Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.




 

Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.

Уровни организации знания:

· Знания как информация об объективном мире природы и общества.

· Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.

· Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

 

Существует две классификации форм познания:

1. В рамках первой различают:

a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)

b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).

2. Вторая классификация:

a. мифологическое;

b. религиозное;

c. образно-художественное;

d. философское;

e. научное.

Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.

Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.

 

Специальные области философии, изучающие процесс познания:

Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.

 

Гносеология – теория познания (gnosis – знание).

Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.

Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.

 

Основные направления:

Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс);

Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека:

ü агностицизм

ü эмпиризм

ü скептицизм

Агностицизма» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.

И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений.

Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.

Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.

 

В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития.

Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.

 

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

¨ познающего человека – субъект познания;

¨ познавательного предмета – объект познания.

 

Основные интерпретации субъекта и объекта познания:

ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

ü Программа идеалистического эмпиризма.(Юм, Беркли, Авенариус).Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия.представления).

ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработанаКантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.

ü Социокультурная программа.Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.

ü Программы постклассической гносеологии:

Ø экзистенциально-феноменологическая

§ биопсихиологическая;

§ аналитическая;

§ герменевтическая.

 

Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.

 

Особенности постклассической гносеологии:

ü отказ от принципа SOоппозиции;

ü акцент на анализе вопросов субъектности;

ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;

ü исследование прагматических функции языка и речи.

 

Структура познавательного процесса

 

Механизм познания имеет два уровня:

1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагментарность, конкретность. Оснвные формы чувственной ступени познания:

a.ощущения;

b.восприятия;

c.представления.

2. Рациональный. Рациональное познание – это активный процесс обобщенного, абстрактного и опосредованного отражения действительности. Основные формы рациональной ступени познания:

a.понятия,

b.суждения,

c.умозаключкения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.

 

Суждение – это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается либо отрицается что-либо.

 

Умозаключение – это логический вывод, связывающий два или несколько суждений.

 

Интуиция – это сплав мысли и чувства, это единство чувственного и рационального, это способность постижения истины путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательств, это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании бессознательно, предельно ясно осознается итог мысли – истина.

 

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Различный ученые по-разному оценивают чувственную и рациональную ступень познания.

Представители сенсуализма (сенсус-чувство) на первое место ставят чувственную сторону познания – Гельвеций, 18 век.

Рационалисты на первое место ставят «рацио» – разум (Декарт, Лейбниц).

Представители эмпиризма на первое место ставят опыт (Мах, Юм).

В. И. Ленин: «Познание есть процесс от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...