Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истоки реализма в русской литературе (первая половина XIX в.)




Рождение русского реализма из тяготения русской литературы к “прозе жизни”, не отягощенной идеологической условностью. Русский реализм в противостоянии “нормативизму” (классицизм, сентиментализм, романтизм) и в соединении с ним; “сплетенность” русского реализма с романтизмом, сентиментализмом и даже классицизмом. Комедия «Горе от ума» А.Грибоедова как пример такого “наднаправленческого” синтеза.

Реализм басен И.Крылова, соединивших в себе наивность классицистского жанра и обманчивую простоту фольклорной народной мудрости с жестокостью и безыллюзорностью реалистического подхода к неразрешимым социальным конфликтам, к неисправимой человеческой природе, к неотвратимой логике исторического развития. Черты реализма в романтической поэзии А.Кольцова («Песни»); фольклоризм стиля и реалистический метод литературы.

Реализм пушкинской поэзии и прозы, проникнутых полемикой с романтизмом и пародированием классицистических и романтических штампов («Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Дубровский», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама» и др.). Диалектика характеров и обстоятельств в пушкинском реализме. Роль случайности в сюжетике Пушкина. Драматизм реалистического осмысления истории Пушкиным («Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «История пугачевского бунта»). Несовместимость дворянского и крестьянского миров, неразрешимость конфликтов между ними («История села Горюхина», «Капитанская дочка»). Черты реализма в поздней лирике Пушкина. Полемика Пушкина с “псевдореализмом” Ф.Булгарина («Иван Выжигин»).

Открытие психологизма в русской литературе. Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени» как реалистическое произведение писателя-романтика. Дневник Печорина – реалистическое воссоздание внутреннего монолога личности, противоречий ее сознания и поведения. Драматизм внутренней жизни человека в ситуации исторического безвременья.

Своеобразие гоголевского реализма. Черты реализма в ранних, романтических циклах Гоголя. Развитие реализма в комедии «Ревизор», «Петербургских повестях», «Мертвых душах». Соединение бытописания с фантастикой и гротеском, углубленного психологизма и социальной наблюдательности с утопизмом, религиозной экзальтированностью, народности с национальным мессианизмом. Противоречия гоголевского “гротескного”, или “фантастического” реализма.

Полемика Белинского с Гоголем по поводу понимания России художником или мыслителем. Притязания критика на мыслительное превосходство над писателем при оценке реалистичности его творчества. Выдвижение русской литературной критики на руководящую роль в литературе. Борьба художника-реалиста и мыслителя-публициста в русской литературе за монополию на “правду жизни”.

«Натуральная школа» в истории русского реализма. Различное понимание гоголевских традиций в русской литературе: демократизм и социальность или профанация искусства и копание в низменных сторонах действительности. “Физиологический очерк” как основной жанр писателей “натуральной школы”. Белинский – лидер и теоретик “натуральной школы”; его полемика с “искусством для искусства”, славянофильским пониманием русской действительности и “официальной народностью”.

Проблема типизации реальности в русской литературе первой половины XIX в. Социальные типы в раннем русском реализме А. Герцена, И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина (“лишний человек”, “маленький человек”; народные характеры, мыслящий герой). Преодоление романтизма и сентиментализма в характерах, конфликтах, сюжетах литературных произведений раннего русского реализма. Условность понятия “социальная действительность” и различное понимание российской реальности представителями разных идейных направлений и течений в русской литературе. Многообразие типического в русской литературе середины XIX в.

Типизация крестьянских персонажей в «Записках охотника» Тургенева – поворотный пункт в подготовке Великой крестьянской реформы. Образы народа в поэзии Некрасова.

 

Тема 4. Литературная классика второй половины XIX в.: Западная Европа и Россия

 

Развитие реализма в русской литературе (вторая половина XIX в.)

Проблематика и основные идеи, противоречивая тематизация социальной действительности в русской реалистической литературе второй половины XIX в. Новые формы типизации характеров и обстоятельств, связанные с осмыслением различных модернизационных процессов, наметившихся в России после 1861 г. Открытие “диалектики души”.

Углубление реализма в романах И.Тургенева, И.Гончарова, Л.Толстого, Ф.Достоевского. Социальность и психологизм, дидактизм и философичность русских романов. Символичность их художественных заглавий. Романическая социальная утопия («Что делать?» и «Пролог» Н.Чернышевского); типы “нового” и “особенного” человека. Гротескно-фантастический реализм М.Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Современная идиллия», «Господа Головлевы», «Сказки»). Социальная, историческая и культурфилософская насыщенность русской драматургии (пьесы А.Островского, А.К.Толстого, А.Сухово-Кобылина, Л.Толстого, А. Чехова); драматургия как выражение драматизма бытия, воплощение острой борьбы различных настроений, убеждений, устремлений, социально-политических и социокультурных проектов в российском обществе. Влияние драмы на лирику (Н.Некрасов, Ф.Тютчев и др.) и роман (Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.). Реализм в поэзии Н.Некрасова и творчестве поэтов “некрасовской школы” (В.Курочкин, Д.Минаев, М.Михайлов и др.). Появление новых средств речевой и поэтической выразительности в реалистической лирике.

Русская классическая литература как аккумуляция всех основных проблем и тенденций культуры России; синтез социальных, философских, нравственно-религиозных, общественно-политических, художественно-эстетических исканий русской интеллигенции; отражение противоречивых общественно-исторических и психологических процессов в XIX в., воспроизводящих ситуацию раскола русской культуры и российского общества после отмены крепостного права и начала крестьянской реформы. Углубление драматизма и трагедийности русской литературы, усиление ее прогностических и пророческих функций. Постановка общечеловеческих тем и проблем, осмысление путей всемирной истории и многообразия мировой культуры в произведениях русской литературы; «всемирная отзывчивость» русских писателей (Ф. Достоевский о Пушкине). Масштаб общекультурных и исторических обобщений русской классической литературы; ее всемирно-историческое значение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...