Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Неевропейские литературы ХХ в.




 

Западноевропейская литература в контексте неевропейских литератур. Важнейшими из них являются сегодня: американская литература (США), латиноамериканская литература и японская литература ХХ в.

Все эти литературы не столько противостоят европейским традициями, но, скорее, включают ее в себя. Североамериканская литература уже в начале XIX в. была востребована в Европе и включалась в последнюю – наряду с английской или испанской.

Поначалу заметными для европейской литературы были американские писатели-романтики (Э. По, Ф. Купер, В. Ирвинг, Г. Мелвилл, Лонгфелло и др.). На рубеже XIX – ХХ вв. мировым авторитетом стали обладать писатели-реалисты (М. Твен, Дж. Лондон, Э. Синклер, С. Льюис, Т. Драйзер и др.). В ХХ в. к ним присоеднились и даже заняли лидирующие позиции писатели, активно включившие в свое творчество модернистские и даже постмодернистские приемы (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Миллер,Т. Капотэ, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, А. Миллер и др.).

Во второй половине ХХ в. внимание европейских читателей привлекли авторы Латинской Америки, пишущие на испанском и португальском языках, что давало относительно легкое и простое вхождение в европейскую литературу. Среди них поэт П. Неруда, новеллисты и романисты Х Л. Борхес, Ж. Амаду, Х. Кортасар, Г. Гарсиа Маркес и др. Именно в недрах полиэтнической латиноамериканской литературы возник «магический реализм», неомифология, непредсказуемость сочетаний фантастики, психологизма, острых социальных проблем ХХ века и оновременно глубокой традиционности, живого фольклоризма. В лице своих выдающихся авторов латиноамериканская литература сразу обрела мировое значение. Особенно плодотворно и перспективно парадоксальное сочетание неореализма, модернизма и постмодернизма в латиноамериканских литературах.

Значение японской литературы ХХ в., соединившей в себе национальные традиции японской прозы и поэзии (танку), китайских традиций и западноевропейских и американских влияний, в том числе в значительной мере – влияния русской литературы, своеобразно преломленной в духе национальных представлений и идеалов (Достоевский, Гончаров, Л. Толстой, А. Чехов и др.). Сочетание глубокого психологизма и интеллектуализма, мифологической притчи и философского иносказания, национальной специфики и общечеловеческой проблематики. Классик японской литературы ХХ в. Акутагава Рюноске и его творческие заветы. Творчество Ясунари Кавабата, Юкио Мисима, Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ, Кэндзи Накагами, Рю Мураками, их всемирная известность и популярность.

Влияние советской литературы на развитие европейской литературы (Ч. Айтматов, В. Быков, грузинские поэты и др.)

 

Тема 13. Постмодернизм в западной и русской литературе ХХ – начала XXI вв.

 

Западный постмодернизм

Понимание модерна (и модернизма) как принципиально незавершенного культурного проекта (Ю. Хабермас) и соответственно – эпохи. Логическое завершение этого культурного проекта в постмодернизме, призванном уравновесить “открытость” модернистского вызова (как альтернативы культурной традиции) плюрализмом всех возможных альтернатив. “Полнота” постмодернизма как эклектизм, идеологическая и стилевая беспринципность, принципиальное равноправие разных текстов: взаимоисключающих точек зрения, интерпретаций, оценок, “чужих слов”, готовых цитат, целых художественных произведений не только связанных интертекстуально, но и объединенных в единый гипертекст. Отказ от признания истины, реальности (в том числе объективности истории, предстающей лишь как совокупность субъективных интерпретаций, как нарратив), серьезности; абсолютизация маргинальности, культурной опосредованности, языковой игры, сквозной двусмысленности и релятивности смыслов, отсутствия или размытости всех границ.

Западный постмодернизм как художественное самовыражение постиндустриального общества, как результат крушения надежд на волевую модернизацию действительности в соответствии с тем или иным авангардистским проектом (марксистским, фрейдистским, маоистским и т.п.). Май и лето 1968 г. как рубеж постмодернистского самосознания Запада (студенческая революция во Франции, конец “Пражской весны”, гибель Че Гевары, угасание “культурной революции” в Китае и т.п.).

Истоки западного постмодернизма: “Поминки по Финнегану” (и отчасти “Улисс”) Дж.Джойса; “Тропик Рака” и “Тропик Козерога” Г.Миллера, “Игра в бисер” (и отчасти “Степной волк”) Г.Гессе, “Доктор Фаустус” (отчасти “Волшебная гора” и “Иосиф и его братья”) Т.Манна, У.Фолкнера (трилогия “Деревушка”, “Город”, ”Особняк”) и др. Политекстуальность, ирония, обратимость времени, серийное мышление, новое понимание авторства и письма, многозначность смыслов, игра с виртуальной реальностью и т. п. Роль Востока в становлении западного постмодернизма (философия дзэн; творчество Акутагавы Рюноске, Кобо Абэ и др.); наложение западных и восточных дискурсов друг на друга. Значение современного латиноамериканского романа в становлении западного постмодернизма (Х.Л. Борхес, Ж. Амаду, А. Карпентьер, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес и др.).

Становление постмодернизма как литературного направления. Новеллы Х.Л.Борхеса; “новый роман” во Франции (А.Роб-Грийе, Н.Саррот), повести и рассказы Дж.Сэлинджера, романы В.Набокова (“Бледный огонь”, “Лолита”), Х.Кортасара (“Игра в классики”), Г.Гарсиа Маркеса (“Сто лет одиночества”, “Осень патриарха”), Дж.Апдайка (“Кентавр”), К.Воннегута (“Колыбель для кошки”), М.Павича (“Хазарский словарь”), У.Эко (“Имя розы”, “Маятник Фуко”), Дж.Фаулза (“Коллекционер”, “Волхв”) и др. Идейно-художественное своеобразие западного постмодернизма

Алеаторическая литература (роман Р.Федермана “На ваше усмотрение”, Ж.Риве “Барышни из А.”; компьютерный роман М.Джойса “Полдень”). Читатель как соавтор писателя; моделирование “дерева смыслов”, “расщепление” сюжетных линий и т. п. эксперименты в искусстве слова.

Литература русского постмодернизма и постсоветской эпохи

Истоки русского постмодернизма. Первые опыты постмодернистской поэтики: Д.Хармс и «обэриуты»; М.Булгаков («Мастер и Маргарита»); А.Платонов; М.Зощенко, С.Кржижановский, Л.Добычин; проза О. Мандельштама, драматургия Евг.Шварца; роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»; «Поэма без героя» А.Ахматовой; «Ни дня без строчки» Ю.Олеши; поздняя проза («мовизм») В.Катаева.

Гротескные формы художественного осмысления проблем и конфликтов советской действительности в творчестве Вен. Ерофеева, В.Аксенова, В.Войновича, С.Довлатова, Ф.Искандера, А.Вознесенского, Л.Петрушевской, Г. Сапгира и др. Рождение концептуалистской модели «соцарта» (воссоздание имиджей и стереотипов советской тоталитарной культуры в контексте обыденности, пошлости или парадоксального столкновения с альтернативной – прозаической или зарубежной – реальностью).

Маргинализация норм и ценностей. Смешение высокого и низкого, серьезного и смешного, пародийного; использование стилизации, нарратива, фантастики и гротеска для снижения пафоса и «культовых» ценностей советской идеологии. Советская антиутопия (А. и Б.Стругацкие, В.Войнович,В. Аксенов, А. Гладилин, А.Кабаков). «Другая проза» как форма контркультуры по отношению к официальной советской литературе. «Иронический авангард» (В.Пьецух, Евг.Попов, Вик. Ерофеев и др.). Творчество В. Маканина, А. Курчаткина, М. Кураева, Ю. Полякова и др. неореалистов.

Национально-патриотическая тенденция в постсоветской литературе. А. Проханов, С. Куняев и др. Реабилитация советского, имперского, национально-русского в литературе. Православное течение в литературе (В. Крупин, Ю. Вознесенская, Е. Чудинова и др.). Литература как воплощение религиозных идей и реализация церковной политики в мирской жизни. Противопоставление монотематизма идейному и стилевому плюрализму.

Своеобразие современного русского постмодернизма; его отличие от западного постмодернизма. Творчество Вен.Ерофеева, А.Битова, А.Терца/А.Синявского. Проза Саши Соколова, Э. Лимонова, В.Сорокина, В.Пелевина, Т. Толстой, А. Королева и др. Поэзия Д.Пригова, А.Парщикова, С. Гандлевского, Т.Кибирова, Э. Лимонова, Л. Рубинштейна и др. Драматургия Л. Петрушевской, Н. Садур, Н. Коляды, Н. Птушкиной, бр. Пресняковых. Продуктивность русского постмодернизма, демифологизирующего советскую и постсоветскую действительность, играющего с ней и в нее. Деконструкция «советского» в русской постмодернизме. «Соц-арт» и «рус-арт» в постсоветской литературе. Новые тенденции в постсоветской литературе: Д. Быков, З. Прилепин, бр. Пресняковы и др.

Широкое распространение массовой беллетристики. Коммерческий и идеологический характер распространения массовой литературы в постсоветский период. Причины популярности массовой беллетристики в постсоветский период. Основные жанры популярной литературы (детектив, любовный роман, научная фантастика, фэнтези, историческая и псевдоисторическая беллетристика и т.д.). Тематика и проблематика массовой литературы. Поэтика повседневности в массовой литературе.

Мозаичность постсоветской литературы. Ее идейно-эстетическая пестрота и художественная неоднородность, многовекторность тенденций дальнейшего развития. Культурно-исторический «перекресток» постсоветской литературы.

 

Контрольные вопросы по курсу «История литературы»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...