Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделяют следующие гендерные характеристики личности — гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.




Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной — это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация — это процесс, результатом которого является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время.

Вопросы к аудитории:

1. Приведите примеры гендерный ролей. (Ответы учащихся).

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы — стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин — обслуживающая и исполнительская, для мужчин — инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный, андрогинный.

Схема. Типы психологического пола личности. (нарисовано на доске).

 

Вопросы к аудитории:

1. Можете ли вы охарактеризовать маскулинный, фемининный и андрогинный тип психологического пола личности? (Ответы учащихся).

Маскулинность и феминность — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ваши ответы можно отчасти считать верными, однако говоря научным языком, в содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.).

 Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики — верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros — мужской, gynes — женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Легенда. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки — мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния — характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

Сейчас мы с вами рассмотрим источники гендерноролевой идентификации. Основными источниками являются: семья, школа, детская литература, телевидение, игрушки и т.д.

В семье начинает зарождаться первые признаки полоролевой идентификации. Они проявляются в разного цвета одежде (у мальчиков – синяя, у девочек – красная и розовая), в отношении членов семьи к ребёнку, поощрении его маскулинных или фемининных качеств. Когда дети подрастают, они начинают замечать различия в поведении своих сверстников, в зависимости от их пола, благодаря чему гендерная идентификация продолжает реализовываться.

В ранний и дошкольный периоды главным в становлении ребенка как личности является взрослый. Именно его мнение, порицание или одобрение, подбадривание являются важными условиями для гармоничного развития ребенка в согласии с окружающим миром и собственными ощущениями. Желание ребенка услышать похвалу от взрослых, прежде всего от родителей, заставляет его совершать не свойственные ему поступки, вести себя так, чтобы заслужить одобрение. С поступлением ребенка в школу его социальные роли увеличиваются. У него появляется больше прав и обязанностей, он начинает свое взаимодействие с социумом, занимая в нем благодаря своим стараниям и умениям определенное место. Конец младшего школьного возраста характеризуется тем, что у детей появляется желание услышать похвалу и одобрение от школьных товарищей. Значимым является для него и мнение учителя. Стремление к родительскому одобрению проявляется не так ярко, как прежде. Эти изменения являются своего рода подготовительным этапом для перехода в подростковый возраст. Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самопознания. У них возникает интерес к собственной личности, выявлению своих возможностей и их оценке. Следовательно, у подростков складывается самооценка, а на ее основе формируются определенные притязания. Это заставляет их действовать на основе не только общих установившихся требований, но и на основе собственных взглядов и представлений. Старший школьный возраст – это период становления и формирования научного и морального миросозерцания.

Касательно детской литературы, то я думаю, что всем вам читали сказки в детстве, рассказывая о принцессе, заточённой в башне, которую спасает прекрасный принц. Предоставляя вам персонажей из книг и художественных произведений, вам даются и примеры поведения, которые также оказывают влияние на гендерную идентификаию. Как правило, девочки идентифицируются с принцессами, а мальчики – с прекрасными принцами. Телевидение также оказывает влияние на наше восприятие самого себя. Различные показы мод, девчачие передачи, которые смотрят девочки. И охота, рыбалка и различного рода боевики – смотрят мальчики. Касательно такого источника гендерноралевой идентификации как игрушки, думаю мы замечаете подобное и в своей повседневной жизни, девочкам дарят кукол и они играют в «дочки-матери», в то время как мальчики носятся с мечами и самолётами. Вы прослушали эти примеры и наверняка думаете о том, что существуют только две полярности – то что делают только девочки и то что делают только мальчики. На самом деле всё не так, нам могут быть присущи, как и мужские, так и женские качества и предпочтения. Возвращаясь к понятиям маскулинности, фемининности и андрогинности. Некоторые девочки так же любят играть с машинками, как и мальчики. А некоторые мальчики могут играть в куклы. К мальчикам в таком случае относятся пренебрежительно, словно он ведёт себя как «девчонка». Если же девочки играют как мальчики – к ним относятся не так негативно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...