Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дискуссия о соотношении правосознания и правовой культуры.
Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая культура состоит из следующих элементов:
Правосознание является элементом правовой культуры. 32.Проблемы разграничения понятий «правоустановление», «правообразования», «правотворчества» Процесс, в рамках которого появляются законы и иные нормативные правовые акты, закрепляющие определенные нормы права, называют правотворчеством. Этот термин отражает творческий, субъективный характер данного вида деятельности, и может создаться впечатление, что законодатель имеет возможность принять любые законы, любые нормы права. Правообразование — процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе. В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативных правовых актах как общеобязательные. Правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения имманентно присущи данному обществу и мало зависят от государственной воли. Напротив, правотворчество, что и отражается самим термином, имеет творческий характер, и в нем заметное влияние оказывается субъективным фактором — волей законодателя. Последовательную смену этих двух процессов, имеющих общий результат — появление уже официальных, юридических, охраняемых государством правил поведения (правовых норм) — можно назвать правоустановлением. Иногда правоустановление сразу начинается с правотворчества, минуя стадию правообразования. Это происходит, в частности, в следующих случаях: — новые правоотношения не могут возникнуть до закона, закон это запрещает (например, в уголовном праве); — государство в силу каких-то условий не может ждать спонтанного возникновения этих отношений и инициативно их создает (изменяет). Таким образом, правоустановление — это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативных правовых актах. Правоустановление — это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативных правовых актах. Правообразование — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и правотворчество. Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов. Правотворчество — понятие более узкое, чем правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться правотворчество. Например: Обсуждение проекта конституции населением — это не правотворчество, но может привести к правотворчеству. Признаки правотворчества: 1) осуществляется уполномоченными субъектами, 2) осуществляется на основе норм права, 3) осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права, 4) выражается в установлении, изменении или отмене норм права, 5) является видом юридической деятельности, 6) представляет собой деятельность активную, творческую, 7) является важнейшим средством управления обществом, 8) является важнейшим показателем уровня правовой культуры общества. и к нему. Сущность правотворчества состоит в выражении общей воли в источниках права (превращение общей воли в форму нормативного акта). Содержание правотворчества образуют три вида правотворческой деятельности: 1) деятельность по установлению норм права, 2) деятельность по изменению норм права, 3) деятельность по отмене норм права. Формы правотворчества 1) принятие нормативно-правовых актов, 2) заключение нормативных договоров, 3) формирование правовых прецедентов, 4) санкционирование обычаев и др. источников права. Виды правотворчества 1) по субъектам правотворчества: а) непосредственное правотворчество народа, б) правотворчество государственных органов, в) правотворчество негосударственных органов, г) правотворчество должностных лиц. 2) по принципу федерализма: а) федеральное правотворчество, б) правотворчество субъектов федерации. 3) по юридической силе принимаемых актов: а) законотворчество, б) подзаконное правотворчество. Принципы правотворчества 1) демократизм 2)гласность 3)профессионализм 4)системность 5) справедливость, 6) планирование, 7) исполнимость. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |