Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Предмет, цели и задачи курса




«Литература Европы до конца XVIII века»

 

История литературы Европы как культурологическая дисциплина. Литература (шире – словесность) как феномен европейской культуры – различный в разные культурно-исторические эпохи и своеобразный применительно к каждой национальной истории культуры. Границы литературы Европы и пограничные с ней явления. Русская литература как часть европейской литературы, хотя часть специфическая. Литературный текст и контекст культуры, рассмотренные в динамике, составляют предмет данного курса, тесно коррелирующего с курсом всеобщей истории и курсом «Мировая культура»

 

Тема 1. Литература западноевропейского романтизма

 

Европейский предромантизм  

Появление в рамках эпохи Просвещения тенденций, предвосхищавших будущий романтизм. Из объединяли идея творца («культ гения»), индивидуализм героя, культ просвещенного чувства, поэтизация роковой судьбы, которую не может предотвратить герой, передача в искусстве противоречий, конфликтов, непредсказуемого развития событий. «Руссоизация» и «шекспиризация» современной авторам (конец XVIII в.) литературы. Творчество Г.А. Бюргера (роман «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена»), маркиза де Сада («Жюстина», «Жюльетта», «Философия в будуаре»). Поэзия Р. Бёрнса, Андре Шенье. Драматургия М.Ж. Шенье. «Готический роман» Х. Уолпола, Ж. Казота, Э. Рэдклиф и др.

Литературное движение «Буря и натиск» как выражение предромантической идеологии на немецкой почве: антирационализм и антинормативизм, “философия чувства и веры”, влияние сентиментализма и Руссо. Штюрмерский период в творчестве Гете (лирика, историческая драма “Гец фон Берлихинген”, роман “Страдания молодого Вертера”) и Шиллера (ода “К радости”; трагедии “Разбойники”, “Дон Карлос”). Сплав высоких просветительских идеалов и предромантического бунтарства.

“Веймарский классицизм”: идеал прекрасного человека как вершины природы. Поиск синтеза разума и чувства, идеального образа и обнаженной правды, философии и опыта. Зрелое творчество Шиллера: трагедии “Мария Стюарт”, “Орлеанская дева”, “Вильгельм Телль”; цикл баллад: романтические мотивы разлада жизни с мечтой.

Великая французская революция у истоков романтической западной литературы. Проблема субъективного преобразования действительности. Усиление художественного внимания к человеческой личности, неповторимой индивидуальности, ее внутреннему миру, субъективности. Попытка преодолеть просветительский нормативизм, унифицировавший личностное и национальное многообразие в формах общечеловеческой морали, естественности, разумности. Обращение к исключительному, неординарному (гений, безумие, преступление, сон, великие исторические деятели, уникальные исторические события, природные катаклизмы и катастрофы, страсть и т. п.). Романтическая типизация: исключительные характеры в исключительных обстоятельствах совершающие исключительные поступки и преодолевающие обстоятельства в свою пользу. Противопоставление исключительных личностей, поступков и событий – толпе, повседневности, рутине, быту. Поэтический культ Наполеона как романтического героя, меняющего ход истории и побеждающего толпу.

Немецкий романтизм и его школы: Йенский романтизм (бр. Ф. и А. Шлегели. Новалис. Поэзия Гёльдерлина); Гейдельбергский романтизм (Арним и Брентано, Й. фон Эйхендорф, бр. Гримм, драматургия Г. фон Клейста); Берлинский романтизм (А. Шамиссо, Э.Т. Гофман, Г. Гейне). Формирование теории и философии романтизма. Теоретики французского романтизма (Ф.Р. Шатобриан, Ж. де Сталь)

Романтическая лирика Дж. Китса, Дж.Г.Байрона, П.Б.Шелли, Г.Гейне, В.Гюго, П.Беранже, А. де Мюссе, Г.Лонгфелло, У.Уитмена, А.Мицкевича. Темы и сюжеты. Своеобразие лирического героя, осмысляемых им ситуаций; его страсти, отношения с окружающим миром; вызов истории и житейским обстоятельствам. Романтическая ирония и гипербола. Романтическая образность и романтический пафос. Романтический фольклоризм (сказки братьев Гримм). Поэтические жанры романтизма.

Романтический исторический роман. В.Скотт, А. де Виньи, А.Дюма, В.Гюго, Ф.Купер. Соотношение исторической правды и вымысла; факта и его субъективной интерпретации. Исторический герой и преодоление им конкретных обстоятельств. Роль авантюрно-приключенческого и эротического сюжета. Романтическая реинтерпретация и переоценка истории. Образ истории в романах В.Скотта («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Уэверли»); А. де Виньи («Сен Мар»); А.Дюма (трилогия «Три мушкетера», «Асканио»), В.Гюго («Собор Парижской богоматери», «93-й год»), Ф.Купера (пенталогия о Кожаном Чулке).

Житейская проза жизни в романтическом осмыслении. Герой и толпа, гений и мещанство, возвышенный дух и материальная нищета, нравственное благородство и своекорыстная подлость. Образы романтических злодеев и невинных жертв. Тема возмездия («Граф Монте Кристо» А.Дюма). Романтические фантастика и гротеск: творчество Э.Т.А.Гофмана (сказки, «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»), новеллы Э.По и В.Ирвинга, роман Г.Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит». Любовная и бытовая тематика в романах Ж.Санд («Индиана», «Орас», «Консуэло»), А. де Мюссе («Исповедь сына века»); полемика с Руссо.

Постепенное усложнение романтического образа реальности. Конкретизация человеческих характеров, усложнение психологической мотивации их поступков. Романтическая литература на подступах к реализму: освоение конкретного историзма, психологизма, диалектики характеров и обстоятельств, детализации описаний («Отверженные» В.Гюго; поздние произведения И.В. Гёте – эпическая поэма «Герман и Доротея», романная дилогия «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», роман «Избирательное сродство», автобиографические повествование «Из моей жизни. Поэзия и правда», «Фауст», вторая часть трагедии).

Соединение в литературе романтической и реалистической типизации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...