Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы, цели и функции административной ответственности




Помимо присущих ей признаков административная ответственность также характеризуется собственными принципами и структурой. Под принципами в данном случае понимаются общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности. Основополагающие принципы административной ответственности содержатся в КоАП РФ, и их можно сформулировать следующим образом.

Принцип законности. Ст. 1.6 КоАП РФ «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением» ориентирует уполномоченные органы и должностные лица на совершение всех действий, связанных с применением административных наказаний, в полном соответствии с требованиями закона и в пределах установленной для них компетенции. Так, в ст. 1.6 КоАП РФ закреплено, что:

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

- применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Принцип равенства всех перед законом и судом. Данный принцип вытекает из ст. 19 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 1.4 КоАП РФ, которая закрепляет, что:

- лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

- особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Последнее положение связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный ст. 1.5 КоАП РФ. Основу данного принципа составляют положения, закреплённые в ст. 49 Конституции РФ. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Вступившее в законную силу постановление о назначении того или иного административного наказания является свидетельством установления виновности лица. Причём не окончательным, так как это постановление может быть пересмотрено на основе протеста прокурора или жалобы подвергшегося административному наказанию лица. Важное значение как гарантия, препятствующая наказанию в административном порядке безвинного в совершении административного правонарушения лица, имеет установленная КоАП обязанность все неустранимые сомнения в его виновности – толковать в пользу этого лица.

Помимо вышеперечисленных, существуют также принципы, являющиеся общими для всех видов юридической ответственности, а следовательно характеризуют и административную ответственность. К таким можно отнести:

- принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность;

- принцип гарантированности судебной защиты;

- принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, который вытекает из статьи 50 Конституции РФ;

- принцип неотвратимости административной ответственности, предполагающий, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех виновных лиц; принцип индивидуализации административной ответственности, согласно которому при назначении административного наказания необходимо учитывать характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.

Важное значение имеет уяснение целей и функций административной ответственности.

Целями административной ответственности являются:

1. Охрана правопорядка;

2. Исправление правонарушителей и воспитание граждан в духе уважения к закону;

3. Восстановление социальной справедливости;

4. Предупреждение совершения новых правонарушений.

5. Административная ответственность направлена на восстановление нарушенных общественных отношений; на формирование и обеспечение правомерного поведения; лиц, совершивших правонарушение, и лиц, ранее не совершавших административное правонарушение.

Под функциями административной ответственности понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается сущность, социальное назначение административ­ной ответственности и через которые достигаются ее цели.

Регулятивная функция административной ответственности заключа­ется в установлении запретов совершать определенные действия; уста­новление позитивных обязанностей; установление составов правомерно­го поведения. Таким образом, в результате реализации регулятивной функции определяется поведение субъектов административной ответ­ственности.

Охранительная функция административной ответственности проявля­ется в ее воздействии на субъекты общественных отношений, побуждаю­щем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. Универсальное качество правоохранительной функции админист­ративной ответственности заключается в том, что она наступает также за нарушение требований правовых норм иных отраслей права.

Предупредительная (превентивная) функция административной от­ветственности заключается в предотвращении совершения администра­тивных правонарушений. В административном законодательстве разли­чают общую и частную превенцию. Общая превенция реализуется од­новременно с регулятивной функцией административной ответственно­сти. Во-первых, общая превенция используется в качестве способа осу­ществления угрозы применения административного наказания. Во-вто­рых, общая превенция осуществляется путем распространения инфор­мации об административно-правовом запрете. Она направлена на пред­отвращение совершения административных правонарушений другими лицами; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Частная превенция направлена на предотвращение совершения правонарушений лицом, совершившим административное правонарушение. В случае нарушения административно-правового запрета первоначальный момент превентивного воздействия заключается в осуждении виновно­го лица. Сам факт отрицательной оценки его деяния должен заставить лицо изменить свое поведение. Следующее за осуждением наказание (кара) лишает виновного возможности совершить новое правонарушение, либо в аналогичной ситуации изменить свое поведение.

Частная превенция заключается в том, что лицо, привлеченное к ад­министративной ответственности, находится в состоянии административ­ной наказанности в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (наличие не­снятого административного наказания). Повторность может выступать в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность или в качестве квалифицирующего признака. Состояние наказанности связано с угрозой воздействия в отношении субъекта более строгим административным наказанием, чем за административное правонаруше­ние, совершенное впервые.

Превентивная функция административной ответственности охватывает предупреждение не только рецидива административных правонарушений, но и правонарушений, представляющих большую общественную опасность преступлений. Специфика административных правонарушений состоит в том, что они стоят на гране с уголовно наказуемыми деяниями.

Карательная функция административной ответственности заключа­ется в том, что на физических и юридических лиц за совершение пра­вонарушения, назначаются административные наказания.

Правовые основы административной ответст­венности

Правовой основой административной ответственности является система нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, устанавливающие административную ответ­ственность. Конституция РФ определяет полномочия фе­деральных органов государственной власти, органов вла­сти субъектов РФ в области административного нормотворчества. КоАП РФ определяет в соответствии:

а) с законодательством о судебной системе подсуд­ность дел об административных правонарушениях принад­лежат судам в рамках КоАП РФ;

б) с законодательством о защите прав несовершенно­летних подведомственность таких дел принадлежат комис­сиям по делам несовершеннолетних и защите их прав

в) с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти также присутствует подведомст­венность их федеральным органам исполнительной власти.

Современное законодательство об административных правонарушениях распространяется на:

1) физических лиц;

2) коллективные образования - предприятия, учрежде­ния и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим ад­министративную ответственность физических лиц, являет­ся Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который состоит из Общей и Особен­ной частей.

В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взыска­ний за их совершение. Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составными частями являются также разделы, группирующие нормы, закрепляющие систему органов юрисдикции по делам об административных пра­вонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об админист­ративных правонарушениях, а также исполнение поста­новлений о назначении административных наказаний, т.е. исполнительное производство.

В законодательстве об административных правонару­шениях коллективные образования не кодифицированы. Отдельные его акты и нормы определяют виды админист­ративных правонарушений и круг их субъектов.

Законодатель отнес к ведению РФ установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и пра­вил их назначения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за наруше­ние правил и норм, предусмотренных федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами РФ;

4) порядка производства по делам об админи­стративных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении
административных наказаний.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, связанными, в том числе с присоединением России к ряду важных международных конвенций КоАП РФ основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Это обусловливает положение Кодекса о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора[2]. Таким образом, подтверждается приоритет норм международного права перед внутренним законодательством страны.

В субъектах Российской Федерации действуют кодифицированные законодательные акты либо законы этих субъектов об административных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны общественного порядка и др.).

При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ. Так, согласно ч.1 ст. 1.1 КоАП РФ административная ответственность как физических, так и юридических лиц; во-первых, может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом; во-вторых, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основополагающим законодательным актом в этой сфере и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.

В свою очередь, Кодекс закрепляет предметы ведения Российской Федерации и предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях[3].

Лицо, совершившее административное правонаруше­ние, подлежит ответственности на основании закона, дей­ствовавшего во времени и пространстве, по месту совер­шения административного правонарушения. В КоАП РФ сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положе­ние лица, совершившего административное правонаруше­ние, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное право­нарушение либо иным образом ухудшающий положение лица,не имеет обратной силы (ст. 1.7 КоАП РФ).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...