Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1. Понятие и классификация мер административного принуждения.




ЛЕКЦИЯ

по теме № 14 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

по специальности 40.05.02 – правоохранительная деятельность,

специализация – оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность

 

 

Время: 4 часа

 

Подготовил:

доцент кафедры АПД

к.ю.н., доцент

А.Б.Дудаев

 

Обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры АПД

« 03 » октября 2016 г.

Протокол № 2

 

 

 

Белгород - 2016


Цели лекции:

Учебная:дать обучающимся теоретические знания о признаках административной ответственности, ее целях, функциях и принципах, отличии ее от других видов юридической ответственности, о признаках и юридическом составе административного правонарушения.

Воспитательная:формировать правосознание юриста, прививать обучаемым уважение к закону, незыблемости прав и свобод человека и гражданина, осуществление служебной деятельности .в духе строгого соблюдения законов.

Развивающая: развивать у обучающихся способность анализировать основное назначение, сущность административной ответственности, давать правильную квалификацию административным правонарушениям.

Метод проведения занятия:объяснительно-иллюстрационный.

Материально-техническое обеспечение:мультимедийный комплекс,наличие подготовленных наглядных материалов графического и текстового вида.          

Место проведения занятия: лекционный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Распределение времени
Вступительная часть – 5 мин

Лекция №1.Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация мер административного принуждения. 40 мин.
2. Понятие и особенности административной ответственности. 45 мин.

Лекция №2.Учебные вопросы:

1.Понятие и признаки административного правонарушения. 45 мин.
2. Юридический состав административного правонарушения. 40 мин.
Заключительная часть (подведение итогов) – 5 мин. 5 мин.

Литература

Основная:

1. Административное право России: учебник / В. В. Альхименко, А. А. Выручаев, А. А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - М.: Проспект, 2011. - 368 с.

2. Административное право: учебник / Волков Александр Михайлович, Дугенец Александр Сергеевич. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.

3. Административное право: учебник / под общ. ред. А.И Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011- 536 с.

4. Россинский Б.В. Административное право: учебник /Б.В. Россинский,

5. Ю. Н. Старилов – 5-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 576 с.

6. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / отв. Ред. Л.Л. Попов. - Москва: РГ-Пресс, 2016. - 568 с.

 

Дополнительная:


1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ. - Главы 1, 2.

2. Административное право России: учебник / В. В. Альхименко, А. А. Выручаев, А. А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - М.: Проспект, 2011.

3. Бахрах Д.Н, Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010.

4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / В.С. Чижевский. – М.: Книжный мир, 2013.

5. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.

 




Введение

 

 Данной лекцией мы начинаем изучение третьей заключительной части курса административного права России. Часть охватывает вопросы применения норм административного права в связи с нарушениями требований административного законодательства и получила в литературе наименование "Административная юрисдикция". Административная юрисдикция как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия. Основное содержание административной юрисдикции составляет производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в разделе "административная юрисдикция" мы рассмотрим ряд таких важных проблем как понятия административного правонарушения и его состав, административные наказания и порядок их наложения, характеристика отдельных видов административных правонарушений и субъектов административной юрисдикционной деятельности, содержание административных производств и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях пришел на смену КоАП РСФСР в 2002 году. В новом законодательном акте нашли отражение коренные экономические и социальные изменения в жизни России, приоритет прав и свобод человека и гражданина. Специальные главы посвящены защите экологической, информационной, экономической безопасности от административных правонарушений и защите конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод детально разработана процессуальная часть Кодекса с целью гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Согласно КоАП РФ любое постановление по делу об административном правонарушении, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в судебные инстанции.

Субъектами ответственности по Кодексу РФ являются не только физические, но и юридические лица. Это вызвано жизнью, коренными изменениями социально-экономической структуры нашего общества.

В КоАП РФ дано понятие должностного лица. Причем с учетом изменений в экономике страны к должностным лицам по ответственности приравнены иные лица, выполняющие управленческие функции как в государственных организациях, так и в организациях других форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, если Кодексом в отношении не установлено иное. Эти лица несут повышенную ответственность наравне с должностными лицами органов государственной власти.

Существенные изменения претерпели санкции. Введены новые виды административных наказаний: дисквалификация, т.е. лишение физического лица права замещать должности государственной гражданской службы (федеральной и субъектов РФ), должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица на срок от 6 месяцев до 3 лет за нарушения законодательства о банкротстве, антимонопольного законодательства; административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков и других объектов в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемий и в других чрезвычайных ситуациях, перечисленных в КоАП РФ. Упорядочены и согласованы между собой санкции по различным видам правонарушений.

Существенно повышена роль судов в применении законодательства об административных правонарушениях. Такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, обязательные работы могут назначаться только судьей.

Отдельные положения КоАП РФ приведены в соответствие с международными договорами Российской Федерации, усилена ответственность за отдельные виды административных правонарушений в области дорожного движения, а также в области обеспечения безопасности опасных производственных объектов и транспортной безопасности.

Вопрос 1. Понятие и классификация мер административного принуждения.

 

Общая теория права традиционно выделяет следующие пять видов мер государственного (правового) принуждения: дисциплинарное; материальное; гражданско-правовое; уголовное; административное.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняя карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.

Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). Однако отдельные меры административного принуждения применяются судьями (не судами!). В частности, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Профессор Л.Л. Попов еще в 70-х годах XX столетия дал ставшее впоследствии классическим определение понятия административного принуждения, вполне применимое к сегодняшней правовой действительности. С его точки зрения, под административным принуждением понимается внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.

В отличие от уголовного наказания меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии составов правонарушений (например, при необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения правонарушения). Законодательством Российской Федерации в соответствии с положениями норм международного права предусмотрена возможность реквизиции (принудительного изъятия) собственности граждан и организаций для общественных нужд. Прежде всего это касается транспортных средств (автомобили и тяжелые мотоциклы).

В литературе высказывается и иное мнение. Например, проф. Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер исключительно в связи с административными правонарушениями.

Административное принуждение имеет следующие характерные черты, отличающие его от других видов государственного принуждения:

1. Основанием применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение. Для мер специального административного пресечения (физической силы, специальных средств, оружия) - преступление либо иное общественно опасное деяние.

2. Субъект административной власти и правонарушитель не являются членами одного коллектива, принуждаемый непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

3. Административное принуждение осуществляется органами исполнительной власти и только в некоторых случаях - судьями, в порядке, установленном нормами административного права, содержащимися как в законах, так и подзаконных нормативных актах.

В то же время административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения органами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти.

4. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителей, обеспечения общественного порядка и безопасности.

5. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила оборота оружия, природоохранные правила и т.п.).

6. Осуществляется в рамках административно-процессуальных норм, т.е. на правовой основе.

7. Способствует профилактике правонарушений, в т.ч. преступлений.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Особенности административно-правового принуждения:

а) меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения - административное правонарушение;

б) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т.е. при отсутствии организационного подчинения сторон;

в) множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;

г) административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты;

д) административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы исполнительной власти. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению мер административного принуждения (что на практике порой встречается) является грубым нарушением законности.

Административно-правовое принуждение как метод права состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум и психику лица, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (наиболее яркий пример - предупредительный выстрел сотрудника полиции вверх).

Материальное принуждение воздействует на поведение граждан, должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства или имущество (наказание в виде административного штрафа,  конфискации орудия или предмета административного правонарушения, арест товаров или транспортных средств и т.п.).

Физическое принуждение непосредственно (то есть прямо, а не опосредованно) воздействует на личность, ограничивая свободу ее действий (например, задержание лица с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; применение боевых приемов борьбы).

Административное принуждение представляет собой широкое понятие, имеющее юридическое содержание. Формы его конкретных проявлений очень разнообразны. Это обуславливается разнообразием задач органов государственного и муниципального управления и условий, в которых они действуют.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...