Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки.




Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным илигрупповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей.

По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные.

 По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (очное) (в присутствии анкетера) и заочное (в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть).

Анкетирование обладает рядом достоинств и недостатков по сравнению с интервью.

Достоинства:

· Отсутствие специальных требований к объекту исследования

· Экономичность и оперативность проведения полевого этапа исследования

· Анонимность респондентов, повышающая достоверность информации

Недостатки:

· Ограниченность задач программы исследования

· Отсутствие контроля за заполнением анкеты, что может приводить к

· неадекватной замене респондента

· влиянию третьего лица на мнение респондента

· Невозврат части анкет, нарушающий репрезентативность выборочной совокупности

Социологическая анкета– это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей.

 Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.

Вводная часть – это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Вторая часть анкеты – основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации.

В третьей части анкеты – так называемой “паспортичке” (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

В качестве инструментария исследовательских технологий в СКД выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты
и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.

В практике социально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о состоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновидностями технологий опроса являются анкетирование
и интервьюирование.

 26 Социологическая анкета. Основные принципы и правила проектирования анкеты.

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкетарассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либона заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании(по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположениевопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса ("Ваштруд и отдых", "Дети в городской семье", "Анкета читателя", "Литературной газеты" и т. п.), названиеорганизации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи - создание у респондентаинтереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство стехникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, оборганизации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных иискренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответовна различ.

Структура анкеты:
1.Преамбула (вводная часть)
Кто и для чего проводит опрос. Установка на партнерство, ориентирование. Как будут использоваться результаты опроса. Дается инструкция по заполнению анкеты. Цель - мотивирование респондента вдумчиво и искренно ответить на вопросы. Не нужно название, заголовки, фамилии авторов анкет. Необходимо подчеркнуть анонимность проводимого исследования.
2. Основная часть
Нельзя начинать с трудных вопросов. В начале ставятся вопросы легкие и интригующие. (Вопросы - фильтры и событийного содержания) Трудные вопросы лучше задавать около центра во 2 части. Завершение - легкие вопросы.

3. Паспортичка ( соц демогр характеристики)
Не должна быть большой (3-7 позиций)
Благодарность респонденту:
- завершение вводной части. (Коллеги, покупатели, товарищи) Заранее вам благодарны.
- в конце.
Пилотаж
- проба анкеты.

Основные правила построения основной части анкеты:

· Вопросы более общего плана нужно задавать в заключении, а более частные в начале.

· Необходимо учитывать культуру респондента.

· Необходимо обьединять вопросы в смысловые блоки. ( не более 5-7 вопросов)

Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».

Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы результаты опроса, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты.

В основной части в начале текста ни в коем случае не должно быть трудных или беспокоящих респондента вопросов.

Лучше всего начать с вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.

"Паспортичка" должна находиться в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать при ее заполнении особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.

Правила построения социологической анкеты

Анкета – форма предъявления индикаторов отвечающим, обеспечивающая максимально возможную достоверность ответов, измерения. Задача – наладить контакт с отвечающим.

Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента.

В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях.

Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека.

В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример.

Текст опроса и ответа должен быть разведен, выделен разными шрифтами. Привести пояснения к таблицам.

Конструирование содержания анкеты. Контактный вопрос. Налаживание контакта – продолжение установление контакта в лицевом обращении. Первый вопрос анкеты должен быть максимально простым, а также стимулировать человека к заполнению (обращение к личным проблемам человека). Должен переключать человека на анкету («Разогрев отвечающего»). Должен затрагивать все массу людей, которых необходимо опросить. Подходы к конструированию анкеты:

1. Логический. Последовательность вопросов развивает логику исследования (один вопрос вытекает из другого). Принцип построения – принцип «воронки» (от более общих к более частным вопросам, от простых – к более сложным). К моменту ответа на ключевой вопрос сознание респондента должно быть полностью переключено.

Трудности: формирование логической заданности восприятия вопроса: логика давит на респондента и подводит к определенному ответу; если сначала идут общие вопросы, а потом частные, то содержание ответов на частные вопросы предопределяется общими. Эффект «излучения»: верхний вопрос «излучает» содержание нижнего вопроса.

2. Стихийный. Вопросы, следующие друг за другом, не связаны логически, они имеют только ассоциативную связь. Поверхностная связь – чтобы человек не чувствовал разрыва между тематикой вопросов. Буферные вопросы – переключающие с одной темы на другую, но не имеющие содержания. Иногда из-за буферных вопросов – большой, сложный объем анкеты (недостаток стихийного подхода).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 615.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...