Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 4. Источники информации для студентов и фальсификация событий Великой Отечественной войны в мнениях студентов.




 

4.1.  Источники информации и знаний об истории Великой Отечественной войны.

Наиболее важными источниками информации и знаний об истории Великой Отечественной войны для студентов выступают школа и вуз – этот источник информации отметили 69,5% всех опрошенных студентов. Частота выбора данного варианта ответа коррелирует с ответами на вопрос о том, в каких именно сферах история Великой Отечественной войны подается наиболее объективно. Чаще всего студенты указывали на сферу высшего образования (64,4%) и сферу школьного образования (20,7%)[1]. Результаты эмпирических замеров свидетельствует о достоверности и надежности полученных данных.

Второе место по значимости из источников информации об истории войны занимает документальные фильмы по тематике войны (исторические расследования и т.п.) – 64,4% всех опрошенных студентов. Эти результаты подтверждают ранее написанный тезис о предпочтительном виде удовлетворения познавательной потребности – пассивном виде.

Также студентами были отмечены такие источники информации об истории войны как:

· Художественная литература о войне – 33,3% опрошенных;

· Встречи с ветеранами ВОВ – 32,8% опрошенных;

· Художественные кинофильмы – 32,8% опрошенных.

Предположим, что в данном случае поиск информации был заложен школой. Как правило с художественной литературой преимущественно знакомят в школе или семье. Встречи с ветеранами войны также организует школа. В какой-то степени в данном случае ответы респондентов имеют некий оттенок инерционности. Необходимо отметить, что наиболее важным источником информации для современных студентов является и кинематограф (32,8%), более того, в в сферах, где по мнению студентов наиболее правдиво и объективно подается история Великой Отечественной войны кинематограф находится на третьем месте (13,8%)[2].

Подведем промежуточный итог. Следует отметить, что школа является значимым институтом формирования представлений будущих студентов о Великой Отечественной войны, помимо этого стоит выделить и кинематограф. Но прежде всего, студенты доверяют преподавателям своего факультета, можно говорить о том, что для студентов, преподаватель является «лидером мнений».

Более подробная информация представлена в таблице 12.

Таблица 12.

Отметьте наиболее важные для Вас источники информации, из которых Вы получаете знания об истории Великой Отечественной войны

%

1. Школа и вуз

69,5

2. Документальные фильмы

64,4

3. Художественная литература о войне

33,3

4. Встречи с ветеранами ВОВ

32,8

5. Художественные кинофильмы

32,8

6. Музеи, воинские мемориалы

29,9

7. Рассказы родителей, и знакомство с семейными "архивами"

28,7

8. Средства массовой информации (газеты, журналы, телепередачи)

22,4

9. Интернет-источники

22,4

4.2.  Мнения студентов ЮФУ о фальсификации истории Великой Отечественной войны: частота, причины, сферы.

История, как и ряд других наук гуманитарного направления, порой является объектом манипулирования различными заинтересованными группами или индивидами, выступают объектами фальсификаций, выгодных политических подтасовок и интерпретаций, нередко и откровенной лжи.

В этой связи был задан вопрос о том, что думаю студенты о подлинности, объективности и правдивости подачи истории Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство, реалистично оценивает сложившуюся ситуацию и считает, что факты частично искажаются или фальсифицируются – 74.1% всех опрошенных студентов. По мнению 16,1% опрошенных студентов факты искажаются в большей степени. Незначительный процент опрошенных студентов считает, что история Великой Отечественной войны сегодня освещается объективно и честно – 2,9% опрошенных студентов.

Более полная информация представлена в таблице 13.

Таблица 13.

Как Вы считаете, каким образом подается история Великой Отечественной войны обществу через различные источники информации и средства коммуникации? 

%

1. Факты частично искажаются (фальсифицируются)

74,1

2. Факты искажаются в большей степени

16,1

3. Освещается объективно и честно

2,9

4. Факты искажены и сфальсифицированы полностью

1,7

5. Затрудняюсь ответить

5,2

Среди студентов, сегментированных по факультетам, различий не наблюдается. Мнения студентов практически совпадают. Более полная информация представлена в диаграмме 7.

Диаграмма 7. Распределения на вопрос: Как Вы считаете, каким образом подается история Великой Отечественной войны обществу через различные источники информации и средства коммуникации? 

Исходя из дальнейшей логики исследования рассматриваются распределения ответов студентов на вопрос о том, в какой сфере наиболее часто встречаются примеры искажений и фальсификаций. Вполне естественно, что молодежь чаще всего упоминала отечественное телевидение – 60,1% опрошенных студентов; Интернет – 46,2% опрошенных; кинематограф – 44,5% опрошенных студентов, в сфере школьного образования – 27,7% опрошенных студентов. Данные корелируются с «эмпирикой», представленной в таблице 15, в которой представлены данные, как уже отмечалось ранее, о том, что сфера высшего образования обладает наибольшим «рейтингом доверия» студентов ЮФУ.

Информация представлена в таблицах 14.

Таблица 14.

На Ваш взгляд, в какой сфере наиболее часто встречаются примеры искажений, фальсификаций фактах и событиях Великой Отечественной войны?

%

1. На ТВ (в передачах, ТВ-сериалах)

60,1

2. В Интернете

46,2

3. В кинематографе

44,5

4. В средствах массовой информации

41,0

5. В сфере школьного образования

27,7

6. Во всех сферах

7,5

7. В сфере высшего образования

3,5

8. Другое

2,3

9. Ни в какой

0,6

10. Затрудняюсь ответить

3,5

По Вашему мнению, в какой из перечисленных сфер наиболее объективно, правдиво излагаются факты, интерпретируются события Великой Отечественной войны?

%

1. В сфере высшего образования

64,4

2. В сфере школьного образования

20,7

3. В кинематографе

13,8

4. В Интернете

9,8

5. На ТВ (в передачах, ТВ-сериалах)

8,0

6. В средствах массовой информации

6,3

7. Во всех сферах

1,1

8. Другое

4,0

9. Ни в какой

6,9

10. Затрудняюсь ответить

9,8

Причины по которым искажения и фальсификации истории войны имеют место быть, по мнению большинства студентов ЮФУ достаточно прозаична – материальные и иные выгоды. Так считают 43,1% всех опрошенных студентов. Другой причиной, отмечавшейся студентами является – демонстрация собственной лояльности исполнителей (историков, публицистов, журналистов) определенным политическим группам – 36, 2% опрошенных студентов. Третья причина банальна – профессиональная некомпетентность и дилентантизм. Эту причину отмечали 34,5% опрошенных студентов.

Более полная информация представлена в таблице 15.

Таблица 15.

По Вашему мнению, каковы основные причины искажений и фальсификации событий истории Великой отечественной войны в учебниках истории школ и вузов, кинематографе, СМИ?

%

1. Явная ложь из-за материальных и иных выгод

43,1

2. Демонстрация лояльности определенным политическим группам

36,2

3. Профессиональная некомпетентность и дилетантизм

34,5

4. Следование авторитету западных учёных-историков

27,0

5. Следование авторитету отечественных ученых-историков

18,4

6. Другое

4,0

7. Затрудняюсь ответить

14,9

4.3. Пропагандистские мифы периода Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны в оценках студентов ЮФУ.

Отношение к фальсификации истории Великой Отечественной войны проясняется сквозь призму восприятия и оценивания существующих пропагандистских тезисов, на основе которых разворачивается конструкт «новой» истории Второй Мировой войны. В политико-историческом дискурсе есть очень широкий спектр так называемых «белых пятен», «обойденных тем», активно обсуждаемых на телевидении, в Интернете, в печатных СМИ, в научной сфере.

Для настоящего исследования были отобраны несколько подобных «тем» обсуждения. Одной из таких тем стало – обвинение СССР в развязывании Второй Мировой войны.

Абсолютно не согласны с этим – 46,6% всех опрошенных студентов; признают, что отчасти справедливы эти обвинения, а отчасти не справедливы 36,8% опрошенных студентов; считают, что справедливы полностью 1,1% опрошенных студентов.

Информация представлена в таблице 16.

Таблица 16.

На Ваш взгляд справедливы ли обвинения СССР в развязывании Второй Мировой Войны?

%

1. Не справедливы абсолютно

46,6

2. В чем то справедливы, в чем то нет

36,8

3. Справедливы полностью

1,1

4. Затрудняюсь ответить

15,5

Среди студентов исторического факультета и факультета социологии и политологии мнения относительно справедливости обвинений СССР в развязывании Второй Мировой войны зафиксированы следующие результаты – если считающих, что любые обвинения несправедливы абсолютно примерно одинаковое количество на факультете социологии и историческом факультете (47% и 46% соответственно), то согласных с частичностью обвинений студентов исторического факультета больше (43%), чем студентов социологов (31%).  Обратим внимание, что затруднившихся с ответом среди социологов больше, чем историков.

Соответственно по данному вопросу мнения студентов практически оказались разделенному поровну.

Информация представлена в диаграмме 8.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...