Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Понятие, признаки и особенности административной ответственности




Административная ответственность как разновидность санкций в публично-правовой сфере получила свое развитие еще в античном праве. Категория римского права administratio («управление») относилась в основном к сфере регламентации имущественных отношений. Однако в римском праве употреблялись административно-правовые понятия, получившие развитие во многих национальных системах, в том числе в отечественном праве, включая и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, одно из значений слова noxia - противоправное действие, приведшее к ущербу. В римском праве также был разработан институт санкций за правонарушение, в том числе и административное, например exactio (от exigere - требовать, взыскивать) (взыскание через суд). Многие из административных наказаний в действующем праве были рецепированы из римского права.

С одной стороны, административную ответственность можно рассматривать как философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях.

С другой стороны, административная ответственность – это вид юридической ответственности. Она имеет общие черты с уголовной, дисциплинарной, материальной ответственностью, что выражается в принудительном характере мер воз­действия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспита­нию правонарушителей и предупреждению правонарушений. Однако, представляя собой обособленный институт в системе юридической ответственности, административная ответственность обладает своими признаками, а также специфическим составом.

Действующий КоАП РФ не содержит четко сформулированного определения административной ответственности, однако, по смыслу главы 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» понятие административной ответственности включает в себя деятельность компетентных государственных органов, а также должностных лиц, направленную на достижение такой основной цели административного законодательства как неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние.

Л.Л.Попов отмечает, что, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она наступает вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.[1]

Так как административная ответственность – это вид юридической ответственности, ей присущи все признаки, которыми обладает и юридическая ответственность. Таким образом, административная ответственность:

представляет собой разновидность государственного принуждения;

применяется только при совершении виновного противоправного деяния;

состоит в применении к виновному лицу определенных санкций;

применяемые в рамках административной ответственности санкции строго определены законом;

санкции к правонарушителю применяются компетентными органами и должностными лицами.

Анализ указанных признаков позволяет сделать общий вывод: административная ответственность – особый вид юридической ответственности, мера административно-правового принуждения, применение санкций административно-правовых норм судьями, иными уполномоченными органами в предусмотренном законом процессуальном порядке к субъекту (физическому или юридическому лицу), совершившему административное правонарушение, Кроме перечисленных признаков административной ответственности, следует отметить ряд особенностей, характерных только для данного института юридической ответственности:

1) административную ответственность отличает порядок ее установления. Иначе говоря, она имеет собственную нормативно-правовую основу и устанавливается феде­ральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, и как следствие установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При этом к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Следовательно, все прочие вопросы могут быть разрешены субъектами Российской Федерации в собственном законодательстве с учетом региональных особенностей. Тем не менее, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации существенно ограничены и заключаются, главным образом, в возможности устанавливать административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, и определять должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о данных административных правонарушениях, а также мировых судей и органы, уполномоченные рассматривать дела о таких административных правонарушениях;

2) ответственность по административному праву наступает только при наличии достаточных оснований, а именно за совершение административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Также следует отметить, что административная ответственность наступает преимущественно за правонарушения, посягающие на общегосударственные, а не частноправовые интересы;

3) административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных для правонарушителя последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Данные последствия выражаются в претерпевании виновным субъектом лишений материального, морального либо личного характера;

4) административная ответственность реализуется в специфических процессуальных формах. Это значит, что меры административной ответственности применяются в рамках законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях. В этой связи стоит отметить, что процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности Это обусловлено тем, что административных правонарушений совершается гораздо больше, следовательно и необходимость оперативного реагирования на них значительно выше;

5) административную ответственность характеризует специфический субъектный состав. Так, к административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица. Это является самым существенным отличием административной ответственности от уголовной, субъектами которой являются исключительно физические лица;

6) административная ответственность применяется широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы. В КоАП теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности;

7) признаком административной ответственности является и то, что в отличие от мер уголовной и дисциплинарной ответственности, применение административного наказания не влечет для правонарушителя последствий в виде судимости или увольнения. Также стоит отметить, что лица, привлекаемые к административной ответственности, не являются подчиненными органов и должностных лиц, применяющих к ним административные наказания.

В итоге возможно сформулировать два понятия административной ответственности.

Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.

Под административной ответственностью понимается возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...