Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Важнейшие концепции антропосоциогенеза
1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образцу и подобию» Бога. 2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка (идеалистическая концепция – развитие по Божественному плану) и Дарвина (материалистическая) утвердила идею развтитя живой природы, которая прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов «живого мира» другими. 3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как существе хуже других животных, приспособленного к миру. 4. Трудовая теория антопосоциогенеза. Фридриха Энгельса в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека, указав на действие двух факторов: природно-биологического и социального. a. Природно-биологические факторы: ü похолодание климата Земли ü исчезновение тропических лесов ü прямохождение ü изменения передних конечностей ü увеличение объема мозга b. Социальные факторы: ü трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий ü появление языка ü морально-нравственные запреты, табу ü неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему). 5. Игровая модель (Й. Хейзинга, погиб в концлагере). Важнейший фактор возникновения человека в игре. Игра порождает мир символических форм деятельности, сыгравших значимую роль в процессе антропосоциогенеза. 6. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Связывает появление человека с утверждением культа в основании которого лежат тотем и табу. 7. Семиотическая модель человека. Трактует человека как единственное существо способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность основу которой составляет язык. 8. Уфологическая гипотеза. Связывает первоночальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.
Краткие выводы: · Человек осмысливается в философии как биосоциальный феномен · Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате; · Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования; · Социальность человека проявляется в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданную ими предметную среду, язык, систему моральных ценностей; · Человек создает «вторую природу», искусственную среду обитания; · Человек обладает сознанием, мышлением, речью.
Человек в системе социальных коммуникаций
Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности. Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах: 1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности. 2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека. 3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.
Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.
Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи.
Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.
Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.
Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия. Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов. Ядро деятельности – труд. ……. Феномен массового человека · унифицированность · стандартизированность мышления, существования · принципиальная анонимность
Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности. А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться. Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития.
Экзистенциальные проблемы существования человека
Проблема смысла жизни Проблема смерти и бессмертия человека Проблема свободы Проблема смысла жизни
Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Основные векторы смысла жизни: § Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием. Трансцендентное – выходящее за пределы персонального опыта, сверхчувственное, доопытное, интуитивное. Сакральное – таинственное, скрытое, божественное по происхождению, священное, магическое, противоположность повседневному.
§ Второй вектор осмысления проблемы смысла жизни. Смысл жизни ориентирован на земные «ценности и идеалы» – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма. § Третий вектор сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек. В этом случае происходит чрезмерная прагматизация смысла жизни, сама жизнь лишается глубины и загадочности.
Проблема смысла жизни у Э. Фромма:смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальными: 1. «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие); 2. «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).
Эрих Фромм (основные работы): ü Бегство от свободы ü Иметь или быть? ü Искусство любить!! разработал теорию любви. Свобода достигается только через любовь.
§ Четвертый вектор связан с рассмотрение жизни в качестве самоценности – в самом факте существования человека. Французский философ Я. Янкелевич: «только смерть задним числом высвечивает смысл жизни».
Проблема смерти и бессмертия человека
Отношение к смерти всегда наполнено драматизмом. Смерть человека – это угасание «микрокосма» – «человеческой Вселенной». Проблема жизни и смерти – одна из основных тем философского размышления. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |