Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов теории государства и права




Объект и предмет юридической науки: их соотношение.

Объект исследования юридических наук.Юридическая наука изучает право во взаимодействии с государством. Право как регулятор общественных отношений, тесно взаимосвязано не только с государством, но и другими социальными феноменами – политикой, религией, культурой и др.

Объектом юридической науки выступают право и государство и функционально связанные с ними иные феномены экономической и социальной реальности.

Право и государствоявления сложные. Особенность права как регулятора общественных отношений в том, что оно выступает формой отражения действительности, реальной жизни. Таким образом, юридическая наука, с одной стороны, изучает право как регулятор общественных отношений, и с другой стороны - реальную действительность, отраженную (зафиксированную) в праве. Право отражает реальную действительность при помощи идеальных объектов (норм права, принципов права, правовых аксиом, правовых фикций; субъективных прав и юридических обязанностей; и т.д.). А.Ф. Черданцев справедливо замечает, что система идеальных объектов есть некий «юридический мир», который не только отражает мир реальный, но с помощью этих юридических средств воздействуют на сознание, волю, поведение людей.

Объектом внимания юридической науки в первую очередь выступает государственно-правовая реальность и связанные с ней социально-экономические явления. Юридическая наука призвана ответить на вопрос :каким образом осуществляется правовое регулирование?Одновременно юридическая наука исследует правовые средства, юридические механизмы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, например, целесообразность юридической нормы, её эффективность, справедливость и т.д.

Таким образом, объектом юридической науки являются реальные государство и право, а также экономика, политика и иные социальные факторы, поскольку связаны с их функционированием и развитием. Выше речь шла об особенностях объектов юридической науки – права и государства.

Однако юридическая наука сложное и в настоящее время стремительно развивающееся явление. В своем составе имеет самостоятельные области знаний, например, конституционное право, гражданское право, уголовное право и др. Каждая юридическая наука ставит задачу исследовать специфические правовые явления и закономерности, в рамках собственного предмета исследования. Предметом теории государства и права является общее, закономерное, устойчивое в развитии государства и права, юридического регулирования.Пути исследования неоднородны - от изучения самых общих закономерностей развития государства и права и до фазы конкретизации устойчивого, принципиального в осуществлении государственной власти и правового регулирования общественных отношений.

Считается, что основой для объединения юридических наук в самостоятельную систему выступает специфика их предмета, которая заключается в том, что предметом юридических наук является"не все общество в целом, а только отдельные его структурные элементы или стороны".Для выделения этого блока наук "характерно прием вычленение из всей суммы общественных отношений каких-либо определенных сторон и изучения их в относительной изоляции от других сторон общества, которые в данном случае оказываются либо несущественными, или берутся лишь тогда, когда они находятся относительно выделенных сторон общественными отношениям".

Однако из указанного выше не следует, что юридические науки должны рассматривать государственно-правовую действительность как политический, социальный, философский или иной феномен Юридические науки исследуют эту действительность как правовой феномен Для системы юридических наук объектомисследования выступает государственно-правовая действительность, взятая в контексте всей системы общественных отношений, которые формируют общество, как феномен, а предметом отдельного науки - отдельная составляющая объекта юридических наук(ранее была определена, как государственно-правовая действительность), исследуемая сквозь призму целей и задач юриспруденции

К указанному выше следует добавить, что эта классификация носит относительно научную ценность и никоим образом не должна абсолютизировать.

Итак, можно выделить следующиеосновные проблемы, возникающие при рассмотрении вопросов, связанных с системой юридических наук в контексте понимания их объекта и предмета:

• проблема критериев выделения юридических наук, как особого специфического блока научного знания (или проблема объекта и предмета юридических наук);

• проблема относительной (абсолютной) обособленности юридического знания от других областей науки;

• проблема соотношения объектов и предметов юридических наук с объектами и предметами других социально-гуманитарных наук;

• проблема выделения в рамках юридического знания отдельных самостоятельных наук (их групп);

• проблема соотношения объектов и предметов юридических наук и т.д.

 

Монистическое и дуалистическое понимание предмета юридической науки .

В противоположность дуалистическому (двойственному) правопониманию (право естественное и право положительное, исходящее от государства) в конце XVIII - начале XIX в. формируется монистический подход, согласно которому реально существует только одно право, устанавливаемое государством (законодательство в широком его понимании).

Становление монистического подхода к праву было связано с осуществлением буржуазных революций, в результате которых устанавливаемое законодательство как бы сближалось с тем, что понималось в теории под естественным правом. Особенно это проявилось во Франции и США с принятием деклараций о правах человека и конституций этих стран.

Начало монистического понимания права было заложено Г. Гегелем, но особенно исторической школой права в конце XVIII - начале XIX в. Г. Гегель хотя и различал естественное право (философское, право в себе) и позитивное право (право как закон), но не противопоставлял их. Он создал теорию о едином положительном праве как воплощении идеи свободы, свободной воли, которая в процессе своего развития по трем ступеням (тезис, антитезис, синтез) проходит путь от абстрактного права к конкретной морали, а от нее - к нравственности (всеобщей морали, морали для всех). Государство, являющееся, по Г. Гегелю, высшей ступенью нравственности, действительностью нравственной идеи, воплощает всеобщую нравственность в правовых законах.«Правовые законы - это законы, идущие от людей». С точки зрения Г. Гегеля, право - это мера свободы, царство реализованной свободы.

Основатели исторической школы права немецкие профессора Г. Гуго,Ф. Савинъи., Г. Пухта критиковали дуалистическое понимание права, обосновывали наличие лишь одного права, действующего, позитивного, которое, с их точки зрения, формируется не в результате сознательной деятельности людей, проявления их разума, а появляется стихийно, само собой, как, например, язык или какие-то правила игры, и представляет собой обычай, выражающий Дух народа (нации), который развивается под воздействием исторических факторов по определенным ступеням.

Согласно Г. Пухте, право на первой стадии представляет собой обычай, на второй - законодательство (персонификация общей воли), на третьей - право юристов (когда юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе национального права, но еще не обнаруживаются ни в обычае, ни в законодательстве).

По Ф. Савиньи, право развивается также по трем ступеням. Первая ступень - природное право, живущее в сознании народа, свойственное его национальному духу, прирожденное ему под влиянием внутри действующих СИЛ и проявляющееся как обычное право. Вторая ступень - ученое право, являющееся научной обработкой природного права и живущее на этой стадии как бы двойной жизнью (как природное право и как ученое право), но это не двойственное, а единое право, поскольку имеет один источник - народный дух. На этой стадии оно становится зрелым плодом. Высшей же, третьей ступенью развития права является кодификация, призванная упорядочить, закрепить то, что сформировалось из обычаев, порожденных народным духом.

Согласно исторической школе права, его сущностью является дух народа, его убеждения; каждое правовое установление имеет свое время, и его произвольно отменять, искусственно заменять какими-то новыми законами не следует. Гармония развития права нарушается, когда парализуют силу непосредственного народного убеждения и нации и все дальнейшее развитие права перекладывается на законодателя.

Развитие монистического взгляда на право достигло своего апогея в учении юридического позитивизма, сложившегося во второй половине XIX в. в качестве господствующего направления в юриспруденции.

Типичными представителями этого направления были: в Англии - Д. Остин; в Германии - Р. Иеринг, К. Бергбом, П. Лабанд; во Франции - Э. Дюркгейм, А. Эсмен; в России - Г. Ф. Шершеневич, Н. М. Коркунов, С. В. Пахман.

Философской основой юридического позитивизма является учение И. Канта о категорическом императиве и французского мыслителя О. Конта о позитивной философии и позитивной политике, обеспечивающих солидаризм в обществе.

Солидарность и гармонию О. Конт считал законом Вселенной. Эту идею наиболее обстоятельно обосновывали французские юристы Л. Дюги и Э. Дюркгейм.

Согласно Л. Дюги, нормы права выражают солидарность между людьми и непосредственно обусловлены высшей нормой - нормой социальной солидарности. Э. Дюркгейм утверждал: «...мы можем быть уверенными, что найдем отраженными в праве все сущностные разновидности социальной солидарности», «...право воспроизводит основные формы социальной солидарности».

Утверждение юридического позитивизма как господствующего направления во второй половине XIX в. было обусловлено стабилизацией капиталистических отношений в мире, активной кодификацией, укреплением буржуазной законности. Это направление сохранилось и в XX в., особенно в так называемом «чистом учении о праве» Г. Кельзена, его нормативистской теории права.

Следует подчеркнуть, что "юридический позитивизм включает в себя ряд теорий о праве, которые сводят право с законом. Поэтому можно утверждать, что уже с гегелевского учения о праве как законе зарождается позитивистское направление и отчетливо выкристаллизовывается в теории немецкого профессора римского права Р. Иеринга, его «реалистической теории». Согласно Р. Иерингу, право возникает, развивается, осуществляется в борьбе, и поэтому оно неразрывно связано с насилием, с государственным принуждением. Право он определял и как совокупность действующих в государстве принудительных норм, применяемых им правовых принципов, и как совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых государственным принуждением, и как защищенный государством интерес, и как законный порядок жизни. В этом, по Р- Иерингу, и состоит реалистическая трактовка права. Целью права он считал «уравновешивание интересов в обществе и нахождение баланса между ними»2. «Богиня правосудия держит в одной руке весы, на которых она.

Согласно Д. Остину, право - это установленные государством законы, в которых оно определяет юридические права и накладывает соответствующие обязанности. Закон, по А. Эсмену, есть повеленре суверена и получает свою обязательную силу в авторитете, от которого исходит. Понятие права, с точки зрения К. Бергбома, всегда и повсюду было и есть чисто формальное, а юридическая наука - это формальная наука о позитивном праве, юриспруденция понятий. Сугубо формальный подход к праву характерен для всех сторонников юридического позитивизма.

Формальное понимание права довел до абсолюта Г. Келъзен своим «чистым» учением, согласно которому право как таковое необходимо рассматривать вне связи его с политикой, экономикой, нравственностью и другими явлениями, усматривая в нем лишь устанавливаемые предписания.

Суть кельзеновского учения о праве, получившего название нормативистской школы права, состоит в том, что главным в праве является долженствование, обязанности (а не права), выраженные в иерархической системе норм должного поведения, определяемых конституцией, законами, подзаконными актами, судебными и административными решениями, исходящими от государства; право - это нормативный порядок человеческих отношений. Государство для всех сторонников юридического позитивизма является источником права. Следует подчеркнуть, что позитивисты характеризуют государство как правовую форму для совокупной жизни народа, юридическую организацию народа, юридическое олицетворение нации, правовую конструкцию. Получается, что право творится государством и есть совокупность его велений, приказов, и в то же время оно представляет собой правовое явление (субъект права и правоотношений). Юридический позитивизм обосновывает идею господства права, верховенство закона, законности, правового государства.

Признание юридической науки как единой науки о праве и государстве предполагает снятие и преодоление дуализма ее объектов (права и государства) на уровне ее предмета, т.е. на теоретико-понятийном уровне – в форме одного понятия об этих двух объектах, выражающего их основные сущностные свойства.

Дуализм понятий (понятия права и понятия государства) здесь означал бы дуализм научных предметов, т.е. отрицание единой юридической науки о праве и государстве и признание под внешне и словесно единым названием по существу двух разных наук с двумя разными предметами: науки о праве, предмет которой – понятие права, и науки о государстве, предмет которой – понятие государства. Каждая из этих двух разных наук имела бы и свою собственную систему научных дисциплин: в рамках науки о праве были бы свои теория права, история права, отраслевые и специальные правовые дисциплины, а в науке о государстве соответственно свои теория государства, история государства, отраслевые и специальные дисциплины по проблематике государства.

Для снятия и преодоления названного дуализма понятий и достижения искомого единства предмета науки, абстрактно говоря, необходимо исходить или из понятия права, или из понятия государства. Одно из этих понятий, следовательно, должно быть логически первичным, базовым, определяющим, предмета образующим, а второе понятие – вторичным, обусловленным первым понятием.

Предметом единой науки о праве и государстве, таким образом, может быть или понятие права, включающее в себя правовое понятие государства (т.е. правовое учение о государствe, юридическую теорию государства), или понятие государства, включающее в себя понятие права (т.е. государственное учение о праве, государственную теорию права). Третьего пути к понятийно-предметному единству одной теоретически последовательной науки о двух разных объектах (праве и государстве) нет и логически не может быть. Без логической первичности одного из этих двух понятий мы будет иметь дело не с единой наукой (единой теорией), а с эклектическим, внутренне противоречивым конгломератом характеристик и определений разных понятий и предметов.

Юридическая наука возникла, развивалась и развивается как юриспруденция, предмет которой – понятие права и соответствующее правовое понятие государства.

История и теория юриспруденции как единой юридической науки о праве и государстве свидетельствуют о том, что в рамках данной науки дуализм понятия права и понятия государства преодолевается и необходимое понятийно-предметное единство достигается именно на основе и с позиций определенного понятия права, включающего в себя и соответствующее правовое понятие государства, т.е. сущностные (с позиций этого понятия права) правовые свойства государства.

При этом двум основным типам правопонимания (юридическому и легистскому) соответствуют и две типологически различные концепции юриспруденции.

Юриспруденция, исходящая из различения права и закона (позитивного права)и опирающаяся на юридическое (антилегистское, антипозитивистское) правопонимание и юридическое понятие права (включающее в себя и соответствующее юридическое понятие государства), относится к юридическому типу учения о праве и государстве.

В свою очередь, юриспруденция, отождествляющая право и закон (позитивное право)и опирающаяся на легистское (позитивистское, этатистское) правопонимание и легистское понятие права (включающее в себя и соответствующее легистское понятие государства), относится к легистскому (позитивистскому) типу учения о праве и государстве.

В рамках юридического типа правопонимания и юриспруденции мы в процессе освещения проблем данного учебника исходим из либертарно-юридического понятия права (и соответственно государства )и трактуем право как формальное равенство свободных индивидов, т.е. как всеобщую и необходимую форму свободы людей. Этим общим понятием права в единый предмет юридико-либертарной концепции юриспруденцииохватываются оба ее объекта – и позитивное право как нормативная форма свободы, и государство как институциональная (организационно-властная) форма этой же свободы.

Таким образом, согласно нашей либертарно-юридической концепции, юриспруденция – это наука о свободе.

Эти две концепции права, государства и юриспруденции являются, скорее, идеальными типами(двумя принципиально противоположными полюсами и парадигмами), нежели реальной действительностью всей юриспруденции в то или иное время в той или иной стране. Реальному развитию правовой мысли и юриспруденции в целом, напротив, присущи плюрализм и борьба различных мнений, позиций и подходов, расположенных между этими двумя крайними полюсами правопонимания и понимания государства, а нередко и эклектическое смешение и причудливое сочетание типологически различных идей и положений.

Ведь в конечном счете именно соответствующий тип правопонимания (и понятия права) определяет теоретический смысл и содержание как предметного единства, так и метода , юриспруденции (в той или иной ее версии) в качестве единой и единственной науки о праве и государстве.

Поскольку в научно-теоретическом контексте юридического познания и юридического знания о праве и государстве понятие права как исходное.и предметы образующее начало предопределяет (включает в себя, подразумевает и выражает) также и соответствующее данному понятию правовое понятие государства, то с учетом этого можно сказать, что предметом юридической науки является понятие права. При этом следует, конечно, помнить о том, что данное понятие права в теоретико-концептуальной форме охватывает и выражает содержание совокупного юридического знания о сущностных свойствах права и государства.

Предшествующее изложение позволяет сформулировать ряд равнозначных по своему теоретическому смыслу определений предмета юридической науки. Наиболее кратким в этом ряду является следующее определение: предмет юридической науки – это понятие права.То же самое понимание предмета можно выразить несколько иначе: предмет юридической науки – это понятие права и правовое понятие государства.Идентичный смысл можно выразить и по-другому: предмет юридической науки – это понятие права, включающее в себя соответствующее правовое понятие государства и выражающее сущностные свойства права и государства.

Сказанное можно резюмировать следующим образом:предмет юридической науки – это сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении.

Согласно либертарно-юридической концепции, право и государство – это всеобщие и необходимые формы бытия и осуществления свободы индивидов, их объединений, союзов, организаций и т.д. Это означает, что в соответствии с либертарно-юридической трактовкой предметом юриспруденции является свобода.Поэтому мы рассматриваем юриспруденцию как науку о свободе– науку о свободе в ее всеобщей и необходимой правовой (государственно-правовой) форме.


3. Современные подходы и принципы исследования права и государства.


Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплектности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. "Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение".

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающихся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений. "Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов". Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой и обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

Классификация методов теории государства и права

Общефилософские методы

Общефилософскиеметоды служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

"Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ".

Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической, материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под Метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. Термин Метафизика впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественнонаучных сочинений античного мыслителя.

Диалектика- это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии. "Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаи­мосвязь и постоянное развитие явлений". Эти принципы конкретизируются зако­нами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятия­ми, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, еди­ничное ,особенное и общее и др.).

Материализмпредставляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно- правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма.

"На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека". Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему:

государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа;

изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости.

"Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами".

Объективный идеализм --совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Субъективный идеализм -группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Общенаучные методы

Общенаучные методы -это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Логический методОн включает средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики.

Диалектическая логика- это теория познания, совпадающая с методом материалистической диалектики,

а формальная логика, примененная к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые процедуры и процессы (и прежде всего — правотворческий и правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями.

Логический метод с успехом применяется и при изучении государства. Приоритет здесь логики диалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Однако только единство диалектической и формальной логики при анализе государства дает полное представление о логике государства.

Вне этой логики государство существовать не может. Разрушившие логику государства, разрушают само государство. Печальный пример тому современная Россия.

Индукциякак логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция- это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

Системный методв основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. "Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления".

Функциональный методпозволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.

Частнонаучные методы

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

К частным методам чаще относят следующие: 1. Метод конкретно - социологических исследований; 2. Метод моделирования; 3. Статистический метод; 4. Метод социально - правового эксперимента; 5. Математический метод; 6. Кибернетический метод; 7. Синергетический метод.

4. Современные представления о методах юридической науки. Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук). Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания. Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:

· анализ – это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определенные элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;

· синтез – это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;

· абстрагирование – это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;

· конкретизация – соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;

· дедукция – это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;

· индукция – это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;

· аналогия – заключение о принадлежности определенного признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;

· моделирование – метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Общенаучные методы — это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности — это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

5. Влияние феноменологии, герменевтики, синергетики, семиотики, теории коммуникаций на развитие юридической науки.   Наряду с традиционной герменевтикой занимающейся интерпретацией различных текстов существует и философская герменевтика. Она рассматривает всё бытиё человеческое как вечный, непрекращающийся процесс понимания, но не только и не столько текста, а жизни вообще. Задача философской герменевтики – заставить говорить сами предметы. Так, И. А. Овчинников предлагает рассматривать герменевтику «как введение в новый тип правопонимания, в контексте которого природа права, его корни располагаются в коммуникативных глубинах человеческого духа». Такого рода тип правопонимания должен дать, по мнению автора, цельное представление о праве, преодолев ограниченность социологических, исторических, юридических и иных подходов к праву.       Рассматривая синергетику, представляющую собой нелинейное мышление и вероятностную картину мира. Право с этих позиций представляется как система далёкая от равновесия, которая находится в постоянном становлении и эволюционируют в соответствии с нелинейными законами благодаря механизмам отбора. Также нельзя не обратить внимания на социальную феноменологию, суть которой сводится к поиску природы вещей. При этом внешний мир – мир феноменов – конструируется сознанием, наделяя его соответствующими значениями. В тоже время сознание находится в перманентном становлении, постоянно расширяя свои границы, и не является тождественным самому себе в каждый данный момент времени.        Наиболее важным для целей нашего исследования является положение о том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой выступают социальные институты, обеспечивающие социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность – это уникальная субъективность человека и его возможность изменить объективную реальность. Отсюда можно вывести общее определение: право – это то, что принимается населением в качестве общеобязательных правил поведения.

6. Проблема генезиса государства и права.                   Возникновение и формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея ϲʙᴏи специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько столетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, кᴏᴛᴏᴩый позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.     При первобытно-общинном самоуправлении отсутствовала публичная власть. Здесь не было особого аппарата управления, кᴏᴛᴏᴩый мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение старейшин. Все важнейшие вопросы решались взрослым населением коллективно на общих собраниях общины.    С течением времени в результате имущественной и социальной дифференциации в рамках родовой организации постепенно создавался аристократический совет старейшин, кᴏᴛᴏᴩый сосредоточивал в ϲʙᴏих руках значительную власть и рассматривал все важнейшие вопросы, выносимые на решение общего собрания.       Переход от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождался образованием территориальной общины, состав кᴏᴛᴏᴩой определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности.

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие государство от родовой организации:

во-первых, разделение населения по территориальному признаку, т. е. административно-территориальная организация населения;

во-вторых, учреждение публичной власти, кᴏᴛᴏᴩая осуществляла управление общественной системой;

в-третьих, введение налоговой системы, основу кᴏᴛᴏᴩой составляли сборы с населения на содержание публичной власти.

Важно заметить, что одним из этапов формирования государственности была военная демократия, при кᴏᴛᴏᴩой появились зачатки военно-насильственного принуждения. Отметим, что термин «военная демократия» был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии ϶ᴛᴏт термин был воспринят Ф. Энгельсом, кᴏᴛᴏᴩый соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание.  Первые государства возникают в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Не стоит забывать, что вавилон). Стоит сказать, для первых форм государственности, возникших в Древнем Востоке, характерно наличие сильной деспотической власти и зависимое от ϶ᴛᴏй власти положение индивида. Государство при ϶ᴛᴏм доминирует над обществом. Другой исторический путь образования государства прошли античные города-государства. Стоит сказать, для античной государственности характерно наличие частной собственности на землю и орудия производства, что создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Им изначально были присущи идея политической демократии и политической ϲʙᴏбоды. Хотя античная правовая система и признавала в какой-то степени автономию личности и неприкосновенность частной собственности, однако в общественном правосознании господствовала идея о примате государственных интересов над личными, т. е. личностное начало было подчинено сословно-корпоративным интересам.        Ф. Энгельс указывал на три главные формы образования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую. Государство в Афинах представляет собой наиболее чистую, классическую форму – возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества. В Древнем Риме образование государства ускорилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев образование государства было ускорено завоеваниями чужих территорий. Хотя возникновение и развитие государственности у различных народов шло по- разному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества»5. Общие дела, вытекающие из природы общества, ϶ᴛᴏ все то, что объективно крайне важно для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны. В истории человеческого общества первые государства были рабовладельческими. При этом в некᴏᴛᴏᴩых странах возникали не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий данных стран. Так возникли государства у древних германцев, арабов и многих других восточных народов. Древнерусское государство также сложилось в виде раннефеодального государства в процессе разложения первобытно-общинного строя у славян Восточной Европы. Общество в ϲʙᴏем историческом развитии проходит несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Отметим, что каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти. В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признаются основные права и ϲʙᴏбоды человека и они не получают законодательного закрепления.       С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некᴏᴛᴏᴩые права и ϲʙᴏбоды личности и закрепляет их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т. е. как политико-территориальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. «Государство (civitas), – пишет он, – ϶ᴛᴏ объединение множества людей, подчиненных правовым законам»6. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, ɥᴛᴏбы охранять и гарантировать права и ϲʙᴏбоды граждан. С середины XX в. многие развитые страны в ϲʙᴏем законодательстве закрепляют институт основных прав и ϲʙᴏбод человека и создают механизмы их защиты. Государства в данных странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 678.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...