Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделы дисциплин и виды занятий




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

 

 

Кафедра истории и теории культуры

 

 

Наименование дисциплины

Литература Европы XIX – XXI в.

Рабочая программа для направления подготовки

033000 Культурология

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

 

 

Москва 2011
История литературы

Учебно-методический комплекс

Д.филос., к. филол. н., профессор, д.чл. РАЕН И.В. Кондаков

кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории и теории культуры

20.04.2011 протокол №8

 

© Российский государственный гуманитарный университет 2011

1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины

  • показать место, которое занимает литература (искусство слова) Европы среди других явлений западноевропейской и мировой культуры, а также среди иных видов искусства;
  • сформировать у студентов представление о литературе Европы (с начала XIX в. до начала XXI в.) как целостном феномене культуры, меняющем свои параметры в ходе европейской и мировой истории;
  • раскрыть типологию литературы Европы, включая такие ее разновидности, как русская литература и советская литература, которые также входили – какими-то своими сторонами в европейское целое;
  • освоить методику выявления опорных категорий литературоведения (литературных родов, жанров, стилей, направлений и методов) для построения целостной истории европейской (включая русскую) литературы;
  • выявить идейно-художественную специфику западноевропейской литературы применительно к каждому историческому этапу истории культуры, начиная с античности, – сравнительно с некоторыми разновидностями неевропейских литератур (американской, латиноамериканской, японской и др.).

 

Задачи дисциплины

  • ознакомить студентов с основаниями и типологией национальных литератур Европы;
  • изучить систему литературоведческих категорий, которые составляют основы теории и истории литературы, поэтики;
  • изучить множественность литературных форм, а также теоретических и исторических подходов к анализу историко-литературного процесса и текстов литературных произведений в контексте европейской культуры.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:   «Литература Европы» является базовой общепрофессиональной дисциплиной культурно-исторического модуля и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин гуманитарно-социально-экономического цикла, как «История мировой культуры», «Всеобщая история»; общепрофессиональных дисциплин теоретико-культурного модуля – «Эстетика», «Теория культуры», «Лингвистика и семиотика» – и культурно-исторического модуля – «История религий», «История искусств». Она призвана способствовать формированию исторических представлений о культуре слова и словесности в Европе, которые в дальнейшем будут углубляться в процессе освоения ряда прикладных и специальных дисциплин.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения «Литературы Европы» направлен на формирование следующих компетенций:

 

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций изучения литературы; базовые термины теории и истории литературы, теоретической и исторической поэтики;
  • историко-культурный контекст, обусловивший появление изучаемых историко-литературных явлений и развитие вербальной культуры в европейских странах данного периода;
  • историко-культурную взаимосвязь литературных произведений с другими факторами социальной и культурной истории (мифология, религия, философия, общественно-политическая мысль, искусство, журналистика и т.п.)

 

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать литературные тексты в культурологическом и литературоведческом аспекте;
  • оценивать идейное содержание и художественную значимость и новаторство литературных произведений данного периода истории европейской культуры;
  • различать идейно-художественную специфику отдельных разновидностей литературы Европы, в той или иной степени маргинальных по отношению к западноевропейской литературе (эллинистическая, византийская и русская литература), а также неевропейских литератур, смежных с литературой Европы (американская и латиноамериканская литературы, японская литература).

 

Владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • техниками анализа литературных текстов;
  • принципами компаративного анализа национальных литератур.

 


ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЫ XIX – начала XXI вв.

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Литература западноевропейского романтизма
2. Становление западноевропейского реализма
3. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в.
4. Литературная классика второй половиныXIX в.: Западная Европа и Россия
5. Кризис реализма в европейской литературе (вторая половина XIX в.). Символизм и натурализм
6. Русская литература Серебряного века
7. Модернизм в западной литературе ХХ в.
8. Судьбы реализма в европейской и мировой литературе ХХ в. : Влияние модернизма
9. Становление советской литературы. Советская классика и ее альтернативы в русской литературе ХХ в.
10. Литература Русского Зарубежья между русской и западной литературами
11. Русская советская литература в эпоху «оттепели» и «перестройки»
12. Неевропейские литературы ХХ в.
13 Постмодернизм в западной и русской литературе ХХ – начала XXI вв.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми  

(последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 История культуры + + + + + + + + + + + + + + +
2 История повседневности     + + + + + + + + + + + + +
3 Философия культуры     + + + + + + + + + + + + +

 

 

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. СРС Все-го
1. Литература западноевропейского романтизма 2     4   6
2. Становление западноевропейского реализма 2     2   4
3. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в. 2     2   4
4. Литературная классика второй половиныXIX в.: Западная Европа и Россия 2     4   6
5. Кризис реализма в европейской литературе (вторая половина XIX в.). Символизм и натурализм 2     2   4
6. Русская литература Серебряного века 2     2   4
7. Модернизм в западной литературе ХХ в. 2     4   6
8. Судьбы реализма в европейской и мировой литературе ХХ в. : Влияние модернизма 2     4   6
9. Становление советской литературы. Советская классика и ее альтернативы в русской литературе ХХ в. 2     4   6
10. Литература Русского Зарубежья между русской и западной литературами 2     2   4
 11. Русская советская литература в эпоху «оттепели» и «перестройки» 2     2   4
 12. Неевропейские литературы ХХ в. 2     -     2
13. Постмодернизм в западной и русской литературе ХХ – начала XXI вв. 2     4   6

 

Содержание курса

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...