Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.
Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью. Уровни организации знания: · Знания как информация об объективном мире природы и общества. · Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание. · Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Существует две классификации форм познания: 1. В рамках первой различают: a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл) b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство). 2. Вторая классификация: a. мифологическое; b. религиозное; c. образно-художественное; d. философское; e. научное. Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения. Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.
Специальные области философии, изучающие процесс познания: Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.
Гносеология – теория познания (gnosis – знание). Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности. Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.
Основные направления: Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс); Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека: ü агностицизм ü эмпиризм ü скептицизм Агностицизм («а» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений. Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик. Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: ¨ познающего человека – субъект познания; ¨ познавательного предмета – объект познания.
Основные интерпретации субъекта и объекта познания: ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы. ü Программа идеалистического эмпиризма.(Юм, Беркли, Авенариус).Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия.представления). ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработанаКантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности. ü Социокультурная программа.Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности. ü Программы постклассической гносеологии: Ø экзистенциально-феноменологическая § биопсихиологическая; § аналитическая; § герменевтическая.
Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.
Особенности постклассической гносеологии: ü отказ от принципа SOоппозиции; ü акцент на анализе вопросов субъектности; ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами; ü исследование прагматических функции языка и речи.
Структура познавательного процесса
Механизм познания имеет два уровня: 1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагментарность, конкретность. Оснвные формы чувственной ступени познания: a.ощущения; b.восприятия; c.представления. 2. Рациональный. Рациональное познание – это активный процесс обобщенного, абстрактного и опосредованного отражения действительности. Основные формы рациональной ступени познания: a.понятия, b.суждения, c.умозаключкения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.
Суждение – это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается либо отрицается что-либо.
Умозаключение – это логический вывод, связывающий два или несколько суждений.
Интуиция – это сплав мысли и чувства, это единство чувственного и рационального, это способность постижения истины путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательств, это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании бессознательно, предельно ясно осознается итог мысли – истина.
Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Различный ученые по-разному оценивают чувственную и рациональную ступень познания. Представители сенсуализма (сенсус-чувство) на первое место ставят чувственную сторону познания – Гельвеций, 18 век. Рационалисты на первое место ставят «рацио» – разум (Декарт, Лейбниц). Представители эмпиризма на первое место ставят опыт (Мах, Юм). В. И. Ленин: «Познание есть процесс от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |