Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ




Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявля­ется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в междуна­родную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции рабочей силы, масштабов влияния многонациональных корпора­ций, стандартизация технологий, быстрое распространение изме­нений и новых идей служат показателями того, что общества и страны становятся все более интегрированными.

Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В эко­номике она находит отражение в следующих процессах:

• международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом МВП;

• происходит значительный рост международного движения капитала, особенно прямых иностранных инвестиций;

• наблюдается ослабление экономических барьеров между стра­нами и их суверенитета в связи с ростом международных со­глашений, ведущих к созданию международных организаций;

• происходит развитие глобальной финансовой системы;

• растет доля мировой экономики, находящейся под контро­лем многонациональных корпораций;

• увеличивается роль таких международных организаций как ВТО, Всемирный банк, МВФ в осуществлении международ­ных сделок;

• углубление международного разделения труда в форме фраг­ментации производства ведет к росту использования много­национальными предприятиями новых методов ведения биз­неса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд).

В области культуры глобализация отражается в росте междуна­родного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и ту­ризма, в увеличении популярности национальной кухни отдель­ных стран мира в других странах.

Глобализация проявляется также в развитии глобальной теле­коммуникационной инфраструктуры и трансграничной передачи информации благодаря использованию таких технологий, как Ин­тернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих гло­бальное применение, в формировании и развитии всеобщих цен­ностей, в развитии международных судебных инстанций.

Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих пози­ции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и поли- j тики в следующих направлениях:

• смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный;

• уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ;

• содействует объединению государственных и частных субъ­ектов, стремящихся к удовлетворению потребностей обще­ства;

• способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевид­ны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглаше­ний привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций; глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и в расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверен­ных государств к глобальным элитам, к подрыву национального су­веренитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к росту неравенства в распределении доходов между странами и меж­ду различными социальными группами внутри стран.

Теории глобализации

Глобализация — это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глоба­лизация» и отрицают объективность этого процесса1. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального ка­питализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world- systems theory) было заложено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна[2], направленных на изучение исторически сложившихся обществен­но-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо поли­тико-правового образования (государства), она опирается на еди­ное разделение труда, допуская при этом сосуществование многооб­разных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, осно­ванное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т. е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства — капиталис­тической мировой экономики — к другой глобальной системе, ха­рактеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система вклю­чает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные стра­ны специализируются на капиталоемком производстве, требу­ющем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» име­ет военные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Пери­ферийные территории специализируются на трудоемком произ­водстве, основанном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную струк­туру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем периферийные; они имеют более диверсифицированные эко­номики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, среднеземноморская Европа — «квазипериферией», а Восточная Ев­ропа и часть Азии — «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; быв­шие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «периферию», а остальные независимые государства — «квазипериферию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особен­ность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая сис­тема берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в За­падной Европе привел к технологическим инновациям и росту ры­ночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок для торговли с отдаленными территориями стимулировали евро­пейцев отправляться в другие части земного шара. Военное пре­восходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало на­коплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы ус­тановили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и мало­квалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способство­вали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим про­изводителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопас­ность торговых путей. В определенные промежутки времени неко­торые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но, ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания — в середине XIX в., США — в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в цент­ральных областях.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происхо­дят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ве­дет к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремле­нием к прибыли, в результате расширения капиталистических рын­ков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически возни­кающие кризисы посредством освоения новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризи­са, ведущего к такому историческому переходу, однако направле­ние перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу проти­воречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это пе­риод обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровож­дающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках[3].

Теория всемирной культуры[4]. В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не пред­ставляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее осно­вателя американского социолога Р. Робертсона связывают появле­ние термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит не­сколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом уча­стники процесса осознают и какое значение придают жизни в «гло­бальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отно­шений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, между­народной системой, индивидами, человечеством, что находит отра­жение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к един­ству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к пе­риоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с по­явления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870—1920-е гг. В насто­ящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказыва­ется подчиненным универсальным стандартам, которые берут свое начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимо­связь гражданства различных стран. При этом распространение гуманитарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только граждан­ства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следу­ющие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, ос­паривание. Сторонники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый при­держивается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобальный арсенал идей и общих стандартов, кото­рые могут выборочно использоваться для достижения определен­ных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм — направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят свое отражение в глокализации. Глокализация — это процесс, посредством которого трансна­циональные идеи и институты приобретают особые формы в опре­деленных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и процессы, составляющие фундамент глобализации, могут осозна­ваться и усваиваться различными странами и социальными группа­ми по-разному в зависимости от их целей.

 

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимо­действия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и Универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социальной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие ос­нову их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм — это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего чело­вечества ценности и принципы, например всеобщие права челове­ка. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значе­ние общего, а конкретный опыт — частного; например, такое уни­версальное понятие, как государственный суверенитет, воплоща­ется в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­мой глобализацией и формированием глобальной культурной поли­тики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной сторо­ны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий — с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления[5]. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индиви­дами, гражданским обществом, правительствами, международны­ми организациями) и управляют их поведением. Эти системы нахо­дят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разно­образном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализа­ция обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистиче­ские ценности, сформировавшиеся в Европе в XV—XIX вв.: про­гресс, личная независимость и права, государственный суверени­тет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в ми­ровом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности вос­принимаются как общее наследие, получающее институциональ­ное воплощение во многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсемест­ное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях при­водит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убеж­денность населения в том, что правление в стране опирается на об­щечеловеческие ценности и принципы, действия государства от­личаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы обще­ственного образования, политику в области прав женщин и в отно­шении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв меж­ду общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование гло­бальных принципов правления вносят международные неправи­тельственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Целый ряд современных ученых[6] можно отнести к сторонникам теории глобального капита­лизма (global capitalism theory). Они указывают на источники гло­бализации в недрах самой капиталистической системы, которая содержит транснациональные механизмы в экономической, поли­тической и культурно-идеологической областях. Главным инсти­тутом в экономике выступают транснациональные корпорации, представляющие глобальную деловую элиту; в политической обла­сти — капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологической — идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропаган­дируемые глобальной культурной элитой, представленной сред­ствами массовой информации, а также элитарными общественны­ми движениями.


Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­ладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, обладающие международным капиталом (например, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опира­ющиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, гло­бальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматри­ваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои оп­ределенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недо­оценивает важность политических и культурных факторов Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным фак­торам глобализации, теория всемирного правления — политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то, что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический ас­пекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической систе­ме — капиталистической.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...