Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диаграмма 1. Распределения на вопрос: «Насколько Вам интересна история Великой Отечественной войны»? (Факультет социологии и политологии и исторический факультет)




Южный Федеральный Университет

Факультет социологии и политологии

Кафедра прикладной социологии

Кафедра моделирования социальных процессов

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 

Образ Великой Отечественной войны в представлениях студентов

Южного Федерального Университета

Выполнил:

доцент кафедры прикладной социологии

факультета социологии и политологии ЮФУ

К.с.н. Ткачев М.В.

 

Ростов-на-Дону - 2011



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Уровень интереса и оценки студентов ЮФУ необходимости обращения к истории Великой Отечественной войны…………………………………………………………………….   4
Раздел 2. Уровень базовых знаний студентов ЮФУ о Великой Отечественной войне………………………………………………………………………………………………………   6
Раздел 3. Факторы Победы в мнениях студентов ЮФУ и оценка роли Сталина И.В в Великой Отечественной войне.………………………………………………………………………………..   9
Раздел 4. Наиболее важные источники информации о Великой Отечественной войне в мнениях студентов и их оценки фальсификации событий Великой Отечественной войны………...   12
Раздел 5. Российский и советский кинематограф о Великой Отечественной войне в оценках студентов ЮФУ……………………………………………………………………………………….   19
Заключение…………………………………………………………………………………………... 23
Приложение………………………………………………………………………………………….. 26


Введение.

Настоящий отчет подготовлен по результатам проведенного социологического исследования методом анкетирования студентов Южного Федерального Университета. Исследование проходило с 21 апреля по 2 мая 2011 года в преддверии одного из основных праздников нашего государства – Дня Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Объект исследования– студенты Южного федерального университета двух факультетов (исторический; факультет социологии и политологии).

Предмет исследования -совокупность взглядов, установок, знаний и оценок студентов в отношении событий и итогов Великой Отечественной войны.

Цель исследования -изучить представления, оценки, суждения, сформированные различными источниками интерпретации периода Великой Отечественной войны.

Задачи прикладного социологического исследования:

· Выяснить объем интересующихся историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. среди студентов ЮФУ и причины обращения к истории войны;

· Определить объем базовых знаний о периоде ВОВ студентов ЮФУ;

· Выяснить мнения студентов о факторах победы в Великой Отечественной войне;

· Выявить влияние основных факторов, формирующих особенности интерпретации событий и фактов ВОВ;

· Влияние и значимость медийного пространства (на примере кинематографа о ВОВ).

Выборка исследования составила 174 человека. По полу: мужчин – 26,4% опрошенных, женщин – 73,6% опрошенных. Анкетирование проходило на двух факультетах - социологии и политологии и историческом (52,3% и 47,7% соответственно). По курсу обучения студенты исторического факультета, факультета социологии и политологии.

Таблица 1.

Пол респондента

%

1. Мужской

26,4

2. Женский

73,6

Курс обучения

 

1 курс

36,8

2 курс

9,8

3 курс

22,4

4 курс

29,9

Факультеты

 

1. Социологии и политологии

52,3

2. Исторический

47,7

Политические предпочтения студентов

 

1. «Единая Россия»

22,4

2. «КПРФ»

12,1

3. «ЛДПР»

10,3

4. «Справедливая Россия»

3,4

5. «Яблоко»

2,3

6. Другая

2,9

7. Таких нет

34,5

8. Затрудняюсь ответить

12,1

Инструментарий исследования и программа прикладного социологического исследования были разработаны совместно с аспирантом кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии ЮФУ Маграновым А. Обработка данных происходила в компьютерной программе SPSS.19.

Раздел 1. Уровень интереса и оценки студентов ЮФУ необходимости обращения к истории Великой Отечественной войны.

Для большинства всех опрошенных студентов (59,8%) история Великой Отечественной войны «скорее интересна», время от времени студенты смотрят передачи по ТВ, художественные фильмы о войне. Прежде всего, отметим пассивный вид удовлетворения потребности в знании истории войны, в ходе анализа результатов исследования, эти данные коррелируют с ответами на другие вопросы инструментария исследования.

Для чуть более четверти всех опрошенных студентов (28,2%) характерен активный вид удовлетворения потребности в знании истории войны, помимо просмотра публицистических передач, студенты читаю различную литературу, в том числе научную. История Великой Отечественной войны для указанной части студентов очень интересна.

Более подробная информация представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Насколько Вам интересна история Великой Отечественной войны?

%

1. Очень интересна, читаю научную и публицистическую литературу, стараюсь смотреть передачи о ВОВ

28,2

2. Скорее интересна, иногда смотрю передачи по ТВ, художественные фильмы

59,8

3. Скорее не интересна, хватает знаний полученных в школе и университете

5,7

4. Не интересна

0,6

5. Затрудняюсь ответить

5,7

 

В ответах студентах факультетов отмечаются различия. Так, большинство студентов, которым история Великой Отечественной войны очень интересна, обучается на историческом факультете, что вполне естественно. Таких студентов оказалось 38,6% опрошенных на историческом факультете, в свою очередь студентов, которым интересна история войны, обучающимся на факультете социологии и политологии оказалось в два раза меньше (18,7%). Подавляющее большинство студентов, которым импонирует все-таки пассивный вид получения знаний об истории Великой Отечественной войны, обучаются и на факультете социологии и политологии и историческом факультете (62,6% и 56,6% соответственно). Отметим, что для незначительной части студентов, обучающихся на факультете социологии и политологии история Великой Отечественной войны не интересна – 9,9% опрошенных студентов.

Более подробная информация представлена в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Распределения на вопрос: «Насколько Вам интересна история Великой Отечественной войны»? (Факультет социологии и политологии и исторический факультет)

На вопрос о том, для чего необходимо обращаться истории Великой Отечественной войны были получены следующие ответы:

Ø Необходимо для сохранения исторической памяти народа, так считают 85,6% опрошенных студентов;

Ø Необходимо для патриотического воспитания молодежи считают 64,4% опрошенных студентов;

Ø Считают, что это норма образованного человека 19,5% опрошенных студентов.

Студенты обоих факультетов понимаю, что Великая Отечественная война – несет более важный смысл, чем просто значимое историческое событие или процесс. Для нескольких поколений Великая Отечественная война является одним из базовых конструктов общей исторической памяти народа и студенты если четко это не осознают, то чувствуют точно. Это выражается в двух вариантах-индикаторах на вопрос о необходимости обращения к истории Великой Отечественной войны.

Более подробная информация представлена в таблице 3.

Таблица 3.

На Ваш взгляд, необходимо ли обращаться к истории Великой Отечественной войны?

%

1. Да, необходимо для сохранения исторической памяти народа

85,6%

2. Да, необходимо для патриотического воспитания молодежи

64,4%

3. Необходимо как норма образованного человека

19,5%

4. Необходимо для общей памяти

4,6%

5. Нет необходимости, потому что всплывают факты, порочащие наше государство

1,1%

6. Нет необходимости, есть более актуальные проблемы современного российского общества

0,6%

7. Другое

0,6%

 

В следующем разделе анализируется уровень базовых знаний студентов обоих факультетов истории Великой Отечественной войны.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...