Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные признаки интеллектуальной недостаточности тяжелой степени




· Уровень когнитивных способностей у взрослого, страдающего тяжелой умственной отсталостью соответствует уровню развития ребенка 3-5 лет

· Нарушено раннее и последующее развитие ребенка: он позже начинает держать головку, сидеть, ходить, разговаривать, моторно неловок, неуклюж, неспособен бегать и прыгать, собирать конструктор и мозаику, писать и рисовать

· Речь грубо дефектна, ребенок в состоянии выучить около 15-20 простых слов, однако пользуется ими в основном механически, неосознанно. Чаще улавливается не смысл слов, а интонация, мимика и жесты, относящиеся к основным потребностям больного (приготовление еды, порицание за проступки)

· Моторная неловкость, характерная для детей, сохраняется у взрослых с тяжелой умственной отсталостью, мешая выполнять сложные движения, требующие точности, координации, внимания. А вот простые бытовые навыки – одевание (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), прием пищи, переноска предметов, закрепляются при достаточном усердии и неплохо выполняются под контролем родных или воспитателей.

· Мышление при олигофрении хаотичное, бессистемное. Если у ребенка тяжелая умственная отсталость, он может иногда различить хорошо знакомые предметы на картинке, а при длительном обучении – даже объединить их (животные, одежда), однако такое запоминание является чисто механическим. Составить рассказ по сюжетной картинке ребенок не в состоянии, он не может решить даже самую простую задачу, не различает предметы по размеру, цвету, форме

· Логическая память отсутствует, механическая – резко снижена.

· Поведение лиц с тяжелой умственной отсталостью обычно нарушено – они могут быть то эйфоричны и благодушны, то злобны, агрессивны, расторможены

· Если диагностирована олигофрения в степени выраженной имбецильности, то в социальном плане это свидетельствует о том, что самостоятельно жить и обслуживать себя такие больные не могут, они нуждаются в постоянном уходе, надзоре, опеке.

Умственная отсталость глубокая

Глубокая умственная отсталость (идиотия) – самая тяжелая степень интеллектуальной недостаточности. Встречается примерно у 5% детей с врожденным слабоумием. В большинстве случаев при глубокой умственной отсталости имеются также тяжелые соматические заболевания, аномалии развития различных органов и систем, грубые неврологические расстройства с парезами и параличами, нарушения зрения и слуха.

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Сделать вывод о степени нарушения интеллекта при умственной отсталости глубокой можно путем тщательного наблюдения за поведением ребенка в динамике, анализе его способности к общению, выражению эмоций, освоению навыков самообслуживания.

Диагностика

1. Еще в начале 20 века Бине и Симон охарактеризовали идиотию, как неспособность словесно общаться с другими людьми, то есть понимать их речь и выражать словесно свои мысли (если это не связано с нарушением слуха и речи). Обычно при глубокой умственной отсталости больные произносят лишь нечленораздельные звуки и в редких случаях – несколько простых слов.

2. Общение невозможно или ограничивается элементарными жестами и гримасами, выражающими удовлетворение или недовольство.

3. Главное в поведении – удовлетворение потребности в пище. Чувства радости, печали, страха отсутствуют. Такие дети обычно никогда не смеются и не плачут.

4. Игровая деятельность отсутствует (игрушки ломают или засовывают в рот).

5. Движения плохо координированы, бесцельны и хаотичны (раскачивание туловища, кивание головой). Зачастую, если имеется глубокая умственная отсталость, больные вообще прикованы к постели или их подвижность ограничена пределами комнаты.

6. Физиологические отправления не регулируются.

7. Самостоятельный прием пищи зачастую затруднен – нарушено глотание, жевание, отсутствуют навыки пользования столовыми приборами. Кроме того из-за нарушения вкуса и обоняния дети с умственной отсталостью глубокой могут поедать несъедобные продукты, нечистоты, жуют все, что попадается под руку.

8. Ребенок и взрослый при этой патологии нуждается в постоянном постороннем уходе.

 

Этиология (причины) олигофрении.

3 группы факторов по времени действия:

    1. пренатальные (до родов)

    2. натальные (во время родов)

    3. постнатальные (после родов)

Пренатальные факторы:

Хромосомные, генетические заболевания, мать во время беременности перенесла инфекционные заболевания (грипп, краснуха, корь), интоксикации (мать во время беременности курила, употребляла алкоголь, пищевые отравления, предметами бытовой химии), травмы плода во время беременности

Натальные факторы:

Патологии родов (быстрые, стремительные или затяжные роды), не соответствие размеров плода , применение травматичных родовспоможений (наложение щипцов), травмы, кровоизлияния во время родов, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия

Постнатальные факторы:

Травмы голоного мозга ребёнка, перенесенные заболевания (менингит, энцефалит), интоксикации

Эти факторы действуют до 3 лет.

В зависимости от степени недоразвития ВНД олигофрению делят:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...