Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итак, при Петре I была создана на местах трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. В 1726 году дистрикты были упразднены и восстановлены уезды.




Петр I провел существенные изменения в управлении городами. В 1699 году он изъял города из ведения приказов и воевод и приказал создать в них выборные органы самоуправления – земские избы, а в столице Бурмистерскую палату (ратушу). Бурмистерская палата являлась центральным казначейством, куда поступали доходы с городов. Все функции управления в городах перешли теперь к выборным земским избам, воеводы осуществляли в городах лишь военные и полицейские функции.

Более основательная городская реформа была проведена в начале двадцатых годов XVIII века.

В городах были созданы магистраты, в Петербурге – Главный магистрат, который руководил деятельностью местных магистратов. Магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями. Президент, ратманы магистратов избирались на городской сходке из числа «первостатейных» людей, как правило, из купечества. Магистраты судили городское население по всем преступлениям, кроме государственных. Магистраты собирали налоги и подати, ведали городским хозяйством, создавали начальные школы, больницы, заботились о развитии мануфактур.

После смерти Петра I Главный Магистрат был упразднен, а городовые были подчинены губернаторам и воеводам.

Как уже говорилось, Петр I основной целью реформы местного управления считал приблизить управление к местам. Однако, цель эта не была достигнута. Губернии были слишком велики, руководители губерний, а затем провинций не имели достаточных сил для эффективного управления, а главное для подавления выступлений крестьян и работных людей. Поэтому после подавления пугачевского восстания правительство Екатерины II приступает к реформированию системы местного управления.

Главный смысл губернской реформы 1775 года заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Вся территория Российской империи была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 500 тысяч человек каждая. Губернии делились на уезды с численностью населения от 30 до 50 тысяч человек. Такая численность населения и размер территории уездов и губерний были признаны оптимальными при существовавших тогда средствах сообщения, а также с точки зрения полицейского контроля за населением. Характерно, что ни национальный состав населения, ни особенности экономики при определении границ губерний и уездов в расчет не принимались. Разукрупнение губерний вело к существенному увеличению численности чиновничества и расширению сети административно-полицейского контроля за населением. Все это должно было укрепить феодально-крепостнический строй в стране.

Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся власть в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое кроме него входили губернский прокурор и 2 советника.

Была учреждена также должность генерал-губернатора, обычно управлявшего несколькими губерниями. Полномочия генерал-губернатора были шире, чем губернатора. Ему подчинялись губернаторы, он принимал экстренные меры в случаях народных волнений, стихийных бедствий и т. д. Провинции по реформе 1775 года были упразднены, количество уездов увеличилось. Для управления уездами создавались особые учреждения – нижние земские суды (административно-полицейские органы) во главе с капитан-исправником и заседателями, избираемыми местным дворянством.

Крупными городами управляли теперь полицмейстеры, а небольшими – городничие. Губернская реформа 1775 года создала в губерниях сильную власть, обладавшую вооруженной силой и полицией. Реформа законодательно закрепила открытую диктатура дворянства на местах, отдав в руки местным дворянам полицейскую власть в уездах. Был усилен контроль со стороны дворянства за всеми кадровыми назначениями в губерниях (на эти назначения требовалось согласие губернского предводителя дворянства).

Составным элементом реформы административно-управленческой системы явилось учреждение полиции. Полиция в системе государственного аппарата появляется в начале XVIII века. В 1718 году учреждается должность генерал-полицмейстера в Петербурге, а в 1722 году обер-полицмейстера в Москве. Полиция опиралась в своей деятельности на старост улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников.

Главными задачами полиции были: борьба с уголовной преступностью, охрана общественного порядка, обеспечение санитарной, пожарной безопасности, ловля беглых и беспаспортных. Кроме того, полиция должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сословию образ жизни, носили соответственно каждому сословию одежду. Не случайно абсолютизм получил в истории название «полицейского государства». Характерной чертой русской полиции являлся её военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.

В связи с усилением волнений в стране в 1782 году в городах были созданы специальные полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению и состояли из городничего, пристава по уголовным делам, пристава по гражданским делам и двух ратманов, избиравшихся горожанами. Город делился на полицейские части во главе с частным приставом. Городская часть включала от 200 до 700 дворов, она делилась на кварталы (от 50 до 100 дворов), кварталы имели квартальных надзирателей. Таким образом, города были опутаны разветвленной системой полицейских органов.

Политическая полиция была строго централизованной и подчинялась непосредственно царю.

Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают Преображенский приказ (создан в 1689 году) и Тайная канцелярия (1718 год). Они беспощадно подавляли всякое недовольство политикой царизма. При ведении следствия широко применялись пытки. Более 70% всех судебных процессов, проведенных Преображенским приказом, были процессы против крестьян, посадских людей, выступавших против дворян. Подобные процессы обычно кончались вынесением смертных приговоров. Преображенский приказ пресекал также всякие антипетровские выступления боярской оппозиции, некоторой части духовенства.

Тайная канцелярия, как и Преображенский приказ, осуществляла следствие и суд по политическим преступлениям. Именно в ней и расследовалось дело о побеге за границу сына Петра I царевича Алексея.

После смерти Петра I Тайная канцелярия и Преображенский приказ были ликвидированы, а их полномочия перешли сначала к Сенату, а затем к созданной в 1731 году Канцелярии тайных розыскных дел. В 1762 году она была упразднена, но в этом же году создается Тайная экспедиция Сената. Она развернула особенно бурную деятельность во время крестьянской войны 1773 – 1775 годов. За участие в восстании 1773 – 1775 годов были осуждены свыше 20 тыс. человек.

Сильная армия, как и полиция, является непременным атрибутом абсолютистского государства. Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII века. Уже тогда создаются полки «нового строя». Но их было еще немного и основу вооруженных сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но они не могли всерьез противостоять регулярным войскам западных стран. Решение внешнеполитических задач, стоявших перед Россией, требовало проведения радикальной военной реформы. России нужна была массовая регулярная армия.

В 1705 г. вводится рекрутская система комплектования армии. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, а офицеры – из дворян. До 1723 года существовала подворная раскладка при наборе рекрутов. По одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в пять лет или каждый год по одному от 100 дворов. После проведения подушной переписи с 1723 года перешли к раскладке рекрутов по числу душ мужского пола. Вся тяжесть рекрутских наборов падала на крестьян и посадских людей. Верхи посада – купцы, заводчики, фабриканты освобождались от рекрутской повинности. Дети духовенства так же были освобождены от службы в армии. Служба в армии продолжалась 25 лет. Такой длительный срок службы позволял вымуштровать так солдата, что он мог быть использован для любых целей, в том числе и для подавления народных восстаний. Так была создана кадровая армия из профессиональных воинов. Русская армия отличалась от западноевропейских тем, что она комплектовалась не наемниками, продававшими свою шпагу тому, кто больше заплатит, а на основе воинской повинности населения.

Армия содержалась полностью за счет государства, она одета была в единообразную форму, вооружена казенным оружием (до Петра I оружие, лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Обучение армии шло по единому Воинскому уставу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...