Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дискуссия о соотношении правосознания и правовой культуры.




Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

  • идеологический элемент (правовая идеология);
  • психологический элемент (правовая психология);
  • поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правосознание является элементом правовой культуры.

32.Проблемы разграничения понятий «правоустановление», «правообразования», «правотворчества»

Процесс, в рамках которого появляются законы и иные нормативные правовые акты, закрепляющие определенные нормы права, называют правотворчеством. Этот термин отражает творческий, субъективный характер данного вида деятельности, и может создаться впечатление, что законодатель имеет возможность принять любые законы, любые нормы права.

Правообразование — процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе. В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативных правовых актах как общеобязательные.

Правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения имманентно присущи данному обществу и мало зависят от государственной воли. Напротив, правотворчество, что и отражается самим термином, имеет творческий характер, и в нем заметное влияние оказывается субъективным фактором — волей законодателя.

Последовательную смену этих двух процессов, имеющих общий результат — появление уже официальных, юридических, охраняемых государством правил поведения (правовых норм) — можно назвать правоустановлением.

Иногда правоустановление сразу начинается с правотворчества, минуя стадию правообразования. Это происходит, в частности, в следующих случаях:

— новые правоотношения не могут возникнуть до закона, закон это запрещает (например, в уголовном праве);

— государство в силу каких-то условий не может ждать спонтанного возникновения этих отношений и инициативно их создает (изменяет).

Таким образом, правоустановление — это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативных правовых актах.

Правоустановление — это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативных правовых актах.

Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и правотворчество. Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Правотворчество — понятие более узкое, чем правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться правотворчество. Например: Обсуждение проекта конституции населением — это не правотворчество, но может привести к правотворчеству.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами,

2) осуществляется на основе норм права,

3) осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права,

4) выражается в установлении, изменении или отмене норм права,

5) является видом юридической деятельности,

6) представляет собой деятельность активную, творческую,

7) является важнейшим средством управления обществом,

8) является важнейшим показателем уровня правовой культуры общества.

и к нему.

Сущность правотворчества состоит в выражении общей воли в источниках права (превращение общей воли в форму нормативного акта).

Содержание правотворчества образуют три вида правотворческой деятельности:

1) деятельность по установлению норм права,

2) деятельность по изменению норм права,

3) деятельность по отмене норм права.

Формы правотворчества

1) принятие нормативно-правовых актов,

2) заключение нормативных договоров,

3) формирование правовых прецедентов,

4) санкционирование обычаев и др. источников права.

Виды правотворчества

1) по субъектам правотворчества:

а) непосредственное правотворчество народа,

б) правотворчество государственных органов,

в) правотворчество негосударственных органов,

г) правотворчество должностных лиц.

2) по принципу федерализма:

а) федеральное правотворчество,

б) правотворчество субъектов федерации.

3) по юридической силе принимаемых актов:

а) законотворчество,

б) подзаконное правотворчество.

Принципы правотворчества

1) демократизм 2)гласность 3)профессионализм 4)системность 5) справедливость, 6) планирование, 7) исполнимость.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...