Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Компетенция органов местного управления и самоуправления
Содержание и пределы функций органов местного управления и самоуправления устанавливается в ряде стран конституциями, например, в Мексике, но обычно они устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими такие отрасли государственного управления как здравоохранение, просвещение. В федеративных государствах определение прав и обязанностей муниципальных органов относится к ведению законодательных органов субъектов федерации. В таких странах как Канада, Великобритания муниципальные органы могут обращаться в парламент государства с просьбой об издании законов, именуемых частными биллями, которые устанавливают для них какие-либо дополнительные полномочия и льготы. В США и ряде других стран определенная часть городов и графств имеют особые хартии и уставы самоуправления, которыми регулируются структура и компетенция их муниципальных органов (эти хартии утверждаются законодательными органами штатов). Пределы полномочий местных органов в Великобритании, США, большинства других государств, устанавливаются путем детального перечисления их прав, обязанностей и предметов ведения. Местные органы могут совершать только те действия, которые прямо предписаны законом. В некоторых странах, таких как Германия, формально признается право муниципалитетов осуществлять действия, не запрещенные законом. Фактически же в этих странах столь велико число установленных законом запретов, что муниципальные органы зачастую лишены возможности проявлять инициативу во многих делах местного значения. Законодательство зарубежных стран обычно подразделяет полномочия местных органов на обязательные и необязательные. К числу обязательных относятся полномочия, имеющие фактически общегосударственное значение. Это, прежде всего: охрана окружающей среды, дорожное хозяйство, санитарное состояние населенных пунктов, противопожарная служба, охрана правопорядка, содержание школ и ряд других. Необязательными являются полномочия реализуемые по собственному усмотрению местных органов управления. К ним относятся: осуществление различных видов обслуживания населения – организация муниципального транспорта, водо-, газо-, электро-, теплоснабжение, создание муниципальных больниц, коммунально- бытовых предприятий, жилищное строительство, оказание социальной помощи малоимущим за счет муниципальных доходов, строительство и содержание домов для престарелых, инвалидов, строительство ночлежек. Основными методами муниципальной деятельности являются регулирование, контроль и непосредственное управление муниципальным имуществом, предприятиями и учреждениями. Регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей в области местного хозяйства состоят в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятие различными промыслами, а также в установлении правил торговли, застройки населенных пунктов, выделение участков под жилищное, промышленное строительство, в наблюдении за соблюдением природоохранного законодательства. Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся состоящие в муниципальной собственности предприятия, в основном в сфере коммунального хозяйства и бытового обслуживания, определенная часть жилого фонда, школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения. В ряде стран, например, в Германии, Австрии муниципалитеты владеют промышленными предприятиями, в том числе и на паях с частными компаниями. Полномочия местных органов управления в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, выдачу разрешений или наложение запрета на проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетов, других форм общественно-политической деятельности населения, издание предписаний по осуществлению противопожарного, санитарного надзора. В таких странах как США, Франция, Канада и других, в ведении органов местного управления находятся местные полицейские силы, осуществляющие несение патрульной, охранной службы и другие виды полицейской деятельности. Важнейшие полномочия органов местного управления представлены в бюджетно-финансовой сфере. Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении местные сообщества имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. При этом финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны полномочиям, предусмотренным конституцией или специальным законодательством. При осуществлении финансовых взаимоотношений центрального правительства и органов местно управления и самоуправления в большинстве стран принят принцип финансовой автономии местных самоуправляющихся единиц. Согласно этого принципа муниципальные образования являются независимыми в финансовом отношении. Но при этом они не могут расходовать больше средств, чем заложено в местном бюджете. Финансовая база местных бюджетов складывается из собственных доходов муниципальных образований и дотаций из государственного бюджета. Главный источник собственных доходов – это налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Большое значение для доходов муниципалитетов имеют такие источники как компенсации за предоставленные муниципалитетами услуги (плата за водоснабжение, канализацию, рыночные пошлины, выдачу дорожных документов), а также доходы от муниципальных и совместных с частными компаниями предприятий. Доходы органов местного управления, как правило, недостаточны для покрытия расходов, поэтому широкое распространение получила практика выделения муниципалитетам правительственных субсидий, которые имеют общее и специальное назначение, то есть они могут выделяться и соответственно расходоваться строго на установленные цели, например, на строительство жилья, образование, медицинское обслуживание, либо на все предусмотренные в бюджете цели. В различных странах правительственные субсидии составляют от 15% до 60% доходов местных бюджетов. Эти субсидии порождают сильную зависимость органов местного управления и самоуправления от центрального правительства, причем не только в финансовых, но и в политических вопросах. Составление и утверждение бюджета является прерогативой местного представительного органа, который таким образом определяет общую финансово-экономическую политику в пределах своего муниципального образования. Проект бюджета готовит, как правило, исполнительный орган муниципалитета. Законодательство зарубежных стран о местном управлении и самоуправлении обычно предусматривает перечень обязательных расходов на образование, эксплуатацию дорог, содержание пожарной, полицейской, медицинской и других служб, содержание исполнительной власти, непредвиденные расходы. Кроме ежегодного бюджета практикуется составление долгосрочного бюджета, рассчитанного на несколько лет, основной целью которого является перспективное планирование, определение приоритетных сфер деятельности муниципальных образований и создание запасов денежных средств для развития различных сторон деятельности муниципального сообщества. Законодательство скандинавских стран, Австрии, Великобритании устанавливает достаточно широкий круг полномочий региональных органов местного управления и самоуправления. В частности, к компетенции региональных советов относится региональное планирование, управление благоустройством, вопросы градостроительства, образования и профессионального обучения, здравоохранения и другие сферы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |