Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 21. Общее понятие о мотивации. Виды мотивов.
Мотивация- это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Внешняя мотивация (экстринсивная)— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная)— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Потребности человека выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности.
По видам выделяют мотивы: 1) социальные и познавательные (когнитивные), 2) побудительные и смыслообразующие, 3) внешние и внутренние, 4) осознанные и неосознанные, 5) реальные и мнимые.
Мотивы бывают осознанными и неосознанными, но основная роль в направленности личности отдаётся первым. Осознанные мотивы: 1. Интересы – мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы имеют свою иерархию. Одни доминируют, другие имеют вспомогательное значение. Непосредственные интересы вызываются привлекательным объектом. Опосредованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (напр., учения) и субъективная значимость его для личности совпадают. Интересы различаются по широте и степени устойчивости. 2. Мировоззрение – характеризуется научностью, систематичностью, логической последовательностью, доказательностью, степенью обобщённости и конкретности, связью с деятельностью и поведением. 3. Убеждения – система мотивов личности, которые побуждают её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Это важный, осознанный мотив, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются высокой осознанностью, теснейшей связью с миром чувств. 4. Идеал – образ, которым руководствуется личность и который определяет план самовоспитания. Неосознанные мотивы характеризуются: 1. Установками (неосознанное состояние готовности человека определённым образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим людям или объектам) Необходимо знать о той роли, которую играет психологическая установка в возникновении возможного субъективизма оценок. 2. Влечением (психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека; преходящее явление) Представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся и переходит в конкретное желание, намерение, мечту. Это одно из центральных понятий психоанализа.
Билет 22.Деятельностный подход в психологии. Структура индивидуальной деятельности. Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. Основные принципы теории Деятельности: 1. принцип детерминизма: в психике нет ничего, чего бы не было бы в деятельности. Т.е. психика детерминирована человеческой деятельностью. Детерминизм может быть причинно-следственный, типа обратной связи, вероятностный. 2. принцип единства сознания (психики) и деятельности. Сознание и деятельность имеют сходное строение и способность взаимопереходить друг в друга посредством интеро- и экстерио-ризации. 3. Принцип развития психики в деятельности. Психика развивается в деятельности и благодаря человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев доказал). 4. всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т. е. всякое психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее (Л.С. Выготский);
Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 461. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |