Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА




Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знатьпрогенез и оплодотворение, основные этапы эмбриогенеза (по А.Г.Кнорре).

Основные понятия темы

Предмет эмбриологии. Эмбриогенез как часть онтогенеза, его связь с прогенезом. Клеточные механизмы эмбрионального развития (пролиферация, детерминация, дифференцировка, миграция, индукция, апоптоз).

 

Прогенез и оплодотворение

Сущность и основные этапы гаметогенеза, значение мейоза в созревании гамет. Сперматогенез и овогенез, общие черты и отличительные особенности. Строение половых клеток. Классификация яйцеклеток позвоночных по количеству и распределению желтка. Осеменение и транспорт половых клеток. Дистантное, контактное взаимодействия половых клеток, сингамия. Акросомальная, зональная и кортикальная реакции.

 

Основные этапы эмбриогенеза (по А.Г.Кнорре)

Зигота, ее особенности.

Дробление, его характеристики и этапы. Строение морулы и бластоцисты.

Гаструляция, ее способы и фазы. Результаты первой и второй фаз гаструляции.

Этап обособления и дифференцировки основных зачатков органов и тканей. Нейруляция, компоненты нейрального зачатка. Сегментация и дифференцировка мезодермы. Сомит (дерматом, миотом, склеротом); ножка сомита (нефрогонотом); спланхнотом (париетальный и висцеральный листки).

Органогенез и гистогенез. Внезародышевые органы, их образование, строение, значение.

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 66 - 67) ٭.

        

Зародыш на этапе обособления и дифференцировки зачатков, стадия сегментации мезодермы (поперечный срез куриного зародыша, второй день насиживания (№ 121)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Срез следует сориентировать таким образом, чтобы нервная трубка располагалась над хордой. Используйте атлас.

(2) Обратите внимание, что учебные препараты могут несколько различаться между собой, что обусловлено индивидуальными особенностями развития эмбрионов и (или) участком поперечного среза. На отдельных препаратах в мезодерме неразличимы части сомита (дерматом, миотом, склеротом).

(3) На отдельных препаратах обнаруживаются оксифильные желточные включения.

Зародыш на этапе обособления и дифференцировки зачатков, стадия обособления зародыша от внезародышевых органов (поперечный срез куриного зародыша, третий день насиживания (№ 122)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Срез следует сориентировать таким образом, чтобы нервная трубка располагалась над хордой. Используйте атлас.

(2) Обратите внимание, что учебные препараты могут несколько различаться между собой, что обусловлено индивидуальными особенностями развития эмбрионов и (или) участком поперечного среза. Нервный гребень удается различить не на всех препаратах. Значительно варьирует степень выраженности туловищных и амниотических складок, на некоторых препаратах обнаруживается сформированная амниотическая полость.

(3) В мезодерме из элементов сомита наиболее четко выражен дерматом.

Задание III. САМОКОНТРОЛЬ

 

Изучив тему, вы должны отвечать на контрольные вопросы («Указания к лабораторным занятиям…», с. 36 - 37) и тестовые вопросы по теме («Сборник тестовых вопросов по эмбриологии»).

Заполните таблицы.

Таблица 3.1. Основные этапы эмбрионального развития

Название этапа Основные явления Результат
     

 

Таблица 3.2. Эмбриональные зачатки и их тканевые производные

 

Эмбриональные зачатки Тканевые производные
Кожная эктодерма  
Нервная пластинка  
Мезодерма  
Прехордальная пластинка  
Энтодерма  

 

Тема: ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Задание I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Изучив содержание темы, вы должны освоить общие понятия темы, знатьморфофункциональные особенности различных видов эпителия, железы.

 

Общие понятия темы

Особенности положения эпителиальных тканей и их функции. Виды эпителиев (покровные, железистые, сенсорные). Общие морфологические признаки эпителиев. Особенности строения эпителиальных клеток, межклеточные соединения. Базальная мембрана: строение, функции. Морфологическая и гистогенетическая класификации эпителиев. Камбиальные элементы (стволовые и полустволовые клетки).

 

Особенности различных видов эпителия

Однослойные эпителии. Особенности строения, функции, регенерация. Виды однослойных эпителиев (плоский, кубический, призматический (столбчатый)) и их особенности. Многорядные (псевдомногослойные) эпителии: особенности строения (типы клеток, особенности их ультраструктуры), функции, регенерация.

Многослойные эпителии. Особенности строения, функции, регенерация, виды. Многослойный плоский ороговевающий эпителий: расположение, особенности строения клеток различных слоев, камбиальные элементы.

Многослойный плоский неороговевающий эпителий: расположение, слои, особенности строения клеток различных слоев, камбиальные элементы.

Многослойные кубический и столбчатый эпителии: расположение, особенности строения, камбиальные элементы.

Переходный эпителий: расположение, особенности строения клеток каждого слоя.

 

Железы

Развитие, строение и гистофизиология желез. Железистые клетки (гландулоциты), особенности строения, секреторный цикл. Классификации желез: одноклеточные и многоклеточные, эндо- и экзоэпителиальные, эндокринные и экзокринные. Морфологическая классификация экзокринных желез. Типы секреции.

 

Задание II. ИЗУЧЕНИЕ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Изучив тему, вы должны распознавать (диагностировать) препараты и находить на них детали, отмеченные в «Указаниях к лабораторным занятиям…» (с. 9 - 13).

 

Однослойный плоский эпителий (мезотелий брюшины) (№ 17)

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

(1) Поскольку препарат пленочный (вид с поверхности), для изучения выберите участок с отчетливо выраженными межклеточными границами и диплазматической дифференцировкой цитоплазмы клеток. Избегайте участков, содержащих элементы подлежащей соединительной ткани.

Однослойный столбчатый каемчатый (микроворсинчатый) эпителий (тонкая кишка) (№ 15)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

(1) Рассмотрите рельеф органа. Сориентируйте препарат (участок препарата) пальцевидными выростами (кишечными ворсинками) вверх. Выберите участок среза ворсинки, на котором эпителий представлен в продольном разрезе.

(2) Обратите внимание на различия в окрашивании бокаловидных клеток при окраске гематоксилин–эозин и гематоксилин-муцикармин (в первом варианте секреторные гранулы не окрашиваются, во втором – слизь окрашивается в малиновый цвет).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...