Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коэволюция стратегии развития общества и природы
Понятие природы
Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос». Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
Эволюция взглядов на природы
Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe–начало) – поиск единой основы мироздания.
· У Лукреция Кара природа предстает как рождающая творческая фюсис. · У Демокрита и Эпикура природа рассматривается как совокупность атомов и пустоты. Преобладает естественнонаучный аспект.
Термин «натурфилософия» (philosophianaturalis):
· появляется в школе стоиков · Сенека разделил философию на три части: ü Нравственную (вносит порядок в душу) ü Естественную (исследует природу вещей) ü Философия человеческого разума.
Согласно учению стоиков в системе философии именно физика учит о природе. Физика составляет основу натурфилософии. Это приводит к совпадению предметов физики и философии. Физика вплоть до И. Ньютона называлась «натуральной философией». И. Ньютон в работе «Математические начала натуральной философии» излагает фундаментальные принципы физического познания природы.
Натурфилософия в эпоху Возрождения – умозрительное (логическое, не прикладное) истолкование природы в ее целостности. Представители: Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Кампанелла.
В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософские построения отходят на второй план.
В учении Ч. Дарвина (19 в.) впервые на научных, материалистических принципах обосновывается целостная концепция эволюции органической жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе.
В биологии ХХ столетия благодаря формированию таких направлений биологического исследования, как синтетическая теория эволюции, генетика популяционная экология и др. изменяется картина биологической реальности, которая было обоснована в учении Дарвина. В биологии 20-21 вв. основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный организм, выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности, как эволюционирующие системы рассматриваются биогеоценозы и биосфера в целом.
А. Фридман «Мир как пространство и время» (1921 г.) впервые ставит под сомнение постулат о стационарности Вселенной во времени и математически просчитывая «мировые уравнения» А. Эйнштейна он находит такой вариант их решения, который предполагал наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени.
Биосфера греч. bios – жизнь, sphaira – область) – это область область активной жизни, охватывающая часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
В биосфере живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и взаимодействуют. Термин «биосфера» ввел в 1875 году Э. Зюсс. Дальнейшее развитие понятия «биосфера» получает в трудах В. И. Вернадского (1863-1945).
В. И. Вернадский Концепция биосферы Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека.
Ноосфера(noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.
Проблема взаимосвязи общества и природы
В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному: · Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе. · В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания. · В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим. · Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.
Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме. Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.
Краткие выводы:
Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях), Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму. Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека. Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа». Социальная экология.
Объектом исследования является природный мир.понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека. Основные модели социальной экологии: Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога. Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт).идеал деятельногоактивного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.
Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.
Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |