Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Модернизм в западной литературе ХХ в.




 

Европейский постромантизм и неоромантизм как альтернатива “позитивистской” литературе (реалистического или натуралистического направлений). Преодоление традиционности формы, поверхностного бытописательства и жизнеподобия в “отлете” фантазии от повседневности, в нарочитом отрыве искусства от жизни и декларации “искусства для искусства”. Поэты “Парнаса” как основатели модернистской традиции – предсимволизма и декадентства (Т.Готье, Ж.Нерваль, Т. де Банвиль, Ш.Леконт де Лиль). Творчество Ш.Бодлера (“Цветы зла”): расхождение эстетического и этического, их противопоставление и конфликт. Теории искусства Р.Вагнера и Ф.Ницше, предвосхитившие модернизм в Европе.

Первичность творческого духа, пересоздающего реальность; субъективизм мировосприятия, универсальность символа, способного выражать собой все в мире, культ творческого “я”, самодовлеющий эстетизм – основания будущего западноевропейского символизма. Развитие европейского символизма (ранней формы модернизма). Своеобразие символизма: французского (С. Малларме, Лотреамон, А. Рембо, П. Верлен, П. Клодель, П. Валери), скандинавского (Г. Ибсен, К. Гамсун. А. Стриндберг), немецкого (Г. Гауптман), английского (О.Уайльд), австрийского А. Шницлер, Р.М. Рильке, Г. Гофмансталь, Г. Майринк), бельгийского (Верхарн, М. Метерлинк), итальянского (Г. д’Аннунцио) и т. п. Различное историческое соотношение традиций натурализма и романтизма в различных национальных литературах. Общее в западном символизме.

Символизм неореалистического творчества писателей Серебряного века. Символические образы в прозе В.Вересаева, А.Куприна, И.Бунина, Л.Андреева. Неоромантизм и неореализм в прозе и поэзии М.Горького; символические образы, богостроительские мотивы в его творчестве. Символизм в творчестве пролетарских и “новокрестьянских” поэтов. Непоследовательность условного, “околореалистического” символизма; подспудное преодоление символизма в пограничных литературных течениях и произведениях.

Рождение на базе западного символизма и в полемике с ним постсимволистских течений (импрессионизма, экспрессионизма, абсурдизма и др.), вплоть до крайнего модернизма – авангарда в его различных формах (футуризм, сюрреализм, дадаизм). Переосмысление роли символа в эстетике авангарда. Авангардистская установка на вмешательство в реальность (эпатаж, скандал, эстетическая и политическая провокация, революционная переделка мира). Поэзия Г. Аполлинера, П. Элюара, Л. Арагона, Т.С. Элиота и др. Литературный сюрреализм и экзистенциализм. Формирование «левого» авангарда социалистической ориентации (И. Бехер, Ф. Вольф, Б. Брехт, В. Незвал, Л. Арагон, П. Элюар и др.).

Классики западного модернизма, постепенно перетекающего в авангард – М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Э. Ионеско, С. Беккет и др.). Философская проблематика модернистских произведений. “В поисках утраченного времени” М. Пруста; “Улисс” Дж. Джойса, “Процесс” и “Замок” Ф. Кафки; его новеллы; “Носорог” Э. Ионеску; “В ожидании Годо” С.Беккета. Экзистенциалистская литература (“Тошнота” Ж.-П. Сартра, “Посторонний”, “Чума” А. Камю) как реализация модернистского дискурса через философию выбора и пограничности.

 

 

Тема 8. Судьбы реализма в европейской и мировой литературе ХХ в.:

          Влияние модернизма

 

Влияние модернистской парадигмы на всю литературу ХХ в., в том числе “реалистическую”, точнее неореалистическую (А.Франс, Р.Роллан, Б.Шоу, Т.Драйзер, Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Т. и Г. Манны, Г. Гессе, Г.Белль, Г.Грин и др.). Изменение характера реализма в рамках модернистского дискурса (неореализм, неоклассика). Диалогизм реализма и модернизма в ХХ в.

Влияние модернистской парадигмы на всю литературу ХХ в., в том числе “реалистическую”, точнее неореалистическую (А.Франс, Р.Роллан, Б.Шоу, Т.Драйзер, Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Т. и Г. Манны, Г. Гессе, Г.Белль, Г.Грин и др.). То же – в советской литературе (Е. Замятин. Б. Пильняк, М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, С. Кржижановский, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. пастернак и др.). Изменение характера реализма в рамках модернистского дискурса (неореализм, неоклассика). Диалогизм реализма и модернизма в ХХ в. Взаимодействие реалистического текста и модернистского контекста или модернистского текста и реалистического контекста. Невозможность изоляции литературных методов и направлений в ХХ в. друг от друга.

Социалистический реализм как модернистский и авангардистский проект. Сочетание политико-идеологических требований к писателям и читателям и собственнохудожественно-эстетических (реалистичность, соединение реализма и романтизма). Сочетание прагматики и идеализации, плакатность и жизнеподобия. Подспудное формирование под личиной «соцреализма» особой версии постмодернизма. Постепенное преодоление самоизоляции соцреализма в контексте модернизма. Авангарда и постмодернизма. Возникновение концепции социалистического реализма как «открытой развивающейся системы». Внутренние противоречия соцреализма, являющиеся неразрешимыми в принципе (бесконфликтность, противопоставление сущего – должному, идейный схематизм и идеологическая заданность). Влияние соцреализма на истоки постмодернизма («мовизм» В. Катаева, «соц-арт» и т.п.).

Плюрализм художественных методов, постоянно взаимодействующих друг с другом – магистральная тенденция развития европейской и мировой литературы (включая русскую и советскую литературы ХХ в.). Продолжение этих тенденций в конце ХХ и в начале XXI в., уже в рамках постмодернизма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...