Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 23. Основные виды человеческой деятельности, их характеристика.




Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.

Основные виды человеческой деятельности

1. игра

2. учение

3. труд.

4. ориентировочно-исследовательская деятельность

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты.В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

 Существует два основных вида труда: физический, умственный. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

Дополнительно:

Можно выделить предметную деятельность и умственную.

Умственная деятельность делится на:

1. перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

2. мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

3. мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

4. имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Билет 24. Проблема методов в психологии. Классификация методов.

В узком смысле слова под методом понимаются способы получения эмпирических знаний, использование той или иной наукой.

Ананьев Б.Г. в 1977 г. предложил разделить все методы на 4 группы:

1. Организационные: сравнительный – сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, деятельности и т.д.; комплексный – в таком исследовании принимают участие представители различных наук.

2. Эмпирические: по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1.1. методы психологической диагностики

1.1. формализованные методики:

1. ♦ тесты;

2. ♦ опросники;

Для них характерны:

♦ стандартизация (т. е. установление единообразия проведения, обработки и представления результатов);

♦ надежность;

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

1.2. малоформализованные методики:

1. ♦ наблюдение;

2. ♦  беседа;

3. ♦ анализ продуктов деятельности.

1. 2. экспериментальные методы – предполагают создание или использование специальной экспериментальной ситуации для изучения того или иного психологического свойства человека, т.е такой ситуации, в которой изучаемое свойство наилучшим образом проявляется и его можно внимательно и тщательно исследовать. Существуют:

1. лабораторный эксперимент, который организуется и поводится в специально оборудованном помещении, научной лаборатории, соспец приборами.

2. полевой – организуется и проводится в условиях реальной жизни

3. естественный – эксперимент, который ставит сама жизнь без вмешательства ученого. Его роль в данном случае заключается в том, чтобы наблюдать за происходящим, фиксировать и анализировать то, что происходит само по себе.

2. Методы воздействия и коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ и т.д.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...