Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды опроса, их качественные характеристики и специфика использования




В зависимости от места проведения, прямые опросные методы делят на:

1. Уличные опросы, в том числе: опрос в торговых точках, опрос на выходе, опрос в местах скопления целевой аудитории;

2. Опросы в помещении:

В зависимости от целей исследователя и характера опросного инструментария (степени структуризации, содержания) опросы могут быть качественным или количественными.

Среди количественных методов выделяют:
• Уличные опросы,
• Телефонные опросы,
• Квартирные опросы,
• Опросы по месту работы,
• Опросы в специальных помещениях.

Среди качественных:
• Глубинные интервью,
• Фокус-группы и другие разновидности коллективных глубинных интервью.

К опосредованным методам опросов относятся опросы, с использованием средств связи:
• Телефонные опросы,
• Интернет-опросы,
• Почтовый опрос (в том числе электронной),
• Опросы с использованием факсимильной связи.

По составу участников исследования чаще всего разделяют на опросы:
1. Юридических лиц – респонденты выступают в качестве представителей организаций и участвуют в опросе в рангах своих должностей и профессионального опыта и тематика опросов совпадает с профессиональной сферой. Дополнительно в этой категории выделяют отдельную разновидность – экспертные опросы.
2. Физических лиц – респонденты представляют себя лично, без конкретной привязки к должности или профессии, в ранге обычных потребителей.

Кроме того, в зависимости от степени участия в исследовательском процессе опросные методы можно разделить на:
• личное интервью;
• анкетирование.
Не опросные методы
Предусматривают минимальный контакт интервьюера или отсутствие контакта. Такие методы применяются при сборе информации о ценах, ассортименте, товарах, торговых точках, происходящих событиях.
К не опросным методам относят:
• Ритейл-аудит,
• Строчек (store check),
• Сенсусс,
• аудит торговых точек,
• Наблюдение,
• Кабинетное исследование - сбор и анализ данных из открытых источников (СМИ, Интернет, данные комитетов статистики).
Mix-методики
Предусматривают смешение опросных методов с другими средствами сбора информации.
В эту категорию входят:
• Мистере шоппинг,
• Холл-тесты,
• Хоум-тесты.

 































Экспертный опрос (метод экспертных оценок): особенности, основное назначение, функции метода.

Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Определение метода экспертных оценок.

Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса от массового состоят в следующем:
- количество респондентов в массовом опросе значительно больше, чем в экспертном;
- экспертный опрос не является анонимным;
- экспертный опрос отличается более сложным инструментарием;

При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимо­сти целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.






Социометрический метод, как вид опроса.

Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление состояния динамики межличностных отношений путем фиксации симпатий и антипатий среди членов группы.

Социометрическое исследование, как и другие, начинается с программы, разработки социометрических критериев.

Критерии бывают производственными и непроизводственными. Производственные критерии выясняют взаимосвязи при выполнении трудовых обязанностей. Непроизводственные критерии выявляют межличностные отношения вне производства, например, по поводу проведения свободного времени.

Критерии могут быть прогностическими. В этом случае выявляется структура ожидаемых отношений.

Требования к социометрическим критериям:

1. в их содержании должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.

2. Критерии должны воспроизводить ситуацию выбора для опрашиваемого.

3. Ситуация выбора не должна быть ограниченной.

4. Используемые критерии должны интересовать работника.

5. Критерии должны описывать конкретную ситуацию.

6. Критерии целесообразно формализовать в вопросы.

При проведении социометрического опроса должно быть учтено следующее. Опрос может проводиться в группах, имеющих стаж работы не менее полугода. Размер коллектива, где работает метод социометрии составляет от 3 до 25 человек. Последнее время считается, что он может работать и при численности до 40 человек.

Особенностью социометрического опроса является и то, что он не может быть анонимным. Иначе будет невозможно установить взаимосвязи между работниками, что и изучает социометрия.

 

Фокус-группы: понятие и место метода фокус-группы в системе методов социологического исследования. Границы и сферы применения метода фокус-группы.

Метод фокус-группы представляет собой по сути делагрупповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности.

Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

§ написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации.

§ подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов.

§ набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью.

Написание гайда (организованного плана).

Основные сферы применения:1В маркетинговых исследованиях, исследованиях рынка.2В политических исследованиях (эффективность избират. компании, имидж кандидатов).3В социально психологических исследованиях (мотивы, побуждения)

Преимущества метода:1Использование различных методов (наблюдение, интервью)2Эффективность анализа

3Применение в качественных и количественных парадигмах

Этапы проведения:1Определение проблемы.2Выбор методики, подбор команды.3Подготовка к сбору информации (разработка сценария, подбор участников, выбор помещения ).4Сбор информации (сама ф.-гр.)

5Обработка данных.

6Интерпритация данных.

На 2-м этапе выбирается тема, отражающая проблемную ситуацию, рассматривается несколько вариантов подбора уч-ов, разрабатываются вопросы для обсуждения, тесты.

В команде минимум 4 человека: модератор, регистраторы, техник.

Модератор – координатор, посредник, официальное лицо в группе; непосредственно проводит беседу, выполняет властную функцию но не должен ее подчеркивать.

На 3-м этапе:

1) Подбор участников. Как правило 6-12 человек, но существуют разновидности ф.-гр. с двумя участниками(парное интервью). Необходимо учитывать следующие критерии при отборе: - не должны быть знакомы с методикой проведения ф.-гр.; - не должны быть знакомы др. с др. или с модератором; - не должны быть «профессиональными респондентами», психологами, социологами; - однородность (гомогенность) состава участников(пол, возраст, образование, национальность, профессия и соц. статус). Кандидаты заполняют фильтрационную анкету. Выборка может формироваться случайным образом или по принципу «снежного кома».

2) Помещение: необходимо проводить в специально оборудованном помещении. В помещении должна быть прихожая, комната для заседаний, комната для наблюдения. Комната для заседаний может быть отделена односторонним стеклом через которое ведется наблюдение и видеозапись. Помещение можно обустроить по принципу конференц-залов или как жилую комнату.

3) На данном этапе находится модератор и разрабатывается сценарий и гайд - сценарий для коллектива и модератора.

На 4-мэтапе: рабочее время проведения ф.-гр. от 1,5 до 3,5 часов.

- вступление

- фоновые вопросы

- основные вопросы

- дополнительные вопросы

- заключение

Для полноценного исследования необходимо провести 3 ф.–гр., средне кол-во проводимых ф.-гр. 6-8.

При проведении ф.-гр. лучше соблюдать принцип разделения мужчин и женщин, особенно при работе с детьми и продростками.

5 этап:Существуют различные методы анализа данных ф.-гр.:

1контент-анализ

2дискурс-нализ

3межгрупповое сравнение










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...