Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Исследовательские методы и методики

После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению поставленных задач.

Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необхо­димо ориентироваться на использование определенной совокуп­ности способов, средств и приемов научного познания. Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить зада­чи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности. Использование тех или иных методов познания действительности обусловлено мировоз­зренческой позицией исследователя — его взглядами на сущность предмета исследования, ориентацией на определение формы на­учного знания, разработанностью и возможностями существую­щих методов. Это определяет подход исследователя к изучаемой реальности и обосновывает необходимость существования неко­торой системы правил и норм использования доступных методов, средств и приемов организации и проведения исследования.

Прежде всего, при планировании и проведении психолого-пе­дагогических исследований необходимо ориентироваться на ме­тодологические принципы и конкретно-научные формы их про­явления в соответствии с теоретической позицией исследователя. Основное содержание соответствующих методологических прин­ципов было изложено в главе I данного пособия.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психи­ки и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Вы­бранные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея­тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипо­тезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфич­ны на каждом из этапов исследования.

Исследовательские методы группируют по различным призна­кам. По назначению различают в одном случае методы сбора фак-

89

 тического материала, его теоретической интерпретации, направ­ленного преобразования. В другом случае выделяют методы диаг­ностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистиче­ской обработки материала и др. По уровню проникновения в сущ­ность выделяют группу методов эмпирического исследования, осно­ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо­делей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во мно­гих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые спе­цифичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соот­ветствии с задачами исследования требования.методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод бе­седы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведе­ния исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конк­ретные методики психологического исследования. Их арсенал до­статочно широк, все они выступают как способы (средства) кон­кретизации и воплощения исследовательского метода. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, высту­пают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кет-тела, Айзенка и др.

Чтобы выбрать тот или иной метод, и тем более для того, что­бы определить группу методов, позволяющих осуществить поис­ковую исследовательскую работу, полезно познакомиться хотя бы с краткой характеристикой отдельных методов, уяснить их воз­можности. Охарактеризуем сначала каждый отдельный метод, а затем их характерные, наиболее употребляемые сочетания, типо­вые исследовательские процедуры (комплексные методики).

При характеристике исследовательских методов можно услов­но подразделять их на методы эмпирического и методы теорети­ческого исследования.

Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах иссле­дуемых объектов, о функциональных связях между этими парамет­рами, о поведении объектов. В качестве эмпирических данных об изу­чаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения ве-

90

щей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической дея­тельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эм­пирического объекта — возможность его чувственного отражения.

Результаты анализа эмпирических данных исследования выра­жаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпи­рических обобщений. В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объек­тов, динамика их изменения (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д.). На базе принципов, зафиксированных в существующих тео­риях, на эмпирическом уровне происходит классификация (ска­жем, классификация типов поведения, способов профилактики и т. д.), сравнение зафиксированных фактов и их обобщение. Эти процедуры позволяют установить эмпирические выводы и зави­симости. В общей и социальной педагогике, в педагогической пси­хологии их сформулировано много. К ним принадлежит, напри­мер, зависимость между авторитетом воспитателя и результатами воспитательного процесса, между многообразием видов деятель­ности и возможностями для самоутверждения подростка, между занятостью подростков и количеством правонарушений.

Теоретическое знание и используемые для его добывания ме­тоды связаны с отвлечением от опыта, фактов, т. е. от эмпириче­ской базы, и с мысленным проникновением в сущность процес­сов, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпи­рические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результа­тов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод неза­висимых экспертов или компетентных судей), создание диагнос­тических ситуаций и др.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс методов. Применение каждого исследова­тельского метода реализуется путем использования соответствую­щего арсенала методик (средств и приемов).

Рассмотрим основные характеристики и особенности каждого исследовательского метода. Начнем с методов эмпирического ис­следования.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...