Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1.Проблема сознания в истории философской мысли




Приступая к изучению этой темы, напомню, что мы будем говорить об уникальном свойстве человека – сознании. Каждый обладает сознанием, но кто из вас сможет сказать – что такое сознание?

Проблема сознания является одной из самых загадочных проблем, так как описать его очень трудно: ведь оно не существует как отдельный предмет, вещь. Но все о мире и о самом себе нам дано знать только благодаря сознанию. Весь мир переживаний, чувств, мыслей проходит через то, что мы называем сознанием.

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Многие философы определяют его как чудо мироздания, как великий дар человеку. Но, считают другие, сознание не только чудо мироздания, но и его тяжелый крест, поскольку в сознании человеку дано не только знание о мире, но и вся боль мира. Ведь человек, чтобы унять боль (душевную или физическую) в первую очередь старается отключить сознание. Некоторые для этого употребляют алкоголь и т.д. А самоубийство – чисто человеческое явление.

   Представления человека о сознании различны, и зависят они от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации. Но, тем не менее, проблема сознания остается одной из самых трудных и загадочных. То есть, является еще одной тайной человека.      

    Тем не менее, рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, поскольку связано с ролью этого феномена в жизни общества: сознание отличает человека от всех живых существ,и, не поняв сущности сознания, нельзя понять природу человека и творимого им мира.

Все это делает сознание предметом изучения многих наук, в том числе философии, психологии, биофизики, информатики, кибернетики, юриспруденции, психиатрии.

Вплоть до ХХв. философия занималась описанием способа существования вещей в сознании и изучением самого процесса сознания. В ХХв. философы стараются понять, как и почему в сознании человека мгновенно создается единый образ, каковы пределы его возможностей и есть ли они вообще? Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания.

 Начнем, как обычно, с античности, ведь им принадлежат великие научные догадки, в том числе и о сознании. При господствующем космоцентрическом мировоззрении, внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которое существует независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след на поле разума, «как печать оставляет след на воске».

Таким образом, античный человек еще не сосредоточен на своем внутреннем мире. Но эта философия открыла важнейшую сторону сознания – направленность на объект.В культуре христианства возникает потребность во внутреннем средоточии,которая была вызвана необходимостью общения с Богом. Через молитву человек погружался вовнутрь себя, отключаясь от внешнего мира. То есть, молилась душа человека. Вот она то, душа человека, его внутренний мир и становится объектов внимания средневековых философов. Кроме того, наряду с молитвой возникла практика исповеди, своего рода самоанализа и самоконтроля. Философыэтого времени, пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о себе, своем собственном духовном мире.

     Впервые оно было сформулировано Аврелием Августином(354-430гг.). Он делит сознание на уровне и представляет в виде сложной и упорядоченной системы духовного мира человека. Первый, высший уровень – сверх сознание, на уровне которого человек общается с Богом и эти редкие минуты «слияния» с ним он называет «отдохновением в Боге» и лучшими минутами его жизни. Второй уровень – рефлексы и рассуждения, уровень сознательной повседневности, но освещенной светом сверх сознания. И, наконец, уровень бессознательного, то, что впоследствии стали называть «подвалами психики». Речь идет об инстинктах и страстях человека, называемая им «греховной» сутью человека. То есть, здесь мы уже видим направленность философии на субъект,самого человека. Это не только в корне отличало средневековую философию от античной, но и дополняло ее открытием еще одной (важнейшей) стороны сознания – души.

     В Новое время человек (европеец), опираясь на его «величество – Разум», объявил себя «царем природы», началом и причиной всего, что с ним случается в мире (своей деятельностью даже способного творить мир). Это было началом антропоцентричного мировоззрения, что свидетельствовало о формировании нового духовного опыта в Европе. Человек освобождался от власти религии, объясняя свое происхождение не божественным творением, а природной эволюцией:согласившись с теорией Ч.Дарвина, согласно которой человек произошел из животного, человек признал свое прямое родство с обезьяной. По этому поводу русские философы – В.Соловьев, Н.Бердяев, не признавая столь ничтожное происхождение человека, недоумевали: «как можно претендовать на способность создавать великое, одновременно соперничая с богом, от которого так легко отказались?» «Мысль» стала основанием существования самого человека: во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что «я мыслю, значит – существую» (Р.Декарт). Поэтому сознание представлялось неким «сосудом», в который изначально заложены идеи (образцы) того, с чем предстоит человеку столкнуться в мире. Эти взгляды были переосмыслены К.Марксом. Он сформулировал идею вторичности сознания, то есть обусловленности сознания внешним факторам и, прежде всего, экономическими условиями. Такое развитие взглядов на сознание определило современный подход к данной проблеме.

Рассмотрим его.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...