Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коэволюция стратегии развития общества и природы




 

Понятие природы

 

Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.

 

Эволюция взглядов на природы

 

Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe–начало) – поиск единой основы мироздания.

 

· У Лукреция Кара природа предстает как рождающая творческая фюсис.

· У Демокрита и Эпикура природа рассматривается как совокупность атомов и пустоты. Преобладает естественнонаучный аспект.

 

Термин «натурфилософия» (philosophianaturalis):

 

· появляется в школе стоиков

· Сенека разделил философию на три части:

ü Нравственную (вносит порядок в душу)

ü Естественную (исследует природу вещей)

ü Философия человеческого разума.

 

Согласно учению стоиков в системе философии именно физика учит о природе. Физика составляет основу натурфилософии. Это приводит к совпадению предметов физики и философии.

Физика вплоть до И. Ньютона называлась «натуральной философией». И. Ньютон в работе «Математические начала натуральной философии» излагает фундаментальные принципы физического познания природы.

 

Натурфилософия в эпоху Возрождения – умозрительное (логическое, не прикладное) истолкование природы в ее целостности. Представители: Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Кампанелла.

 

В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософские построения отходят на второй план.

 

В учении Ч. Дарвина (19 в.) впервые на научных, материалистических принципах обосновывается целостная концепция эволюции органической жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе.

 

В биологии ХХ столетия благодаря формированию таких направлений биологического исследования, как синтетическая теория эволюции, генетика популяционная экология и др. изменяется картина биологической реальности, которая было обоснована в учении Дарвина.

В биологии 20-21 вв. основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный организм, выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности, как эволюционирующие системы рассматриваются биогеоценозы и биосфера в целом.

 

А. Фридман «Мир как пространство и время» (1921 г.) впервые ставит под сомнение постулат о стационарности Вселенной во времени и математически просчитывая «мировые уравнения» А. Эйнштейна он находит такой вариант их решения, который предполагал наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени.

 

Биосфера греч. bios – жизнь, sphaira – область) – это область область активной жизни, охватывающая часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

 

В биосфере живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и взаимодействуют.

Термин «биосфера» ввел в 1875 году Э. Зюсс. Дальнейшее развитие понятия «биосфера» получает в трудах В. И. Вернадского (1863-1945).

 

В. И. Вернадский

Концепция биосферы

Биосфера – особое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функционирование которой являются результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями осуществления эволюционных процессов. В. И. Вернадский считал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера постепенно переходит в новое состояние – ноосферу – то есть естественные процессы протекают под контролем осознательной деятельности человека.

 

Ноосфера(noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человека. Понятие «ноосфера» впервые использовал француз Леруа в 1927 году.

 

Проблема взаимосвязи общества и природы

 

В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному:

· Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект – объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к окружающей природе.

· В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.

· В эпоху Нового временистановление техногенной цивилизации делает такой тип противостояния основополагающим.

· Конец 20-начало 21 вв.характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Формируется идея коэволюции у истоков которой стоял известный генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский.

 

Коэволюция – это совместная эволюция в едином пространственно-временном ритме.

Человек является частью биосферы, поэтому его развитие должно соотноситься с ее изменениями, обеспечивая сопряженную динамику (ко-эволюцию) человека и природы.

 

Краткие выводы:

 

Ø Коэволюционная стратегия основывается на экологических императивах (строгих, неукоснительных требованиях),

Ø Отношения в системе «Общество-Природа-Человек» изменяются от антропоцентризма к биосфероцентризму.

Ø Концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения человека.

Ø Коэволюция должна способствовать достижению состояния устойчивого развития в системе «Человек-Общество-Природа».

Социальная экология.

 

Объектом исследования является природный мир.понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй» искусственной среды обитания человека. 

Основные модели социальной экологии:

Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Природа выступает ведущей стороной диалога.

Научно-технологическая (17 в.). Природа – объект исследования и поле приложения интеллектуальных и физических сил человека. Человек – владыка природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт).идеал деятельногоактивного человека. Искусственная реальность отделила людей от естественной природы, нарушила их былую гармонию.

 

Экология – это наука об отношении живых организмов между собой и с окружающей средой.

 

Понятие «экология» ввел в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...