![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов. Нижний предел малой группы определяется как диада – это особый случай малой группы, т.к. в диаде отношения строятся сугубо как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор). Верхний предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая группа, в которой периодически создаются ситуации, позволяющие непосредственно общаться друг с другом всем членам данной группы. В первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, что более эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные группы (люди, находящиеся в одном помещении). Были открыты 2 эффекта:1. Эффект социальнойфацилитации – присутствие других людей ускоряет действие одного. 2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит действие одного. Проявление того или иного эффекта связано с типом задания: 1. Задание логарифмическое.2. Задание творческое. Сопоставление одного человека и группы во взаимодействии показало, что группа быстрее справляется с заданием, меньшее количество ошибок на ранних этапах решения. Имели место в 20-е годы. В конце 20-х годов в США при изучении малой группыподходы:1. Социометрический подход Д. Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал социометрический тест. Изучал эмоцотн-ия в группе. Исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить2 системы отн-ий: макроструктуру(пространственное размещение инд-ов в различных хормах их жизнидеятельности) и микроструктуру(структуру псих отн-ий индивида с окруж его людьми. Все напряжения, конфликты, в том числе социальные происходят из-за несовпадения микро-и макро структур: система симпатий и антипатий часто не вмещяется в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обяз окружение, состоящие из приятных впсих отношении людей. Следовательно, задача-в перестраиваниимакростр таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ммикроструктурой. 2. Социологический подход к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнскийэсперимент-производ труда сборщиц реле. В эспер группе увеличили освещенность и произв труда выросла, в контрольной группе это не делали. На 2 этапе в эксп группе еще увеличили освещеннось и опять рост произ труда, но ив контр группе она вдруг выросла. На 3 этапе в экспгрунне были отменены улучшения осв,а проз труда продолжала рости, тоже и в контр группе.Важнм оказался сам факт участия работниц в экспер осознании важности происходящего. Мейо – особый случай социабильности-потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй вывод- в ходе экспериментов открывает факт существования в малой группе 2-х структур отношений: формальные, неформальные. Далее созданы технологи, позволяющие использовать неформальные отношения для повышения деятельности этой структуры. 3. Школа групповой динамики - Курт Левин. Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают переход малой группы от одной стадии развития к другой. Большие социальные группы Признаки больших социальных групп:
Виды больших социальных групп: 1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
2) по времени существования:
3) по организованности-неорганизованности:
4) по возникновению:
5) по контактности членов группы:
6) по открытости:
Уровни развития больших социальных групп:
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
Основные направления исследований в психологии больших групп Многие исследователи выделяют две части содержания психологии: эмоциональная сфера, в которую входят интересы, потребности, настроения и психический склад (национальный характер, вкусы, традиции, обычаи и пр.). Каждый из перечисленных элементов становится предметом специальных психологических анализов.[] Психология больших социальных групп зависит от того, какая роль отведена коллективному опыту и как он усваивается каждой личностью. Поэтому получается, что в психологию социальной группы входит некоторая часть психологии личности. При анализе психологии больших социальных групп применяются традиционные методы для социологии, которые включают в себя различные приемы корреляционного исследования и статистического анализа. Кроме вышеперечисленных методов исследования, психология больших социальных групп использует приемы, которые приняты в языкознании, так как приходится сталкиваться с исследованием знаковых систем. Анализ изучения психологии социальных групп можно подкрепить примерами, которые получены при исследовании конкретных групп. Психология социальных классов. Общий быт рабочего класса и условия труда определяет структуру его потребностей в целом. Общие интересы являются неотъемлемым элементом эмоциональной сферы психологии социального класса. Также в классовую психологию можно включить такие потребности, как социальная ориентация личности и набор социальных ролей. Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеющие целью сравнение различных культур и различных социальных групп. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии. Он уместен и допустим, прежде всего при изучении психологических характеристик больших групп. Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе.[] Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, то есть способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.[] Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет - интегральная характеристика некоторой культуры (в том числе большой социальной группы), в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Различные методы изучения множества процессов в малых социальных группах очень часто сопутствует отсутствие таких исследований, как психологический облик нации, классов и других групп данного рода. Поэтому появляется убеждение, что психология больших социальных групп не поддается никакому анализу. Большая социальная группа разделяется на два вида: стихийно возникающие общности, куда можно отнести публику, толпу и аудиторию. Ко второму виду относят профессиональные группы, социальные классы и этнические группы. Для больших социальных групп характерны общие черты, которые отличают их от малых групп. В такой группе преобладает специфический регулятор социального поведения, которого нет в малой группе. Это их обычаи, нравы и традиции. Не самую последнюю роль в психологии больших социальных групп играет наличие специфического языка.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |