Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результатом такой работы стало принятие ряда крупнейших законодательных актов этого периода, а именно – Судебника 1550 г.; Стоглава 1551 г. и Соборного Уложения 1649 г.




В период сословно-представительной монархии заметно оживилась законодательная деятельность. Обычаи стали отходить на задний план. Распространение ремесла и торговли, появление мануфактур, рост классовых и внутриклассовых противоречий, развитие государственного аппарата – все это потребовало усиления правового регулирования. В 1549 – 1550 гг. была проведена большая кодификационная работа, и в июне 1550 г. Земским Собором был утвержден новый Судебник. Судебник 1550 г. представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г., его называют еще Царским Судебником. Около 1/3 его статей являются новыми по сравнению с Судебником 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности в 50-е годы XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении. Подробнее говорится в Судебнике о розыске «лихих людей». Статья 52 Судебника 1550 г. гласила, что если подозреваемого обвинили в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. «Облихование» порождало особого субъекта – «лихого человека».

В Судебнике 1550 г. подробнее регламентирован судебный процесс. На основании статей Судебника можно сделать вывод об усилении роли центральных судебных органов, о возросшем значении великокняжеского суда.

Круг регулируемых отношений в Судебнике 1550 г. намного шире, чем в Судебнике 1497 г. В частности, в Судебнике 1550 г. регулируются кабальные отношения и кабальное холопство.

В Судебнике 1550 г. имеет место социальная направленность наказания, т.е. тяжесть наказания прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего.

Увеличилось число деяний, признаваемых преступными.

Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

Есть основания полагать, что Судебник 1550 г. был принят после его обсуждения представителями различных сословий. Безусловно, он был направлен на достижение общегосударственной стабильности после полосы межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание. Царь желал развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России стремились восстановить в полном объеме правовые принципы, закрепленные в Судебнике 1550 г.

После Судебника 1550 г. на церковном соборе 1551 г. был утвержден Стоглав (состоял из ста глав), поэтому получил такое название. Стоглав 1551 г. касался, главным образом церковных вопросов. Он принял решение об упорядочении церковных служб, о поднятии авторитета духовенства и церкви. При составлении Стоглава, использовались нормы церковного права, содержащиеся в Кормчей Книге, Правосудье митрополичьем.

Преступления против церкви до середины XVII века составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государства и церковных инстанций. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья, заточение в монастырь и др.).

После принятия Судебника 1550 г. новые указы, касавшиеся ведомства того или иного приказа записывались в особые книги. В результате появились Указные (или уставные) книги приказов. Кстати, ст. 98 Судебника 1550 г. закрепляла принцип последующей систематизации нормативных актов, не вошедших в судебники. В ней говорилось, что новые указы должны «приписываться» к тексту действовавшего судебника.

Большой интерес представляет собой Уставная книга Разбойного приказа (1555 – 1556 гг.). Она представляла собой свод уголовных дел, т.е. содержала нормы уголовного права и процесса, которые свидетельствовали об усилении карательной политики, о широком применении «розыска» – инквизиционной формы процесса.

Систематизация нового законодательства в приказах продолжалась и в XVII веке. Об изменении характера вотчинного и поместного землевладения ярко свидетельствует Указная книга Поместного приказа (отражает развитие законодательства с 1626 по 1648 гг.). Эта книга содержит специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.

Но важнейшим памятником права этого времени было Соборное Уложение 1649 г. – кодекс, определивший правовую систему Российского государства на многие десятилетия. Соборное Уложение было первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на места.

Изменения, происшедшие в политическом строе государства к середине XVII века, должны были получить отражение в праве.

Инстанции по должностным преступлениям дворянства и другим уголовным и гражданским делам. Только надворные суды имели право выносить приговор по делам о преступлениях, за которые полагалась смерть или ссылка на каторгу. Дела по доносам фискалов рассматривались только в надворных судах.

В 1720 году при надворных судах были учреждены прокуроры, которые следили за правильной деятельностью суда.

Для городского населения судебными органами были созданные в 1720 году магистраты, высшей инстанцией по судебным делам горожан был Главный магистрат.

В 1722 году судебные учреждения подверглись вновь реформе. Нижние суды упразднялись, а в каждой провинции были созданы провинциальные суды (состояли из воеводы и 2-х асессоров). Надворные суды сохранялись, они по–прежнему были апелляционной инстанцией (теперь для провинциальных судов).

Помимо гражданских судов Петр I создал военный суд (кригсрехт). Он состоял из 2-х инстанций: генеральный, то есть высший и полковой.

Генеральный суд разбирал дела высших воинских чинов, дела о преступлениях целых воинских частей, дела о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими. Он являлся также апелляционной инстанцией по отношению к полковому суду. Военные суды были коллегиальными, состояли из председателя и нескольких членов. При каждом суде был аудитор, который наблюдал за законностью, правильным ведением процесса. Решения военных судов утверждались военной коллегией, смертные приговоры над штабсофицерами утверждал сам монарх. Итак, отметим новые черты в судоустройстве, которые появились при Петре I:

· попытка отделить судебную функцию от административной;

· коллегиальное устройство судов;

· прокурорский контроль.

Однако следует отметить, что отделить суд от администрации с помощью петровской судебной реформы не удалось. Условия для этого ещё не созрели, отделение проводилось робко, непоследовательно. Надворные суды хотя и были созданы, но их президентами зачастую были губернаторы, то есть администрация держала эти суды в своих руках.

При Екатерине II в 1775 году вновь проводится судебная реформа. На этот раз был утвержден сословный суд отдельно для дворян, городских жителей и для государственных крестьян. В каждом уезде для дворян создавался: 1) уездный суд (уездный судья+2 заседателя, избирались дворянством на 3 года); 2) верхний земский суд был апелляционной инстанцией для дворянских уездных судов. Он был один на губернию, председателя суда назначал император, а 10 заседателей избирались дворянством на 3 года.

В городах для городских жителей нижней инстанцией были:

1) городские магистраты (избирались на 3 года);

2) губернские магистраты – это апелляционный орган (председатель + заседатели, которые избирались из горожан).

Суд над государственными крестьянами в уезде осуществляла:

1) нижняя расправа во главе с назначенным чиновником;










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...