Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Становление западноевропейского реализма




 

Реализм как метод, рожденный позитивистской эпохой в истории культуры. Сближение художественного познания мира с научным; апология объективности художника в отношении действительности, осмысляемой с минимальной рефлексией (изображение жизни “в формах самой жизни”); наивное представление об искусстве как “зеркале”, отражающем реальность максимально правдиво и не вносящем в картину мира ничего своего. Две крайности в истолковании “жизнеподобия” реализма: сведение деятельности художника к плоскому копиизму или естественнонаучному наблюдению и – возвышение художника до масштабных обобщений и осмыслений действительности, непосредственно не очевидных. Отсюда противоречивые тенденции развития реализма – к натурализму и к символизму.

Реалистическая типизация социальной действительности: воссоздание типических характеров в типичных обстоятельствах; причем обстоятельства первичны по отношению к характерам и “заставляют” их действовать, а характеры – действуют соответствующим образом (Ф.Энгельс). Условность и нормативность толкования романтиками характеров, обстоятельств и действий в их взаимодействии. Романтические “штампы”; стереотипность романтического восприятия действительности Реализм как притязание на абсолютную антинормативность художественного творчества, разоблачение любых романтических норм и ценностей, отказ от любой условности. Исследовательский пафос реализма по отношению к действительности.

Истоки реализма во Франции (искания Стендаля, Бальзака, Мериме, Беранже).

Социально-психологический роман Стендаля («Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель»). Социальные конфликты, честолюбивые помыслы, обличение мира наживы и карьеризма. Панорама социальной жизни в «Человеческой комедии», задуманной О. Де Бальзаком как полемическое противопоставление главному произведению Данте. Антибуржуазный характер социальных обличений Бальзака («Гобсек», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии»). Социальные типы бальзаковских героев. Бальзак как «доктор социальных наук». Психологический реализм Г.Флобера (“Мадам Бовари”, “Воспитание чувств”). Утончение поэтики, символизм деталей в творчестве Флобера. Ослабление социально-критического начала в его творчестве. Роль Флобера в становлении французского символизма.

Социально-нравственная проблематика реалистических романов Ч. Диккенса («Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Большие ожидания»). Галерея характеров, социальные конфликты, нравственно-психологическая эволюция героев, трагикомизм ситуаций, динамичность сюжета в романах Диккенса. Социально-критический пафос и одновременно авторское сочувствие героям и их судьбам, сохранение традиций сентментализма.

Сатирическое мастерство У.Теккерея-реалиста («Ярмарка тщеславия»). Образ «суеты сует» как образ всепоглощающей повседневности.

Значение западноевропейского реализма в истории мировой литературы. Термин «критический реализм» и его политико-идеологическая интерпретация в советское время.

 

Тема 3. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в.

 

Романтизм в русской литературе (первая половина XIX в.)

Вырождение сентиментализма в русской литературе, превращение сентименталистского творчества в подражательство и моду, нередко в эпигонство; распространение сентименталистских штампов.

Усиление интереса к неповторимой человеческой личности и ее внутреннему миру, психологизм и субъективизм, культ индивидуального чувства и утонченной “чувствительности”, поэтизация сильных страстей, ярких характеров и поступков, стремление к “тайне”, непознаваемому, исключительному. Вторичность русского романтизма по отношению к романтизму западноевропейскому. Два условных типа романтизма в русской литературе – “прогрессивный” (или “революционный”) и “консервативный” (или “мистический”) – как два пути преодолеть ограниченность настоящего: через “прорыв” в будущее и “уход” в архаическое прошлое (мифологию, исторически отдаленные эпохи) или мистицизм.

Элегические мотивы и мистические идеи в романтическом творчестве В.Жуковского и К.Батюшкова. Баллады Жуковского («Людмила», «Светлана» и др.), ода-элегия «Певец во стане русских воинов», стихотворения «Славянка» и др., его переводы западноевропейских поэтов (Гете, Шиллера, Байрона), вошедшие в литературный обиход русских читателей. Эпикурейская лирика К.Батюшкова, элегии («Тень друга», «Мой гений», «Умирающий Тасс»), его антологические стихотворения («Вакханка», и др.) с их внешним “классицизмом” и внутренним романтизмом. Трагические мотивы творчества Батюшкова, его социальный пессимизм, поэтизация отчаяния.

Литературные общества романтической ориентации: «Арзамас», 1815; Вольное общество любителей российской словесности, 1816; «Зеленая лампа»,1819; «Общество любомудрия», 1823. Романтизм в литературном творчестве декабристов. “Революционный романтизм” А.Одоевского, В.Кюхельбекера, А.Бестужева (Марлинского). Творчество К. Рылеева (гражданская лирика, «Думы», поэма «Войнаровский») – первое в русской поэзии противопоставление “поэта” и “гражданина”.

“Прогрессивный” романтизм поэтов пушкинского круга – Д.Давыдова, П.Вяземского, Н.Языкова, А.Дельвига, И.Козлова. “Философский романтизм” в поэзии Д.Веневитинова, Е.Баратынского, А.Хомякова, раннего Ф.Тютчева, в прозе В.Одоевского («Русские ночи»).

“Консервативный” романтизм: поэзия В.Бенедиктова, исторические драмы Н.Кукольника («Рука Всевышнего Отечество спасла»), исторические романы М.Загоскина («Юрий Милославский», «Рославлев, или Русские в 1812 году»), беллетристические сочинения Барона Брамбеуса (О.Сенковского).

Романтическое творчество А.Пушкина. Романтизм его вольнолюбивой лирики. Сказочная поэма «Руслан и Людмила». Романтические поэмы («Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья разбойники»,»“Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Романтические мотивы поэмы «Полтава», романа «Дубровский». Сюжет, идеи и пафос, характеры, система образов, стиль. Особенности романтической поэтики Пушкина. Преодоление Пушкиным романтизма через иронию, дискредитацию романтических штампов, характеров, ситуаций, сюжетов («Евгений Онегин», «Домик в Коломне», «Анджело» и др.).

Романтизм поэзии М.Лермонтова. Лирика Лермонтова как цельная романтическая поэтическая система. Мотивы и идеи лермонтовской лирики, лирический герой, своеобразие конфликта и сюжета, жанровая специфика (баллада, дума, песня, романс, портрет и др.). Романтические поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон». Романтические мотивы в лермонтовской прозе.

Романтический характер идеологии и культурфилософских теорий славянофилов, литературного и литературно-критического творчества ранних славянофилов. Романтизм поэзии Ф. Тютчева. Предвосхищение Тютчевым поэтики символизма. Идеология русского западничества между философией Просвещения и философией романтизма. Лирика А. Фета как другая версия романтизма, предвосхитившего русский символизм.

Романтический характер русских радикально-демократических концепций. Неоромантические истоки народнической и декадентской литературы в России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...