Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Исследователю и органам управления совершенно необходимы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объективная информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система Диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключаются? Раскроем примерное содержание основных компонентов Комплексного критерия оценки качества образования примени- 77 ^ тельно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оценивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять. Образовательный критерий: качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости; количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность; глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уровень сложности решаемых задач. Социологический критерий: реальные возможности свободного выбора школьника в рамках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т. д.); адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в коллективе; адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.); престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу; правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников; уровень развития классных коллективов. Критерий индивидуально-личностного развития: широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках; характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы; адекватность самооценки; степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность; степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей); выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера; развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии. 78 Критерий воспитанности: сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности; степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения; развитие экологической культуры личности; развитие толерантности, стремления помогать другим людям; наличие или отсутствие вредных привычек; факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений; степень сплоченности классных коллективов. Валеологический критерий (критерий здоровья): уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме; заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе); распределение учащихся по группам здоровья; количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению. Критерий психологического комфорта: степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние; уровень тревожности; межличностные отношения, социальное благополучие. Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и детьми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельности определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели: критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: соматические заболевания, признаки повышенной нервозности, видимая или продиагностированная психическая патология, патологическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и токсическим веществам); критерий психологической комфортности (изменения эмоциональных проявлений, работоспособности, межличностных отношений, поведения и др.); критерий самостоятельности (изменения отношения к самообслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств); 79 ^ критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциуме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.); критерий жизненного определения (уровень соответствия реализации прав несовершеннолетних действующему в РФ законодательству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к трудовой деятельности). Специфичны критерии и показатели развития образовательных систем муниципальных образований и регионов. Они могут выделяться по основным направлениям преобразовательной деятельности или (и) по основным проблемам. Здесь должны найти отражение такие показатели, как реализация права граждан на полноценное общее и профессиональное образование, соблюдение государственных образовательных стандартов, номенклатура и качество образовательных услуг, инновационное развитие, социальная защита детей и педагогов, финансирование, развитие материальной базы и др. Приведем для примера некоторые критерии и показатели успешности реализации программы развития образования г. Му-равленко Ямало-Ненецкого автономного округа, рассчитанной до 2004 г. (научные руководители программы С. А. Гильманов и И. К. Сидорова, консультант В. И. Загвязинский). 1. Критерийсформированное™ целостного образовательного про Его показатели: число социальных видов деятельности, в которых принимают участие учреждения и органы системы образования; номенклатура видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в учреждениях основного и дополнительного образования; социально-психологические аспекты состояния системы образования: число конфликтов в образовательных учреждениях и органах системы образования, стабильность кадрового состава, удовлетворенность отношениями в учреждениях; социальная оценка деятельности системы образования: престиж образовательных учреждений, конкурсы при поступлении, конкурентоспособность выпускников при поступлении в центральные и областные вузы; число связей системы образования города с другими образовательными системами и институтами. 2. Критерий развития общего образования. преемственность содержания и технологий образования на различных ступенях обучения; 80 «набор» реализуемых образовательных дисциплин; номенклатура типов образовательных учреждений; количество и типы внедряемых образовательных технологий; количество и регулярность издания и приобретения учебно-методических пособий; эффективность экспертной деятельности; наличие механизма и нормативов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. 3. Критерий профессионального образования. номенклатура профессий, по которым ведется подготовка; наличие и преемственность ступеней профессионального образования; сформированность уровня деятельности филиала Тюменского государственного университета как базового вузовского подразделения города; количество выпускников школ города, охваченных деятельностью подразделений центра образования. 4. Критерий становления системы полноценной социализации и Его показатели: количество видов социально и личностно значимой деятельности, в которых участвуют учащиеся и педагоги; действенность общегородских акций, проведенных представителями образования и их учениками (по общественному резонансу); сформированность в образовательных учреждениях воспитательных систем, соответствующих принципам и ориентирам концептуальных установок программы; охват учащихся внеучебной деятельностью; динамика количества учащихся, совершивших правонарушения; количество направлений деятельности и мероприятий, подготовленных совместными усилиями различных учреждений; динамика спортивных достижений учащихся; динамика распространения наркомании и алкоголизма среди подростков и молодежи; число детей и семей, которым была оказана материальная и социальная поддержка; полнота учета семей «группы риска» (отношение числа заранее выявленных семей «группы риска» к числу семей, в отношении которых пришлось принимать меры «по факту»); процент успешно социализирующихся детей «группы риска» (на конец каждого года); сформированность традиций в образовательных учреждениях и городских традиций; номенклатура видов деятельности в учреждениях дополнительного образования; 81 общее количество охваченных кружковой работой в учреждениях дополнительного образования; участие учреждений дополнительного образования в развитии культурной, социальной, экономической жизни города. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 393. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |