Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 21. Общее понятие о мотивации. Виды мотивов.




Мотивация- это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Внешняя мотивация (экстринсивная)— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная)— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

 

Потребности человека выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности.

 

По видам выделяют мотивы:

 1) социальные и познавательные (когнитивные),

 2) побудительные и смыслообразующие,

 3) внешние и внутренние,

 4) осознанные и неосознанные,

 5) реальные и мнимые.

 

Мотивы бывают осознанными и неосознанными, но основная роль в направленности личности отдаётся первым.

Осознанные мотивы:

1. Интересы – мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы имеют свою иерархию. Одни доминируют, другие имеют вспомогательное значение. Непосредственные интересы вызываются привлекательным объектом. Опосредованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (напр., учения) и субъективная значимость его для личности совпадают. Интересы различаются по широте и степени устойчивости.

2. Мировоззрение – характеризуется научностью, систематичностью, логической последовательностью, доказательностью, степенью обобщённости и конкретности, связью с деятельностью и поведением.

3. Убеждения – система мотивов личности, которые побуждают её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Это важный, осознанный мотив, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются высокой осознанностью, теснейшей связью с миром чувств.

4. Идеал – образ, которым руководствуется личность и который определяет план самовоспитания.

Неосознанные мотивы характеризуются:

1. Установками (неосознанное состояние готовности человека определённым образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим людям или объектам) Необходимо знать о той роли, которую играет психологическая установка в возникновении возможного субъективизма оценок.

2. Влечением (психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека; преходящее явление) Представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся и переходит в конкретное желание, намерение, мечту. Это одно из центральных понятий психоанализа.

 

  • Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями.
  • Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых обстоятельствах.
  • Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Билет 22.Деятельностный подход в психологии. Структура индивидуальной деятельности.

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

 

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.

Основные принципы теории Деятельности:

1. принцип детерминизма: в психике нет ничего, чего бы не было бы в деятельности. Т.е. психика детерминирована человеческой деятельностью. Детерминизм может быть причинно-следственный, типа обратной связи, вероятностный.

2. принцип единства сознания (психики) и деятельности. Сознание и деятельность имеют сходное строение и способность взаимопереходить друг в друга посредством интеро- и экстерио-ризации.

3. Принцип развития психики в деятельности. Психика развивается в деятельности и благодаря человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев доказал).

4. всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т. е. всякое психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее (Л.С. Выготский);

 

Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...