Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные черты классической философии




· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.

· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования

· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.

· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.

· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……

· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования

· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия

· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности

· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.

· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходилоотождествление деятельности и сознания

· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.

· Философское знаниестроится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.

· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению

 

 

Основные принципы:

 

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии

 

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.

Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.

В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.

 

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.

 

Представители иррационализма:

Ø А. Шопенгауер

Ø Ф. Ницше

Ø С. Кьеркегор

Ø А. Бергсон

 

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическаяфилософия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.

Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..

 

Рационализм (лат.разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.

 

Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

 

Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа SОт представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.

 

Парадигма (греч.пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.

 

Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

Основные программы постклассической философии:

Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.

Ø Критическо-аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.

Ø Экзистенцально-психологическая программа направлена на переосмысление философскогосамосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.

 

Основные проблемы постклассической философии:

§ анализ бытия человека;

§ анализ языка;

§ разработка категориального аппарата.

 

Этапы развития постклассической философии

 

К первому этапу относится критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, Кьеркегора, позднее Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.

К первому этапу, этапу распада гегелевской философии относится марксизм, которые претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления.

 

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

 

Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

 

1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже–Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

 

К неомарксизму относятся:

ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения;

ü Исследователи проблем «третьего мира»;

ü Исследователи проблем глобализации

ü Самин, Франк, Валлерстайн

К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.

 

Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль).

Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

 

Третий этапоформился к середине 20 века. Основные направления:

 

§ экзистенциально-феноменологическая философия.Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализмвозникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).

В середине 20 века и в других странах, в том числе в США.

В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...