Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь форм государственного правления, государственного устройства и политического режима




Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.                   Форма правления - организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия- форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх- лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.
Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:
1. абсолютные монархии;

2. ограниченные или конституционные монархии:

• дуалистические;

• парламентские.

Абсолютные монархиихарактеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

^ Конституционные (ограниченные)монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

 Дуалистическая монархияхарактеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.
Парламентарная монархияхарактеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда в литературе предлагается другая классификация монархий: абсолютные, теократические, дуалистические, конституционные.

В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером. В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом. В конституционной монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает. Республика- форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент. В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:•парламентские; президентские.Парламентские республики.Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несет политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти - парламентаризм- форма-государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма. Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики - утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.    Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.





Президентские республики.

В них полномочия между теми же самыми органами - парламентом, правительством, президентом - разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависим от парламента, избирается народам. И у Президента, и у парламента один и тот же источник власти - народный суверенитет, потому эти две структуры равноценны, равнозначны.   В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

1.классическую президентскую республику (США);

2. смешанную республику - или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958 г., Португалия и др.);

3. суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.    Достоинства президентской республики как формы правления:     1. народ имеет больше возможностей влиять на власть; 2. большая устойчивость власти. Недостатки:Существует возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

Форма государственного устройства- это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.Таким образом, формы государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.5 С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).          Унитарное(единое, от. лат. «unus» - «один») государство отличается полным политическим единством, оно не делимо. Отдельные административно – территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.             Федерациясоединенное, союзное (от. лат «fedus» - «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при чём сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально – политических причин.6 Федерацией по своему государственному устройству является и Россия. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 89 субъектов, в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения – Москва, Санкт Петербург, 1 автономная область – Еврейская автономная область и 10 автономных округов. ссыл п.1,ст.5. Все субъекты Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, по национальному и этническому составу и другим параметрам.     Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации – республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов Российской Федерации, то каждый из них имеет «свой устав и законодательство». (п.2 ст 5).       Федеративное устройство России основывается на таких принципах, как принцип государственной целостности, принцип единства государственной власти, принцип разграничения предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации (п.5,3 ст 5 Конституция РФ)  Менее распространённой в мире по сравнению с унитарным государством и федерацией является конфедерация.   Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государство, образующее конфедерацию полностью сохраняет свою самостоятельность, имеют свои собственные органы законодательной, исполнительной власти и другие органы.   Одни учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких – либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются ООН, ОАГ, НАТО и другие.           Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально – юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в СНГ. Другие полагают, что федерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма существенно отличается от федерации.

Политический (государственный) режим; понятие и признаки.

Политический режим- это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Согласно одной точке зрения, понятия государственный режим более широкое, чем понятие государственный режим, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий движений, общественных объединений, организаций и т. д. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборство различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.      Политический режим- это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории политический режим и политическая система тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организаций политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и определенную порядочность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты. Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально- политических процессов; структурованностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Политический режим как категория включает в себя следующие признаки: степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристика реальных механизмов осуществляется власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан должностных лиц; тип политического поведения; характер политического лидерства; учет интересов меньшинства при принятии политических решений; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. д.) при осуществлении политической власти; политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т. д.); мера политического плюрализма, в том числе многопартийности, существование реальных механизмов привлечений к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.            Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

АнтиАнтидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

- определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;

- антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеоло-гией, социальным, культурным и национальным строением;

- ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в консти не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

К антидемократическим режимам относятся тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм (от лат.totalis- весь, полный)- политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль государства над всеми областями общественной и личной жизни. Обычным при тоталитаризме является режим личной власти. Главная задача тоталитарного государства - подавить свободные проявления личности, превратиь человека в стадное существо, бессмысленного участника хора, выкрикивающего здравницы в честь вождей и системы.

Авторитаризм (от лат.auctoritas - власть)- политический режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом, как справило, сводится на нет представительная власть (выбранных народом лиц) и роль оппозиции. Основные политические действия (выборы, референдумы. и т.д.) становятся несущественной формальностью. Все политические акты заранее предрешены. Господствует командный стиль руководства, подразумевающий безусловное повиновение.

Однако в отличие от тоталитаризма авторитаризм признает независимость человека в некоторых неполитических сферах - искусстве, науке и т.д. реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; - всеохватывающая милитаризация общественной жизни; - игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: - режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благо-получия общества;- реальная гарантия прав и свобод граждан, ихвозможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;- создает эффективную систему прямого воздействия насе-ления страны на характер государственной власти;- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Соотношение и взаимосвязь элементов и формы государства.

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1)конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма). Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.
2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства). Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.                Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.    Таким образом , взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .       С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.


Эволюция правопонимания.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) учёный, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определённой методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоёв, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащённости субъекта и выбора предмета изучения право-понимание может быть полным или неполным, правильным или искажённым, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-учёный оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берётся в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве):

а) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход;

б) реалистический подход.

Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право.

Идеалистический подход:

Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком государстве они живут.

Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе.

РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является защита естественных прав человека.

1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека.

1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных прав человека.

Реалистический подход:

Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько направлений реализма в праве:

а) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создаёт право. Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует собственный язык и существует собственное право нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдаётся обычаям и традициям.

б) нормативисткое учение (самое распространённое), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое учение права»). Российские учёные в основном нормативисты.

в) социологическое направление (социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту.

г) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют определённый смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.

д) классовое подход (марксистское право) – возведённая в закон воля экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике.

Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход даёт возможность увидеть право в современном виде.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...