Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая городская дума рассматривала текущие дела, собиралась несколько раз в год. Каждый разряд посылал в нее своих представителей, но главную роль играли купцы.




Шестигласная дума – постоянно действующий орган, управлял текущими делами, то есть это исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления. (Председатель плюс шесть депутатов от каждого разряда). Органы самоуправления были подчинены государственным властям (полицмейстерам и городничим). Государство, заинтересованное в развитии промышленности, обеспечивало наибольшие привилегии городским верхам, нарождающейся буржуазии. Владельцы мануфактур получили право покупать деревни с крепостными, их освобождали от несения разных повинностей.

Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных групп внутри каждого сословия и стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из 4 сословий, имевшихся в то время в стране.

Важно отметить, что по жалованной грамоте городам впервые к градскому обществу были причислены и дворяне, духовенство, которые имели дома в городе, а также интеллигенция.

Государственный строй

Абсолютная монархия, складывавшаяся во второй половине XVII века, в первое десятилетие XVIII века полностью оформилась, получила юридическое и идеологическое обоснование. Аристократическая Боярская дума, костяк которой составляли лица, занимающие в ней место по происхождению, по «породе», была ликвидирована и заменена после опробования ряда промежуточных учреждений (Консилия министров и др.) Сенатом (1711 г.). В 1721 г. Сенат преподнёс Петру I титул императора. Присвоение императорского титула имело международное значение. Это означало признание России великой европейской державой. В монархической номенклатуре титул императора занимал верхнюю ступеньку, он рассматривался выше королевского титула. Император обладал неограниченной властью: законодательной, исполнительной, военной, судебной. Он даже возглавлял с 1700 года русскую православную церковь. В руках императора находились все рычаги управления страной. Идеологически обосновывая необходимость самодержавия, «ученая дружина» Петра I утверждала, что монарх стоит выше частных и групповых интересов, что он радеет о всеобщем благе, что он призван опекать своих подданных, которые подобно детям не понимают своих собственных выгод. Отсюда – регламентирование каждого шага подданных, предписание, какое платье носить, в каких экипажах ездить и т.д., и т.п. Подданные же не имели права даже обсуждать действия монарха. В 1722 году был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог по своей воле определять своего преемника. Этот Устав был введен в связи с изменническим поведением сына Петра I Алексея, который вошёл в контакт с реакционными боярскими кругами и иностранными государствами.

Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. Как уже было сказано, в 1711 году был учрежден Сенат. Первоначально он был создан для управления страной во время отлучек царя, но затем он стал постоянным органом. Все его члены (первоначально 9 человек) были назначены царём из числа его непосредственного окружения, независимо от знатности. Во время отсутствия царя Сенат мог в случае необходимости издавать законы, но в 1722 году это право у него было отнято, так как Сенат пытался иногда злоупотреблять этим правом. Тем не менее, Сенат по-прежнему разрабатывал проекты законов и после их утверждения государем, законы эти публиковались. Сенат был высшим органом управления, он осуществлял контроль над деятельностью всех государственных учреждений, он был высшей судебно-апелляционной инстанцией, иногда являлся судом первой инстанции (по особо важным делам).

Перед вступлением в должность сенаторы должны были приносить присягу на верность государю и всему государству. По указу Петра I на заседаниях Сената не должно было быть «лишних слов и болтовни». За волокиту Петр сурово взыскивал с Сената. Так, например, когда Сенат не послал «Ведомостей» о позиции России на переговоры в Вене, Петр заявил: «Если впредь чего на бумаге не напишете, то на спинах ваших дописано будет». При Сенате был учрежден ряд контор: по принятию прошений на имя царя, по контролю за службой дворян и т.д. Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений. Главную роль в Сенате играло Присутствие, то есть общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались основные вопросы, подведомственные Сенату. При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение для государства. К таким относились фискалы. Они должны были «тайно проведывать» о всяких нарушениях указов государя и доносить царю.

Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором. Генерал-прокурор был ответственен только перед царем. Он осуществлял гласный надзор за деятельностью всех центральных учреждений, в том числе и за Сенатом. Петр I рассматривал его как своё око, т.е. «око государево». Ни одна бумага, выходившая из Сената, не миновала контроля генерал-прокурора. Прокуроры были введены для контроля во все коллегии и в органы местного управления. Если кто из губернаторов вовремя не предоставит ведомости, то губернский прокурор мог такого приковать цепями к креслу, пока он этих ведомостей не изготовит.

Вместо многочисленных приказов в 1719 г. Петром I были учреждены 12 коллегий. Коллегии – это центральные органы отраслевого управления. 3 коллегии – военная, адмиралтейская и иностранных дел считались главными, их президенты входили в состав Сената. Три коллегии руководили промышленностью и торговлей: берг-коллегия, мануфактур-коллегия и коммерц-коллегия. 3 коллегии ведали сбором финансов, их расходами и контролем над финансами (камер-коллегия, штатс-коллекгия, ревизион-коллегия). Юстиц-коллегия возглавляла судебную систему. Вотчинная коллегия ведала земельными вопросами. Духовная коллегия была органом церковного управления, позже была переименована в Святейший Синод и подчинена царю. Все остальные коллегии находились в подчинении Сената. Коллегии состояли из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Члены коллегии высказывали свои мнения, начиная с низших членов. Эти мнения записывались в протоколе, который подписывал не только президент, но и члены коллегии, чтобы, как выразился Петр I в одном указе, «дурость каждого всем видна была». Коллегии были не только административными, но и судебными учреждениями. В результате учреждения Сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат. Функции каждой коллегии были определены, а власть (в пределах своей компетенции) коллегии распространяли на территорию всей империи. В 1720 году царь утвердил Генеральный регламент – документ, определивший структуру коллегий, порядок их деятельности.

Сенат и коллегии сыграли большую роль в укреплении абсолютизма.

После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться. После реформы местного управления 1775 г., когда губернаторы получили право непосредственного доклада императору, сузилась компетенция Сената и как органа контроля за местным управлением. За Сенатом в основном сохранилось право высшего судебного учреждения страны. Как известно, после смерти Петра I последовала полоса дворцовых переворотов, и на императорском престоле подчас оказывались люди, неспособные реально осуществлять императорские функции. Стали возникать органы по форме как бы совещательные при императоре, но в действительности, дублировавшие императорскую власть, реально исполнявшие его функции. Таковыми были Верховный Тайный Совет (1725 – 1730 гг.) при неграмотной императрице Екатерине I (вдове Петра I) и 12-летнем Петре II (внуке Петра I), Кабинет Министров (1730 – 1740 гг.) при малограмотной Анне Ивановне (племяннице Петра I). Кстати, необходимо отметить, что при Анне Ивановне государством фактически управлял её фаворит Э. Бирон (управляющий царской конюшней). В последние годы царствования Елизаветы Петровны (дочери Петра I) страной правил граф, генерал П. Шувалов (начальник артиллерии), благодаря близости к императрице своего младшего брата И. Шувалова. Из фаворитов Екатерины II наиболее известен князь Потёмкин, крупнейший государственный деятель XVIII века, имевший большое влияние на императрицу.

Местное управление. Одновременно с реформой центральных органов Петр I провел реорганизацию местного управления. В 1708 г. вся территория страны была поделена на 8 губерний (чуть позже на 11). Во главе губерний были поставлены губернаторы из числа виднейших государственных деятелей, пользовавшихся доверием царя (Меншиков, Апраксин и др.). В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие отраслями управления. При губернаторе были учреждены советники (по 8-12 человек из числа местных дворян), исполнительным органом губернатора являлась губернская канцелярия. Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромной территории страны оперативно управлять непосредственно из центра, как это было в предшествующий период, было невозможно. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на местах от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они, будучи президентами коллегий, сенаторами (Меншиков и Апраксин – президенты «первейших» коллегий), практически не могли быть в губерниях, вместо них правили вице-губернаторы.

В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции (сначала 45, потом 50), провинции на округа (дистрикты). Провинции становятся основными единицами управления. Наиболее крупными провинциями руководили губернаторы, в остальных были воеводы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...