Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Умственная отсталость легкой степени




Умственная отсталость легкой степени (дебильность) –наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

· Коэффициент интеллекта IQ – 50-69

· По Бине и Симону дебильность устанавливается у ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы

· Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить

· Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики

· Фразовая речь – с 3-4 лет

· Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу

· При умственной отсталости легкой степени отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность

· Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам

· Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование

· Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами

· Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным

· Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается

· Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим

· Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора

· Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры

· Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с умственной отсталостью легкой степени могут повысить свой коэффициент интеллекта на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности (IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

 

Умеренная умственная отсталость (нерезко выраженная имбецильность) встречается у каждого 7-10 ребенка с интеллектуальной недостаточностью. В Международной классификации болезней это расстройство обозначается шифром F 71.

Основные признаки умеренной умственной отсталости

· Коэффициент интеллекта IQ – 35-49

· По Бине и Симону имбецильность устанавливается в случаях, когда ребенок неспособен письменно общаться с себе подобными, то есть неспособен выразить свои мысли письменно и понять написанное или напечатанное

· Уровень интеллекта (когнитивных способностей) соответствует возрасту 6-9 лет

· Обычно выражены дефекты физического развития (акромегалические черты, аномалии костно-мышечной системы, черепа…), характерна моторная неловкость, недоразвитие тонких движений рук

· Если имеется умеренная умственная отсталость, отвлеченное мышление отсутствует, переход к абстракции недоступен, не улавливается смысл даже простой жизненной ситуации, увиденной картинки, просмотренного фильма

· Дети и взрослые с нерезко выраженной имбецильностью не имеют представления о времени, пространстве, иногда могут различать несколько наиболее распространенных основных цветов, путают правую и левую сторону, не в состоянии решить даже самую простую задачу

· Механическая память чаще снижена, иногда могут выучить порядковый счет до 10 и даже до 100, ни с чем его не связывая

· Речь может быть неплохо развита, поэтому лица с умеренной умственной отсталостью способны общаться с окружающими, выражать свои желания и понимать обращенную к ним речь

· При имбецильности отмечается повышенная внушаемость, несамостоятельность в суждениях, слепое подражание другим, подчинение чужому влиянию

· Если имеется умеренная умственная отсталость, эмоции обычно однообразны: некоторые дети и взрослые могут быть постоянно эйфоричны и беззаботны, другие – агрессивны и злобны, третьи – спокойны, приветливы, заботливы по отношению к младшим

· Нерезко выраженная имбецильность не позволяет учиться в обычной школе, но в ряде случаев можно обучаться по специальной вспомогательной программе в условиях коррекционного центра или дома-интерната

· Наличие примитивного образного мышления позволяет приобретать определенный ограниченный запас сведений, запоминать новую информацию, овладевать бытовыми навыками, простейшими видами ручной или подсобной работы. Так лица с умеренной умственной отсталостью могут выполнять под наблюдением окружающих простую работу по дому (приготовление завтрака, уборка, уход за животными) и на приусадебном участке (прополка, полив, сбор урожая), иногда – работать грузчиком, разнорабочим

Умственная отсталость тяжелая

Тяжелая умственная отсталость (олигофрения в степени выраженной имбецильности) встречается у 5-7% детей с интеллектуальной недостаточностью. Выявить основные признаки дефекта можно уже в первые месяцы и годы жизни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) к умственной отсталости тяжелой степени (шифр F72) относятся психические расстройства с коэффициентом интеллекта IQ от 20 до 35.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...