Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Причины и формы региональной экономической интеграции
Региональная экономическая интеграция — это процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Она возникает в результате заключения преференциальных соглашений между странами, формирующими интеграционный блок (группировку). Причины регионализма носят в основном политический характер. Во-первых, это стремление к укреплению политического влияния, особенно характерное для малых стран, для которых участие в интеграционном блоке — наиболее эффективный способ защиты своих интересов в многосторонних переговорах. Во-вторых, это безопасность более тесное экономическое сотрудничество служит надежным средством избежания военно-политических конфликтов. В конце 2002 г. ВТО отмечала наличие 259 региональных торговых соглашений. За пределами этого списка наблюдалось 70 соглашений, кроме того, еще 70 соглашений находились в процессе подписания. Они получили распространение во всех частях света (см. прил. 10). Выделяют несколько форм международной региональной экономической интеграции. Первоначально их классификация была разработана Б. Балашем и представлена в книге «Теория экономической интеграции» (1961). Он выделил пять режимов международной экономической деятельности (табл. 4.1). В современной экономической литературе выделяют четыре формы региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Зона свободной торговли — это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран — участниц блока на производстве тех товаров и услуг, для которых они имеют сравнительные преимущества, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют сравнительных преимуществ. Экономическая интеграция в форме зоны свободной торговли, как правило, создает благоприятную ситуацию для всех участников группы, так как каждый может специализироваться на тех товарах и услугах, для которых имеет наиболее благоприятные предпосылки, а в остальном может полагаться на других ее участников. При этом каждая страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Одно из наиболее известных соглашений такого типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), созданная в I960 г., которая в настоящее время объединяет страны Западной Европы, не вошедшие в Европейский союз: Норвегию, Швейцарию, Исландию. Другой пример — Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединившее в 1989 г. США и Канаду, в которое впоследствии вступила Мексика.
Таможенный союз — это общая таможенная территория двух стран или более с единым таможенным тарифом в отношении товаров, вывозимых или ввозимых из третьих стран. Таможенный союз ведет к принятию странами-участницами общей торговой политики. Каждый член передает часть функций управления, связанных с торговой политикой, группе в целом. При этом третьи страны, не входящие в интеграционную группировку, по отношению к которым сохраняются торговые ограничения, могут оказаться в невыгодном положении, так как на территории таможенного союза в силу торговых барьеров их товары становятся менее конкурентоспособными, что может вести к потере рыночной доли и доходов. Однако внутри интеграционной группировки возросшая конкуренция производителей стран-участниц ведет к росту экономической эффективности, снижению цен и росту экспорта в третьи страны. Примерами такой формы интеграции служат Андское сообщество (АНКОМ), включающее пять латиноамериканских стран, и Карибское сообщество, состоящее из 15 стран Карибского региона (КАРИКОМ) (см. прил. 10). Общий рынок — это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства (труда и капитала). Осуществляя единую торговую политику, страны сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их согласование. Основными признаками общего рынка выступают отсутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, подвижность факторов производства между государствами — членами союза. Основная выгода общего рынка заключается в том, что он создает благоприятные предпосылки для мобильности таких факторов производства, как капитал, труд, технологии, и для более полной реализации сравнительных преимуществ. Примером этой формы интеграции служит Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) который включает четыре латиноамериканских страны. Экономический союз (сообщество) — это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуществляющих единую торговую, денежно-кредитную и бюджнтно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономической интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами и полной гармонизацией экономической политики. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны — члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий. Примером высшей формы экономической интеграции служит Европейский союз. Региональная интеграция может носить поверхностный характер, если она ограничивается лишь сокращением барьеров в торговле между странами-участницами, либо глубокий характер, если она идет дальше устранения формальных барьеров и стремится к сокращению бремени различных видов национального регулирования посредством взаимного признания и гармонизации. Взаимное признание связано с принятием одной страной заверений другой страны в соблюдении приемлемых стандартов качества, безопасности и т. д. Гармонизация означает изменение государственного регулирования и его методов в разных странах в результате международного соглашения с целью добиться их сходства или сопоставимости. Глубокая интеграция (deep integration) подразумевает интеграцию основ национальной политики стран, она затрагивает, прежде всего, политику конкуренции, технические стандарты, субсидии, монетарную и финансовую политику, регулирование деятельности финансовых институтов, вопросы окружающей среды. Поверхностными являются и такие формы интеграции, как зона свободной торговли и таможенный союз, в то время как объединение стран в общий рынок, или экономический союз, означает глубокую интеграцию. При выборе той или иной формы интеграции страны должны отдавать предпочтение тому уровню объединения экономик, который соответствует их экономическим и политическим потребностям и возможностям. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |