Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп




Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов. Нижний предел малой группы определяется как диада – это особый случай малой группы, т.к. в диаде отношения строятся сугубо как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор). Верхний предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая группа, в которой периодически создаются ситуации, позволяющие непосредственно общаться друг с другом всем членам данной группы. В первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, что более эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные группы (люди, находящиеся в одном помещении).

Были открыты 2 эффекта:1. Эффект социальнойфацилитации – присутствие других людей ускоряет действие одного. 2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит действие одного. Проявление того или иного эффекта связано с типом задания: 1. Задание логарифмическое.2. Задание творческое. Сопоставление одного человека и группы во взаимодействии показало, что группа быстрее справляется с заданием, меньшее количество ошибок на ранних этапах решения. Имели место в 20-е годы. В конце 20-х годов в США при изучении малой группыподходы:1.

Социометрический подход Д. Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал социометрический тест. Изучал эмоцотн-ия в группе. Исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить2 системы отн-ий: макроструктуру(пространственное размещение инд-ов в различных хормах их жизнидеятельности) и микроструктуру(структуру псих отн-ий индивида с окруж его людьми. Все напряжения, конфликты, в том числе социальные происходят из-за несовпадения микро-и макро структур: система симпатий и антипатий часто не вмещяется в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обяз окружение, состоящие из приятных впсих отношении людей. Следовательно, задача-в перестраиваниимакростр таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ммикроструктурой. 2. Социологический подход к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнскийэсперимент-производ труда сборщиц реле. В эспер группе увеличили освещенность и произв труда выросла, в контрольной группе это не делали. На 2 этапе в эксп группе еще увеличили освещеннось и опять рост произ труда, но ив контр группе она вдруг выросла. На 3 этапе в экспгрунне были отменены улучшения осв,а проз труда продолжала рости, тоже и в контр группе.Важнм оказался сам факт участия работниц в экспер осознании важности происходящего. Мейо – особый случай социабильности-потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй вывод- в ходе экспериментов открывает факт существования в малой группе 2-х структур отношений: формальные, неформальные.

Далее созданы технологи, позволяющие использовать неформальные отношения для повышения деятельности этой структуры. 3. Школа групповой динамики - Курт Левин. Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают переход малой группы от одной стадии развития к другой.

Большие социальные группы
Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

  • имеют структурную и функциональную организацию;
  • социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
  • определенный психический склад, групповая психология;
  • оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
  • определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

  • а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
  • б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

  • а) длительно существующие группы (классы, нации);
  • б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

  • а) организованные группы (партии, союзы);
  • б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

  • а) возникшая стихийно (толпа);
  • б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

  • а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
  • б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

  • а) открытые;
  • б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

  • типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
  • идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
  • солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

  • степень идентификации членов группы;
  • степень гетерогенности и гомогенности группы;
  • характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
  • социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
  • общественно-исторический опыт группы;
  • идеология объединения людей.

Основные направления исследований в психологии больших групп
Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше укрепляет подобные взгляды.[]

Многие исследователи выделяют две части содержания психологии: эмоциональная сфера, в которую входят интересы, потребности, настроения и психический склад (национальный характер, вкусы, традиции, обычаи и пр.). Каждый из перечисленных элементов становится предметом специальных психологических анализов.[]

Психология больших социальных групп зависит от того, какая роль отведена коллективному опыту и как он усваивается каждой личностью. Поэтому получается, что в психологию социальной группы входит некоторая часть психологии личности.

При анализе психологии больших социальных групп применяются традиционные методы для социологии, которые включают в себя различные приемы корреляционного исследования и статистического анализа.

Кроме вышеперечисленных методов исследования, психология больших социальных групп использует приемы, которые приняты в языкознании, так как приходится сталкиваться с исследованием знаковых систем.

Анализ изучения психологии социальных групп можно подкрепить примерами, которые получены при исследовании конкретных групп.

Психология социальных классов. Общий быт рабочего класса и условия труда определяет структуру его потребностей в целом. Общие интересы являются неотъемлемым элементом эмоциональной сферы психологии социального класса.

Также в классовую психологию можно включить такие потребности, как социальная ориентация личности и набор социальных ролей.

Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеющие целью сравнение различных культур и различных социальных групп. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим, прежде всего при изучении психологических характеристик больших групп.

Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе.[] Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, то есть способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.[] Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет - интегральная характеристика некоторой культуры (в том числе большой социальной группы), в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Различные методы изучения множества процессов в малых социальных группах очень часто сопутствует отсутствие таких исследований, как психологический облик нации, классов и других групп данного рода. Поэтому появляется убеждение, что психология больших социальных групп не поддается никакому анализу.

Большая социальная группа разделяется на два вида: стихийно возникающие общности, куда можно отнести публику, толпу и аудиторию. Ко второму виду относят профессиональные группы, социальные классы и этнические группы.

Для больших социальных групп характерны общие черты, которые отличают их от малых групп. В такой группе преобладает специфический регулятор социального поведения, которого нет в малой группе. Это их обычаи, нравы и традиции. Не самую последнюю роль в психологии больших социальных групп играет наличие специфического языка.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...