Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 28. Проблема периодизации психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.




Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-3 года раннее детство, 3-5 лет дошкольный возраст, 6-12 лет начальное школьное образование, 12-16 лет обучение в средней школе,17 и старше высшее или университетское образование
2) П.П.Блонский признак - появление и смена зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

1) З.Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения
- от 2 до 7 лет дооперациональнаястадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике.
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логич. рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

3) Периодизация Колберга
, основанная на изучении уровня морального развития человека.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

4) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

0 - 1 год - раннее младенчество; социальное качество - надежда

Нормальная линия (НЛ): доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель , удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия (АЛ): недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст); социальное качество – воля

НЛ: самостоятельность, уверенность в себе
АЛ: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры; социальное качество- целеустремленность

НЛ: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения
АЛ: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство; социальное качество- компетентность

НЛ: стремление к достижению, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
АЛ: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность; социальное качество- верность

НЛ: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение, поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения
АЛ: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость; социальное качество – любовь

НЛ: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей
АЛ: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество – забота

НЛ: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
АЛ: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе,

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.

Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. В них используются 3 критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центр.возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития (ССР) - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность"(ВД) было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование(Н) - те качеств.особенности психики, кот. впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество - 0-1

ВД – эмоц. общение ребенка со взрослым, Н -ходьба, 1е слово, ССР - освоение норм отношений между людьми

Ранний возраст-1-3

ВД - предметная деятельность, Н – "внешнее Я сам" , ССР – Усвоение способов деятельности с предметами

Дошкольный возраст-3-6(7)

ВД - ролевая игра, Н – произвольность поведения, ССР – освоение соц. норм, взаимоотношений между людьми

Младший школьный возраст - 6(7)-10(11)

ВД - учебная деятельность, Н – произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта, ССР – Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15)

ВД - интимно-личностное общение в учебной и др. видах деятельности, Н – чувство "взрослости", возн-е представления о себе "не как о ребенке", ССР – Освоение норм и отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность) - 14(15) - 16(17)

ВД – учебно-проф. деятельность, Н – проф. и личностное самоопределение, ССР - Освоение проф. знаний, умений

Поздняя юность или ранняя зрелость - 18-25

ВД – Трудовая деятельность, проф. учеба., ССР - Освоение профессионально-трудовых умений

Зрелость

20-50 лет – зрелость; 50-75 - поздняя зрелость; 75- .. - старость

 

Билет 29. Понятия социализации и социальной ситуации развития и "зона ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1].

Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя "чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.

 

Социальная ситуация развития - Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Каждый ребенок, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

 

Таким образом, социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

 





















Зона ближайшего развития.

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...