Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным илигрупповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (очное) (в присутствии анкетера) и заочное (в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть). Анкетирование обладает рядом достоинств и недостатков по сравнению с интервью. Достоинства: · Отсутствие специальных требований к объекту исследования · Экономичность и оперативность проведения полевого этапа исследования · Анонимность респондентов, повышающая достоверность информации Недостатки: · Ограниченность задач программы исследования · Отсутствие контроля за заполнением анкеты, что может приводить к · неадекватной замене респондента · влиянию третьего лица на мнение респондента · Невозврат части анкет, нарушающий репрезентативность выборочной совокупности Социологическая анкета– это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть – это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты. Вторая часть анкеты – основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. В третьей части анкеты – так называемой “паспортичке” (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части). В качестве инструментария исследовательских технологий в СКД выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями технологий опроса являются анкетирование 26 Социологическая анкета. Основные принципы и правила проектирования анкеты. АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкетарассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либона заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании(по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположениевопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса ("Ваштруд и отдых", "Дети в городской семье", "Анкета читателя", "Литературной газеты" и т. п.), названиеорганизации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондентаинтереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство стехникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, оборганизации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных иискренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответовна различ. Структура анкеты: 3. Паспортичка ( соц демогр характеристики) Основные правила построения основной части анкеты: · Вопросы более общего плана нужно задавать в заключении, а более частные в начале. · Необходимо учитывать культуру респондента. · Необходимо обьединять вопросы в смысловые блоки. ( не более 5-7 вопросов) Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку». Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы результаты опроса, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата. Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты. В основной части в начале текста ни в коем случае не должно быть трудных или беспокоящих респондента вопросов. Лучше всего начать с вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания. "Паспортичка" должна находиться в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать при ее заполнении особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса. Правила построения социологической анкеты Анкета – форма предъявления индикаторов отвечающим, обеспечивающая максимально возможную достоверность ответов, измерения. Задача – наладить контакт с отвечающим. Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента. В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях. Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека. В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример. Текст опроса и ответа должен быть разведен, выделен разными шрифтами. Привести пояснения к таблицам. Конструирование содержания анкеты. Контактный вопрос. Налаживание контакта – продолжение установление контакта в лицевом обращении. Первый вопрос анкеты должен быть максимально простым, а также стимулировать человека к заполнению (обращение к личным проблемам человека). Должен переключать человека на анкету («Разогрев отвечающего»). Должен затрагивать все массу людей, которых необходимо опросить. Подходы к конструированию анкеты: 1. Логический. Последовательность вопросов развивает логику исследования (один вопрос вытекает из другого). Принцип построения – принцип «воронки» (от более общих к более частным вопросам, от простых – к более сложным). К моменту ответа на ключевой вопрос сознание респондента должно быть полностью переключено. Трудности: формирование логической заданности восприятия вопроса: логика давит на респондента и подводит к определенному ответу; если сначала идут общие вопросы, а потом частные, то содержание ответов на частные вопросы предопределяется общими. Эффект «излучения»: верхний вопрос «излучает» содержание нижнего вопроса. 2. Стихийный. Вопросы, следующие друг за другом, не связаны логически, они имеют только ассоциативную связь. Поверхностная связь – чтобы человек не чувствовал разрыва между тематикой вопросов. Буферные вопросы – переключающие с одной темы на другую, но не имеющие содержания. Иногда из-за буферных вопросов – большой, сложный объем анкеты (недостаток стихийного подхода). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 615. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |