Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования




Исследователю и органам управления совершенно необходи­мы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объек­тивная информация о результатах работы. Сбор, обработка и ана­лиз такой информации, дающие возможность анализировать, оце­нивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содер­жание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система Диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев: образовательный, социо­логический, индивидуально-личностного развития, воспитанно­сти, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключа­ются? Раскроем примерное содержание основных компонентов Комплексного критерия оценки качества образования примени-

77

 ^

 тельно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оце­нивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.

Образовательный критерий:

качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи­телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос­бюджетные места, по успеваемости;

количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгорит­мическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уро­вень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

реальные возможности свободного выбора школьника в рам­ках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внекласс­ных занятий по интересам и т. д.);

адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи­тельства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к ус­ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессио­нальной деятельности и др.);

престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

адекватность самооценки;

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопе­реживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

степень самореализации (реализации индивидуальных возмож­ностей);

выраженность индивидуального стиля деятельности и черт ха­рактера;

развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

78

Критерий воспитанности:

сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив­ности;

степень сформированности нравственных идеалов и нравствен­ного поведения;

развитие экологической культуры личности;

развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

наличие или отсутствие вредных привычек;

факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

степень сплоченности классных коллективов.

Валеологический критерий (критерий здоровья):

уровень психического и физического здоровья, развития ос­новных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;

заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

распределение учащихся по группам здоровья;

количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.

Критерий психологического комфорта:

степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

уровень тревожности;

межличностные отношения, социальное благополучие.

Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и деть­ми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельно­сти определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:

критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: сомати­ческие заболевания, признаки повышенной нервозности, види­мая или продиагностированная психическая патология, патоло­гическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и ток­сическим веществам);

критерий психологической комфортности (изменения эмоци­ональных проявлений, работоспособности, межличностных отно­шений, поведения и др.);

критерий самостоятельности (изменения отношения к само­обслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);

79

 ^

 критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциу­ме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);

критерий жизненного определения (уровень соответствия реа­лизации прав несовершеннолетних действующему в РФ законода­тельству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к тру­довой деятельности).

Специфичны критерии и показатели развития образователь­ных систем муниципальных образований и регионов. Они могут выделяться по основным направлениям преобразовательной дея­тельности или (и) по основным проблемам.

Здесь должны найти отражение такие показатели, как реализа­ция права граждан на полноценное общее и профессиональное образование, соблюдение государственных образовательных стан­дартов, номенклатура и качество образовательных услуг, иннова­ционное развитие, социальная защита детей и педагогов, финан­сирование, развитие материальной базы и др.

Приведем для примера некоторые критерии и показатели ус­пешности реализации программы развития образования г. Му-равленко Ямало-Ненецкого автономного округа, рассчитанной до 2004 г. (научные руководители программы С. А. Гильманов и И. К. Сидорова, консультант В. И. Загвязинский).

1. Критерийсформированное™ целостного образовательного про­
странства.

Его показатели:

число социальных видов деятельности, в которых принимают участие учреждения и органы системы образования;

номенклатура видов образовательных услуг для учащихся и для населения, предоставляемых в учреждениях основного и допол­нительного образования;

социально-психологические аспекты состояния системы обра­зования: число конфликтов в образовательных учреждениях и орга­нах системы образования, стабильность кадрового состава, удов­летворенность отношениями в учреждениях;

социальная оценка деятельности системы образования: престиж образовательных учреждений, конкурсы при поступлении, кон­курентоспособность выпускников при поступлении в централь­ные и областные вузы;

число связей системы образования города с другими образова­тельными системами и институтами.

2.  Критерий развития общего образования.
Его показатели:

преемственность содержания и технологий образования на раз­личных ступенях обучения;

80

«набор» реализуемых образовательных дисциплин;

номенклатура типов образовательных учреждений;

количество и типы внедряемых образовательных технологий;

количество и регулярность издания и приобретения учебно-методических пособий;

эффективность экспертной деятельности;

наличие механизма и нормативов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

3.  Критерий профессионального образования.
Его показатели:

номенклатура профессий, по которым ведется подготовка;

наличие и преемственность ступеней профессионального об­разования;

сформированность уровня деятельности филиала Тюменского государственного университета как базового вузовского подразде­ления города;

количество выпускников школ города, охваченных деятельно­стью подразделений центра образования.

4. Критерий становления системы полноценной социализации и
воспитания, деятельности учреждений дополнительного образования.

Его показатели:

количество видов социально и личностно значимой деятель­ности, в которых участвуют учащиеся и педагоги;

действенность общегородских акций, проведенных представите­лями образования и их учениками (по общественному резонансу);

сформированность в образовательных учреждениях воспитатель­ных систем, соответствующих принципам и ориентирам концеп­туальных установок программы;

охват учащихся внеучебной деятельностью;

динамика количества учащихся, совершивших правонарушения;

количество направлений деятельности и мероприятий, подго­товленных совместными усилиями различных учреждений;

динамика спортивных достижений учащихся;

динамика распространения наркомании и алкоголизма среди подростков и молодежи;

число детей и семей, которым была оказана материальная и социальная поддержка;

полнота учета семей «группы риска» (отношение числа заранее выявленных семей «группы риска» к числу семей, в отношении которых пришлось принимать меры «по факту»);

процент успешно социализирующихся детей «группы риска» (на конец каждого года);

сформированность традиций в образовательных учреждениях и городских традиций;

номенклатура видов деятельности в учреждениях дополнитель­ного образования;

81

 общее количество охваченных кружковой работой в учрежде­ниях дополнительного образования;

участие учреждений дополнительного образования в развитии культурной, социальной, экономической жизни города.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 393.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...