Наибольшее распространение имеют внут­ренние связи. Специализированные базовые таможни закупают и поставляют другим таможенным организациям материальные ресур­сы. Внутренние таможни выполняют для пограничных таможен ряд процедур, и наоборот (например, при контроле доставки товаров ).

Производственные связи в таможенном деле обусловлены не­прерывностью таможенного контроля и оформления, когда этот процесс осуществляется (начинается и завершается) рядом тамо­женных организаций. Для понимания этого необходимо рассмот­реть ряд режимов и процедур таможенного контроля и оформле­ния (режим переработки, транзита, реэкспорта, реимпорта, времен­ный ввоз-вывоз и других).

Что касается внешних производственных связей, то к ним от­носится взаимодействие таможенных органов с другими правоох­ранительными органами (ФСБ, ФПС, МВД), со смежными орга­низациями, такими, например, как МПС, другими перевозчиками товаров и транспортных средств, службами фитосанитарного кон­троля и другими. Для целей валютного контроля большое значе­ние имеют производственные связи с ЦБ РФ и уполномоченными банками.

Экономическая эффективность специализации и оптимизации размеров таможенных организаций является результатом органи­зационно-плановых мероприятий и повышения технологического уровня таможенного оформления и таможенного контроля. Она проявляется в снижении себестоимости таможенных услуг за счет повышения производительности труда и уменьшения расходов, приходящихся на единицу продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 608.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...