Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль практики в процессе познания




 

Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2) это общественно историческая деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира.

 

Формы практики:

· материальное производство;

· научный эксперимент;

· социальные действия, то есть деятельность людей по изменению общественных отношений (войны, реформы, революции и т. д.).

 

Практика и познание – это две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Критерием истинности наших знаний может быть не только практика, но и хорошая теория.

Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится к формам культурного творчества.

Проблема истины впервые осмыслена в античной философии. Аристотель понимал истину как такое знание, которое логически соответствует действительному положению вещей.

Классические концепции истины

Классическая концепцияистины понималась как соответствие знаний познаваемой действительности. Британский философ 20 века Д. Мур назвал эту концепцию корреспондентской истиной. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Центральные понятия классической концепции истины: соответствие и действительность.

Соответствие знаний предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме.

Понятие действительность трактовалось как то, что имеет место, существует.

 

Диалектико-материалистическая концепция истины включает 3 компонента:

ü учение об объективной истине;

ü учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной;

ü учение о конкретности истины.

 

Относительная истина – неполное, неточное знание, которое уточняется и дополняется последующим развитием науки.

Абсолютная истина понимается в двух смыслах: широком и узком.

 

Абсолютная истина в узком смысле – достоверное знание, полное значение, которое не опровергается последующим развитием. Например, дата смерти, дата рождения.

 

Абсолютная истина в широком смысле – полное, точное знание, но такое невозможно.

Знание есть только стремление к абсолютной истине. Истина всегда конкретна, должна учитывать все условия и место.

 

Неклассические (нео/постклассические) концепции истины

Когерентная концепция (лат.связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний.

Прагматическая концепция (греч.дело, действие) (Пирс,Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская концепция (лат.соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества. 

Семантическая концепция(Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).

 

Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.

 

Объектный язык – это предметный язык.

 

Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знаний. Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.

 

Специфика научного познания

 

Формы и методы научного познания

Этос науки. Этика взаимоотношений общества и ученого

Наука в аксиологическом измерении

 

Формы научного познания

 

Ø Проблема;

Ø Гипотеза;

Ø Научная теория.

 

Проблема – это «знание о незнании», поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.

 

Гипотеза – научно обоснованное предположение о существенных характеристиках, глубинных необходимых связях изучаемых явлений.

 

Научная теория– органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностный свойства и закономерные связи, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений.

 

Методы научного познания

 

Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется новое знание.

 

Ø философские методы:

ü диалектический;

ü метафизический;

ü аналитический;

ü герменевтический.

Ø общенаучные методы:

ü аксиоматический метод;

ü дедуктивный метод (от общего к частному);

ü эксперимент;

ü описание.

Ø методы частных наук (применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин):

ü количественный анализ в химии;

ü спектральный анализ в физике и т.д.

 

Общенаучные методы:

· Методы эмпирического исследования;

· Методы теоретического исследования;

· Общелогические методы познания

 

Общелогические методы:

· обобщение;

· абстрагирование;

· анализ;

· синтез;

· индукция;

· дедукция;

· аналогия;

· моделирование.

 

Методы эмпирического уровня:

· наблюдение;

· измерение;

· эксперимент;

· описание.

 

Наблюдение – это

 

 

Социальная философия

 

Понятие социальной философии

Многозначность определения общества

Социальная организация общества и ее элементы

Концепция развития общества (К. Маркс, М. Вебер, Ю. Хабермас)

Понятие «социальная философия»

 

Социальная философия – это учение об обществе, которое раскрывает сущность общества как реальности особого типа, объективно-субъективной по своему характеру.

 

Объективно-субъективный характер означает:

· с одной стороны, в обществе действуют люди и функционируют социальные институты, реализующие осознанные интересы и цели;

· с другой – между ними складываются определенные, нормативные отношения, влияющие на деятельность людей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...