Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске




Все этапы исследования, которые мы пока рассматривали в плане подготовки, предварительного проектирования и планиро­вания, теперь предстоит реализовать практически. Заранее пред­видимые и неожиданно возникающие трудности, динамизм усло­вий, неоднозначность ситуаций и решений, кадровые изменения, конфликты делают этот процесс сложным и ответственным даже при условии, если он проводится на основе тщательно продуман­ных и утвержденных проектов.

Диагностика, изучение состояния и возможностей развития ис­следуемых процессов и явлений сопутствует всему процессу поис­ка, сопровождает его, но особо выделяют исходную (в начале ис­следования) и заключительную диагностику, необходимую для ориентации поиска и определения его эффективности. Собственно психолого-педагогическая диагностика, о которой уже шла речь, есть определение качественных и количественных параметров изу-

83

 чаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) методик, а также на основе конструирования и разработки новых.

В широком плане к диагностике можно отнести изучение прош­лого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осуществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследо­вательских методов и методик (см. главу III).

Собственно поисковый, преобразующий этап работы связан с введением в педагогический процесс запланированных новшеств, нововведений, или инноваций. Его содержание специфично, за­висит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, осо­бенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. Если работа достаточно объемна и про­должительна, ее полезно разделить на подэтапы. На каждом по-дэтапе определяется содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы «носители» нового), временные рамки и техно­логии нововведений. Это может быть, например, разработка и оп­робование новых программ обучения, освоение нетрадиционных технологий или методик (обучение на основе диалога отечествен­ной и зарубежных культур, типологический подход к дифферен­цированному обучению, использование метода погружения и т. д.), способов стимулирования и оценивания успехов в обучении, вос­питании и развитии учащихся, изменений в системе образова­ния, в способах управления.

Не следует забывать, что каждый этап исследования заключает в себе два плана, два аспекта: практический и исследовательский. На каждом этапе важен практический (обучающий, воспитываю­щий, консолидирующий) эффект и одновременно — приближе­ние к выяснению исследовательских задач, углубление в предмет поиска, уточнение исследовательских методов.

Должно быть обеспечено квалифицированное руководство про­цессом исследования. На наш взгляд, это руководство не чисто административное и не чисто научное (его осуществляет научный руководитель, если он есть), а скорее научно-методическое, ко­торое выполняет на каждом подэтапе следующие функции.

1. Диагностика процесса и результатов предшествующего эта­
па, целеполагание и озадачивание.

2. Уточнение логики и процедуры данного этапа исследования.

3. Прогнозирование результатов (мысленное преобразование).

4. Практическое преобразование.

5. Стимулирование поиска и обучение кадров.

6. Анализ, обобщение, апробация и представление результатов.

7. Коррекция дальнейшей работы.

Перечисленные функции, с одной стороны, реализуются по­следовательно и составляют в совокупности содержательное на-

84

•"

полнение каждого этапа исследования, однако, с другой сторо­ны, некоторые из этих функций, например стимулирующая, мо­гут оказаться необходимыми на протяжении всего исследования.

Раскроем обозначенные функции несколько подробнее. Функ­ция диагностики и целеполагания заключается в осознании того, что было сделано на предшествующем этапе, какого уровня раз­вития достигли обучаемые или воспитуемые, чем овладели учите­ля, какие удалось создать условия, какие исследовательские зада­чи были решены, а какие нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы. Ви­димо, полезно сопоставить исследовательский проект, обозначен­ные в нем позиции и подходы с реально полученными результа­тами, конкретными трудностями, находками, ошибками. Жизнь всегда богаче и разнообразнее схем. Где-то и в чем-то, возможно, придется отойти от первоначально намеченной программы, где-то вернуться назад, возникнут новые проблемы и препятствия, обнаружатся и новые способы решения задач. Не решенные на предшествующем этапе задачи придется перенести на текущий этап. Результатом реализации рассматриваемой функции руково­дителем поисковой работы или аналитической группы является совокупность конкретных задач данного этапа, а также скоррек­тированные, обогащенные представления о путях их решения, об осуществлении общего замысла.

Уточнение логики и процедуры данного этапа исследования так­же связано с результатами предшествующего этапа. Если, скажем, выявилось негативное отношение к перепрофилированию школы у части родителей, то следует запланировать и провести с ними разъяснительную работу, изменить профилирование таким обра­зом, чтобы все или большинство учащихся могли найти интере­сующий их профиль или соответствующие их возможностям усло­вия обучения.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто необходима более детальная проработка внедренческих документов, последовательности исследовательских процедур, их координация и синхронизация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соответствующую замыслу техноло­гию. Их следует вводить комплексно.

Прогнозирование результатов. Речь идет о процедуре, анало­гичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построе­ние модели потребного будущего. Быть может, именно на этом этапе проявятся, оформятся конструктивные элементы замысла, промелькнет та «искра», которая придаст импульс дальнейшей работе. Это может быть оригинальный подход (например, раздель­ное обучение мальчиков и девочек по разным программам с уче­том не'сйнхронности их физиологического и интеллектуального

85

 созревания), представление о еще не достигнутых, но возможных результатах (школа как очаг культуры, в котором звучат музыка и поэзия, господствуют изысканные манеры и высокое понятие че­сти и достоинства, в котором велика страсть к познанию и поис­ку) и многое другое. Прогностическая функция может осуществ­ляться в индивидуальном творчестве или в коллективной деятель­ности — в виде «мозгового штурма», игры, анализа ситуаций.

Практическое преобразование предполагает «запуск» того нов­шества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий и средств обучения и воспитания, иных структур управления, сис­тем аттестации или оплаты труда педагога и т. п. Этот этап преду­сматривает и конкретизацию поручений, оперативную помощь, оптимизацию условий и приведение в действие источников твор­ческого поиска (изучение опыта, знакомство с литературой и т. д.).

Лучше, если задания будут выданы творческим группам или лабораториям, которые сами будут проводить инструктирование, ознакомление с необходимой информацией и проверку исполне­ния. Одним из условий успешного поиска является благоприят­ный психологический настрой, надежная защищенность творцов от огульной критики, общая творческая атмосфера, в которой, естественно, выделяются лидеры, но в творческий процесс втя­гиваются все участники.

Стимулирование поиска и обучение кадров служат творческому раскрепощению педагогов-исследователей, преодолению неуве­ренности в своих силах, снятию психологических «барьеров», углублению мотивации поисковой деятельности. Этому может спо­собствовать выявление исследовательских элементов (в частности, элементов созидания и использования передового опыта)'в уже имеющемся опыте педагогов школы и создание «ситуации успе­ха» при выполнении относительно несложных поручений. Вводится моральное и материальное стимулирование исследовательской работы, обеспечиваются индивидуальная психологическая под­держка молодых исследователей и систематическое обучение кад­ров, во-первых, по существу исследуемой проблемы, во-вторых, по методологии и методам исследования.

Анализ, обобщение, апробация и изложение результатов. Вопро­сы анализа и обобщения педагогических явлений будут рассмот­рены на примере оперирования с передовым педагогическим опы­том. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимо­связь замысла, содержания, средств и результатов. Научная ква­лификация и истолкование результатов и составляют основу обоб­щения. Полученные результаты полезно апробировать (вынести для обсуждения и оценки), а для этого необходимо их изложить.

86

Более подробно об апробации и изложении результатов рассказа­но в специальном разделе. Пока же отметим, что все указанные действия полезно выполнять поэтапно, формулируя промежуточ­ные и предварительные выводы.

Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных результатов и оценки эффективности аппарата и процедур иссле­дования. Вносятся изменения в практическую работу (компенса­ция недостатков, коррекция программ, уточнение тактики инди­видуального подхода и др.), логику и методы исследования.

Для каждого этапа исследования продумывается такая сово­купность и последовательность применения исследовательских методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение поставленных задач. Совокупность исследовательских методов со­ставляет комплексную методику исследования, которая позволя­ет исследователю проверять и уточнять гипотезу или гипотезы. Изу­чение и обобщение опыта, наблюдения, опросы, организация нового опыта по заранее составленным программам, педагоги­ческий эксперимент — эти и многие другие методы исследования позволяют получать достоверные знания о педагогических явле­ниях, выявлять или преднамеренно вносить новое в педагогиче­ский процесс.

Оценка и интерпретация полученных результатов, прежде все­го положительных, но также причин ошибок и неудач, позволя­ют сформулировать предварительные теоретические и практичес­кие выводы. Эти выводы необходимо осмыслить в общей системе уже известных теоретических положений и практических подхо­дов, проверить и уточнить в более широком опыте. После этого необходимо перейти к апробации (обсуждению) и литературно­му (включая наглядное и компьютерное) оформлению результа­тов: написанию отчетов, рекомендаций, статей, книг, диссерта­ций. Средства и способы осуществления всех этапов исследова­ния — особый предмет для обсуждения. Об этих вопросах пойдет речь в следующей главе пособия.

Вопросы и задания

1. В каких случаях при реализации исследовательских проектов следует
отступить от заранее намеченных планов?

2. Для того чтобы научиться отличать практический аспект педагоги­
ческих нововведений от исследовательского, укажите словосочетания,
которыми выражаются:

а)  практические достижения;

б) исследовательские результаты из следующего перечня:
улучшены результаты обучения;

повысилась успеваемость; уточнены принципы; выявлены закономерности;

87

 налажено сотрудничество;

проверена эффективность новой технологии;

снижена заболеваемость;

повысился престиж учебного заведения.

Каковы связи и в чем различия этих аспектов?

3. Предложите предпочтительные меры стимулирования членов ис­
следовательского коллектива для дальнейшей работы, если интерес к
ней начинает угасать.

4. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения: «Ме­
тод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс даль­
нейшего познания и преобразования мира»'.

1 Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - М., 1999. - С. 88.









Глава III










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...