Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие концепции антропосоциогенеза




 

1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образцу и подобию» Бога.

2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка (идеалистическая концепция – развитие по Божественному плану) и Дарвина (материалистическая) утвердила идею развтитя живой природы, которая прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов «живого мира» другими.

3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как существе хуже других животных, приспособленного к миру.

4. Трудовая теория антопосоциогенеза. Фридриха Энгельса в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека, указав на действие двух факторов: природно-биологического и социального.

a. Природно-биологические факторы:

ü похолодание климата Земли

ü исчезновение тропических лесов

ü прямохождение

ü изменения передних конечностей

ü увеличение объема мозга

b. Социальные факторы:

ü трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий

ü появление языка

ü морально-нравственные запреты, табу

ü неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему).

5. Игровая модель (Й. Хейзинга, погиб в концлагере). Важнейший фактор возникновения человека в игре. Игра порождает мир символических форм деятельности, сыгравших значимую роль в процессе антропосоциогенеза.

6. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Связывает появление человека с утверждением культа в основании которого лежат тотем и табу.

7. Семиотическая модель человека. Трактует человека как единственное существо способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность основу которой составляет язык.

8. Уфологическая гипотеза. Связывает первоночальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.

 

Краткие выводы:

· Человек осмысливается в философии как биосоциальный феномен

· Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате;

· Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования;

· Социальность человека проявляется в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданную ими предметную среду, язык, систему моральных ценностей;

· Человек создает «вторую природу», искусственную среду обитания;

· Человек обладает сознанием, мышлением, речью.

 

Человек в системе социальных коммуникаций

 

Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности.

Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах:

1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.

2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека.

3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.

 

Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.

 

Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи. 

 

Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.

 

Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.

 

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.

Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.

Ядро деятельности – труд.

…….

Феномен массового человека

· унифицированность

· стандартизированность мышления, существования

· принципиальная анонимность

 

Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности.

А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться.

Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития. 

 

 

Экзистенциальные проблемы существования человека

 

Проблема смысла жизни

Проблема смерти и бессмертия человека

Проблема свободы

Проблема смысла жизни

 

Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.

 

Основные векторы смысла жизни:

§ Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием.

Трансцендентное – выходящее за пределы персонального опыта, сверхчувственное, доопытное, интуитивное.

Сакральное – таинственное, скрытое, божественное по происхождению, священное, магическое, противоположность повседневному.

 

            

§ Второй вектор осмысления проблемы смысла жизни. Смысл жизни ориентирован на земные «ценности и идеалы» – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма.

§ Третий вектор сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек. В этом случае происходит чрезмерная прагматизация смысла жизни, сама жизнь лишается глубины и загадочности.

 

Проблема смысла жизни у Э. Фромма:смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальными:

1. «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие);

2. «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).

 

Эрих Фромм (основные работы):

ü Бегство от свободы

ü Иметь или быть?

ü Искусство любить!! разработал теорию любви. Свобода достигается только через любовь.

 

§ Четвертый вектор связан с рассмотрение жизни в качестве самоценности – в самом факте существования человека. Французский философ Я. Янкелевич: «только смерть задним числом высвечивает смысл жизни».

 

Проблема смерти и бессмертия человека

 

Отношение к смерти всегда наполнено драматизмом. Смерть человека – это угасание «микрокосма» – «человеческой Вселенной».

Проблема жизни и смерти – одна из основных тем философского размышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...